Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории полномочий на примере действующего предприятия (ОАО «ЗИ»). Объектом изучения выступает ОАО «ЗИ». Предметом исследования являются полномочия и их распределение.
Курсовая работа состоит из трех частей.
В первой части раскрывается сущность полномочий, дается понятие делегирования полномочий, рассказывается о концепциях полномочий. Также рассматриваются виды полномочий и эффективное распределение их в организации.
Во второй главе проводится анализ системы полномочий на примере ОАО «ЗИ». Здесь дается краткая характеристика деятельности предприятия, проводится анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи на примере отдела маркетинга. Далее проводится анализ диапазона контроля и факторов на него влияющих.
В третьей главе выявляются недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ» и даются рекомендации по их устранению.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность полномочий;
- изучить виды полномочий;
- дать характеристику ОАО «ЗИ»;
- провести анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи ОАО «ЗИ»;
- провести анализ диапазона контроля и факторов, на него влияющих;
- выявить недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ»
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления предприятия. Информация о количестве уровней управления, иерархий и функциональных областях представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.2 – Иерархия уровней управления ОАО «ЗИ»
Уровень управления | Посты и должности |
Управление высшего звена | Общее собрание
акционеров
Наблюдательный совет Генеральный директор ОАО «ЗИ» |
Заместители
генерального директора по функциональным
областям (по коммерческим вопросам, по
производству, по экономическим вопросам,
по идеологической работе и техническим
вопросам)
Главный бухгалтер | |
Управление среднего звена | Главный технолог
Главный конструктор Главный механик Главный энергетик Ведущий экономист по ценным бумагам Начальники ЧНП и ТП |
Начальники отделов, цехов | |
Заместители начальников отделов, цехов | |
Старшие мастера | |
Начальники смен | |
Управление низового звена | Бригадиры
Старшие контролеры |
Такой процесс называется скалярным. Посредством его и передаются линейные полномочия. Полученная иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Чем четче линия полномочий от высшего должностного лица на предприятии до любого подчиненного, тем более эффективен процесс принятия решений и коммуникации в масштабах всего предприятия.
Анализ скалярной цепи и информационных потоков проведем на примере отдела маркетинга и сбыта.
Отдел маркетинга и сбыта ОАО “ЗИ” является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется замдиректору по коммерческим вопросам.
Рассмотрим
скалярный процесс, касающийся вышеуказанного
отдела маркетинга. Делегирование полномочий
осуществляется с высшего уровня иерархии
– общее собрание акционеров – и движется
по линейной цепочке вниз – наблюдательный
совет - генеральный директор - заместитель
генерального директора по коммерческим
вопросам – и завершает данный процесс
отдел маркетинга. Суть этого процесса
состоит в том, что руководитель предоставляет
подчиненным свободу действий в решении
тех или иных вопросов, специальных заданий,
т.е. передает им часть своих полномочий,
при этом всю ответственность, как правило,
продолжает нести этот руководитель. Обычно
делегируются: специализированная деятельность,
рутинная работа, частные вопросы деятельности,
подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка
целей, принятие решений по выработке
политики предприятия, контроль результатов
и т.п., задачи особой важности, задачи
высокой степени риска, необычные, исключительные
дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие
времени для объяснения и перепроверки.
Фактический состав функций управления
установлен на основе изучения действующих
на предприятии нормативных документов:
положений о подразделениях и должностных
инструкций.
Отдел маркетинга создан с целью:
-максимальной
адаптации производства к
-воздействия
на рынок и потребительский
спрос с помощью всех
-развития
и поощрения на предприятии
творческого подхода к решению
возникших в результате
-обеспечения целевого управления процессом производства.
Поставленные перед службой цели достигаются решением следующих задач:
-комплексного изучения рынка;
-выявление
потенциального спроса и
-планирование товарного ассортимента и цен;
-разработки
мер для наиболее полного
-разработки
мер по совершенствованию
Функции отдела маркетинга:
-исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству;
-ориентация
разработчиков новой продукции
на выполнение требований
-анализ
конкурентоспособности
-выполнение
расчетов и подготовка
-составление предварительной сметной калькуляции товарной продукции и проекты цен на выпускаемую продукцию, участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции;
-участие
в разработке мероприятий по
снижению себестоимости
-контроль
внедрения мероприятий с
-выдача
предложений по улучшению
-организация
работ по анализу ценовой
-оформление
и согласование бизнес-планов, формирование
предложений по организации
-оформление
и отправка заявок, поиск инвесторов,
подготовка и участие в
-разработка
стратегии маркетинга с учетом
потребностей в данной
-разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;
-обеспечение
участия предприятия в
-изучение
и использование передового
-анализ
состояния реализации
-подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;
-подготовка
материалов маркетинговых
-подготовка,
согласование и заключение
Изучим положение об отделе маркетинга на основе должностных инструкций:
1.1
Отдел маркетинга является
1.2
Отдел возглавляется
1.3
Структуру и штаты отдела
Вместе
с полномочиями и правами данное
подразделение несет
-
необеспечение отгрузки
-
необеспечение поступления
-
некачественное и
Информацию
о численности работников данного отдела
сведем в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Структура отдела маркетинга.
Наименование должности | Количество подчиненных согласно штатному расписанию |
Начальник отдела маркетинга и сбыта | - Заместитель начальника
отдела маркетинга и сбыта
- Ведущий маркетолог - Маркетолог |
Всего: 3 человека |
Таким образом, отдел маркетинга и сбыта на ОАО ”ЗИ” выполняет важнейшие функции, необходимые как для производства в целом, так и для сбыта в частности. Он даёт необходимую информацию о том, какую продукцию нужно производить чтобы она пользовалась на рынке спросом, осуществляет различные исследования в этой области. Также специалисты отдела проводят различные мероприятия для организации наибольшего сбыта продукции. То есть можно сказать, что без функции маркетинга в современных условиях ни одно предприятие не способно успешно осуществлять свою деятельность.
В соответствии с анализом функций, выполняемых отделом маркетинга, и анализом функциональных обязанностей персонала можно сделать следующие выводы, характеризующие целесообразность функционирования отдела как самостоятельного структурного подразделения:
-
наименование данного
- дублирование функций в отделе маркетинга отсутствует;
- эффективному выполнению функций отдела способствуют в большей мере горизонтальные связи на уровне предприятия, чем иерархические;
- масштаб деятельности данного подразделения весьма широк. Таким образом, было бы правильнее увеличить численность работников отдела с целью уменьшения перегрузки при выполнении возложенных функций;
- деятельность отдела маркетинга и сбыта влияет на принятие стратегических и оперативных управленческих решений, повышает эффективность экономического руководства.
Кроме подразделения маркетинга и сбыта часть маркетинговых функций выполняется и некоторыми другими подразделениями. В частности это отдел внешнеэкономических связей, отдел материально-технического снабжения и фирменный магазин. Дублирование их полномочий можно выявить, проанализировав должностные инструкции начальников этих подразделений, а также их подчиненных.
Информация о работе Полномочия и их эффективное распределение в организации (на примере ОАО «ЗИ»)