Полномочия и их эффективное распределение в организации (на примере ОАО «ЗИ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теории полномочий на примере действующего предприятия (ОАО «ЗИ»). Объектом изучения выступает ОАО «ЗИ». Предметом исследования являются полномочия и их распределение.
Курсовая работа состоит из трех частей.
В первой части раскрывается сущность полномочий, дается понятие делегирования полномочий, рассказывается о концепциях полномочий. Также рассматриваются виды полномочий и эффективное распределение их в организации.
Во второй главе проводится анализ системы полномочий на примере ОАО «ЗИ». Здесь дается краткая характеристика деятельности предприятия, проводится анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи на примере отдела маркетинга. Далее проводится анализ диапазона контроля и факторов на него влияющих.
В третьей главе выявляются недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ» и даются рекомендации по их устранению.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность полномочий;
- изучить виды полномочий;
- дать характеристику ОАО «ЗИ»;
- провести анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи ОАО «ЗИ»;
- провести анализ диапазона контроля и факторов, на него влияющих;
- выявить недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ»

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

     - объем инструктажа, необходимого  подчиненным

     - степень сходства или различия  работы подчиненных

     - наличие и использование объективных  норм оценки выполнения работы

     - темпы изменений в организации

     - техника связи

     - личность руководителя

     В ходе эксперимента американской компанией «Локхид» были выявлены 6 переменных, которые влияют на диапазон контроля:

     - аналогичность функций подчиненных 

     - географическая близость подчиненных

     - комплексность функций

     - степень необходимого контроля

     - координация с деятельностью других подразделений

     - планирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  системы полномочий на примере ОАО  «ЗИ»
 

     2.1 Краткая характеристика общего состояния организации  

     13 июля 1994 года образовано ОАО «Знамя  индустриализации»    согласно  приказу Министерства РБ № 220 от 30.06.1994г. путём преобразования государственного предприятия Витебской швейной фабрики «Знамя индустриализации» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности РБ (т. е. форма собственности - коллективная). С 12.08.94г. начата продажа акций членам коллектива и приравненным к ним лицам. Уставный фонд ОАО «Знамя индустриализации» равен 3968388 тыс. руб.(440932 акции).

     Немаловажным  при изучении деятельности организации является рассмотрение производственной и организационной структуры. Существующая структура управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом позволяет обеспечить работу предприятия, однако, с учетом снижения финансовых показателей она не решает поставленных перед ней задач. Организационная структура управления предприятием отражена в приложение А.

     Как видно из приложения А, представленная структура линейно- функционального типа, которая имеет три уровня (ступеней) управления и звенья ( к звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть).

     Организационно-правовая форма предприятия предполагает наличие двух основных органов управления предприятием: собрание акционеров и директор.

     Высшим  органом управления ОАО «ЗИ» является общее собрание акционеров. Общее  собрание вырабатывает направления  экономического и социального развития, устанавливает порядок распределения прибыли; устанавливает направления внешнеэкономической деятельности.

     Все вопросы оперативной деятельности предприятия решаются директором и назначенными им заместителями, руководителями подразделений аппарата управления. Решения по социально-экономическим вопросам деятельности предприятия вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового коллектива на общем собрании.

     Для ОАО «ЗИ» характерно производственно-техническое  и организационно-экономическое  единство, а также хозяйственная самостоятельность. Производственно-техническое единство означает тесную взаимосвязь всех составляющих частей предприятия, которая определяется общностью назначения производственного процесса. Техническая взаимосвязь дополняется наличием вспомогательного и обслуживающего хозяйств. Организационно-экономическое единство характеризуется наличием единых органов управления, единого производственного коллектива, административной обособленности, взаимосвязью плана производства с обеспечивающими его выполнение материальными, техническими и финансовыми ресурсами, организационной деятельности на основе коммерческого расчета.

     В подчинении директора находятся  его заместители, которые являются линейными руководителями и отвечают за достижение главных целей организации.

     В целом, в качестве недостатка ОСУ управления можно отметить высокий уровень централизации управленческих функций, что значительно замедляет принятие и реализацию важнейших решений, перегрузку верхнего и среднего управленческого звена.

     В качестве достоинства рассмотренной  ОСУ можно отметить, что в ней закреплены функции управления между структурами подразделениями, установлены рациональные связи между ними и линейным персоналом.       

       ОАО “Знамя индустриализации”  относится к концерну “Беллегпром”.

     Производственные  мощности по выпуску швейных изделий в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции составляют 330 – 380 тысяч единиц в год. Производственные мощности используются на 38 %. 

     Фабрика выпускает одежду пальтового, плащёво-курточного, костюмного и летнего ассортимента. Это мужские и женские зимние и демисезонные пальто, полупальто, плащи из смесовых тканей, куртки, жакеты, блейзеры, брюки, юбки. Специализация предприятия менялась в разные периоды, но с 70-х годов это мужская верхняя одежда (пальто, полупальто, куртки, меховые полушубки).

     На  рынке Республики Беларусь предприятие  осуществляет реализацию продукции  через фирменную торговлю, а также  госторговлю и предприятия потребкооперации. Достоинства поставок на внутренний рынок: достаточная рентабельность, гарантированная оплата продукции по инкассовой форме расчёта. Недостатки: ограниченные финансовые возможности покупателей и связанная с этим сложность формирования товарного рынка РБ, необходимость валютных средств для закупки импортного сырья и комплектующих.

     С целью продвижения товара на рынки дальнего и ближнего зарубежья проводятся выезды на выставки-ярмарки. Это ежегодные выставки Росэкспо, Белинтерэкспо, Белэкспо и другие. Производство конкурентоспособной продукции требует обеспечения качественным и модным основным сырьём, прикладными материалами и фурнитурой. Их предприятие вынуждено покупать за рубежом. Основной ассортимент предприятия – изделия из плащевой ткани ОАО «Моготекс», но выпускаемый ими ассортимент в последние годы не обновлялся. Фабрика сотрудничает с такими фирмами, как «Софитель-Оптим», «Бикор-Оптим», «НИИЛ-ТЭКС», «Модиос Окно», «Гермес» (Россия), «Ковры», «Аквитан», «Литопласт» (Беларусь).

    Кооперированные связи налажены с ОАО «КИМ»  и фабрикой художественных изделий. От них поступают вышивка и дополнительные трикотажные детали для швейных изделий.

     Закупка сырья производится на тендерной  основе, так как ценовой фактор имеет большое значение при формировании цены на изделия.

     В рамках программы импортозамещения  ОАО «Знамя индустриализации» практически полностью перешло на отечественные вспомогательные материалы.

     До 2015 года планируется частичный переход  на ткани отечественного производства, если они будут соответствовать  всем требованиям.

    В соответствии с действующим законодательством  на предприятии отсутствуют коммерческие структуры. Новые виды деятельности не осуществляются, хотя есть дополнительные: котельная обеспечивает тепловой энергией ближайшие дома, а в столовой проводятся мероприятия для населения.

    Общество  не может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

    Ответственность перед деловыми партнёрами определяется в договорах, заключаемых с ними. В случае несоответствия качества продукции стандартам виновных определяет отдел контроля качества.

    Социальная  ответственность предприятия минимизирована, так как в ведении предприятия  остались только общежитие и столовая. Оздоровительный лагерь, детские сады, медицинские учреждения переданы в ведение государства.

      Основные  технико-экономические показатели работы предприятия отражены в таблице 2.1

      Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Знамя индустриализации» за 1-ое полугодие 2009-2010 гг.

Показатель Январь-июнь Темп

роста, %

2009 2010
1 2 3 4
ТП  в действующих ценах без налогов, млн.руб.

- по  производству

- по  реализации

 
 
2932

2142

 
 
3405

2359

 
 
116,1

110,1

ТП  в сопоставимых ценах на 1.01.2010, млн.руб. 9980 10702 107,2
Товары  народного потребления в ценах 2010г., млн.руб. 10376 11767 113,4
Выпуск  продукции в натуральном выражении, тыс.шт.

- всего

- в т.ч.  ТНП

  давальческие

 
 
160

30

130

 
 
169

23

146

 
 
105,6

76,7

112,3

Списочная численность всех работающих, чел. 1350 1277 94,6
Средняя з/п всех работающих, руб. 252242 291978 115,8
в т.ч.ППП 255718 295942 115,7
из  него: рабочие 241768 278032 115,0
руководители, специалисты, служащие 332061 393168 118,4
Себестоимость товарной продукции, млн.руб.

- по производству

- по  реализации

 
 
3424

2055

 
 
4108

2269

 
 
119,9

110,4

Прибыль (убыток) , млн.руб.

- по  производству

- по  реализации

 
-492

+87

 
-703

+90

 
142,9

103,4

Рентабельность (убыточность), %

- по  производству

- по  реализации

 
-14,4

+4,2

 
-17,1

+4,0

 
118,7

95,2

Затраты на 1 руб. ТП, коп.

- по  производству

- по  реализации

 
116,78

95,94

 
120,65

96,18

 
103,3

100,2

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

- с налогами

- без  налогов

 
 
2497

2142

 
 
2771

2359

 
 
110,9

110,1

Запасы  готовой продукции

- в действующих ценах, млн.руб.

- в натуральном  выражении, тыс.шт.

На 01.07.09г.

1638

84

На 01.07.10г.

1880

90

 
114,8

107,1

     Составлено  автором по данным организации

 

     При анализе показателей можно сделать  следующие выводы:

     1)Наблюдается рост объёма товарной продукции в сопоставимых ценах на 7,2%. При оценке выпуска продукции в натуральном выражении очевидно, что работа на давальческом сырье в этом году протекала лучше, чем работа для внутреннего рынка. Однако работа с инофирмами не обеспечивает поступление денежных средств, необходимых для закупки сырья и материалов, и производства изделий для рынка РБ, так как выручка от исполнения заказов предусматривает только оплату услуг, цены на которые остаются стабильными в валютном выражении, несмотря на рост затрат на изготовление. Планируемая же прибыль от производства услуг не позволяет пополнять оборотные средства в размере, необходимом для производства изделий из собственного сырья.

     2)Прибыль от реализации на ОАО «Знамя индустриализации» составила: за 1-ое полугодие 2009г. – 87 млн.руб. и за соответствующий период 2010г. – 90 млн.руб., что говорит о незначительной, однако положительной динамике данного показателя работы предприятия.

     3)В связи со сложившимся положением на ОАО “Знамя Индустриализации” происходят сокращения рабочих, руководителей, специалистов и служащих: среднесписочная численность всех работающих в 2009 году была 1350 человек, а в 2010 году - 1277 человек, то есть произошло сокращение численности на 73 человека (или на 5%).

     4) Себестоимость товарной продукции по производству выросла на 19,9 %, по реализации - на 10,4 %. Также выросли затраты на 1 рубль товарной продукции: по производству в первом полугодии они составили 120,65 копеек, по реализации – 96,18 копеек.

     5)Увеличились запасы готовой продукции на складах, что говорит о неудовлетворительной работе отдела маркетинга и сбыта.

    Проанализировав технико-экономические показатели, можно прийти к выводу, что предприятие  работает в себе в убыток. При этом за первое полугодие 2010 года предприятие получило убытка 693 млн.руб., а убыточность производства составила 13,1 %.  

    2.2 Анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи на примере отдела маркетинга 

     Организационная структура управления ОАО «ЗИ» относится к типу механических структур, а именно – линейно-функциональная  (организационная структура предприятия представлена в приложениях). Всю полноту власти берет на себя генеральный директор. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных  подразделений (отделов, служб, бюро и т.п.). Функциональные структурные подразделения проводят свои решения в жизнь через главного линейного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Информация о работе Полномочия и их эффективное распределение в организации (на примере ОАО «ЗИ»)