Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории полномочий на примере действующего предприятия (ОАО «ЗИ»). Объектом изучения выступает ОАО «ЗИ». Предметом исследования являются полномочия и их распределение.
Курсовая работа состоит из трех частей.
В первой части раскрывается сущность полномочий, дается понятие делегирования полномочий, рассказывается о концепциях полномочий. Также рассматриваются виды полномочий и эффективное распределение их в организации.
Во второй главе проводится анализ системы полномочий на примере ОАО «ЗИ». Здесь дается краткая характеристика деятельности предприятия, проводится анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи на примере отдела маркетинга. Далее проводится анализ диапазона контроля и факторов на него влияющих.
В третьей главе выявляются недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ» и даются рекомендации по их устранению.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность полномочий;
- изучить виды полномочий;
- дать характеристику ОАО «ЗИ»;
- провести анализ функциональных обязанностей и скалярной цепи ОАО «ЗИ»;
- провести анализ диапазона контроля и факторов, на него влияющих;
- выявить недостатки в системе распределения полномочий на ОАО «ЗИ»
Должностные обязанности менеджера по внешнеэкономическим связям:
- осуществлять
руководство разработкой
- разрабатывать
технико-экономическое
- разрабатывать рекомендации по развитию новых форм внешнеэкономического сотрудничества;
- составлять
аннотации, тематические
- организовывать работу по увеличению объема экспортных поставок, вовлечению в экспорт других видов товаров и ресурсов;
- осуществлять
согласование работы
- подготавливать для руководства предприятия информацию по всем вопросам внешнеэкономических связей.
Должностные обязанности начальника отдела материально-технического снабжения:
- организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.
- руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.
- изыскивает источники покрытия этой потребности за счет внутренних ресурсов.
- обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.
- организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупку материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи.
- обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектности и хранение на складах предприятия.
- подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров.
- руководит разработкой стандартов предприятия по материально-техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.
- обеспечивает контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.
- руководит разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов.
- организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения.
- обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.
- организует учет движения материальных ресурсов на складах предприятия, принимает участие в проведении инвентаризации материальных ценностей.
- обеспечивает составление установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия.
Фирменный магазин связан с отделом маркетинга, так как выполняет функцию одну из функций отдела – сбыт готовой продукции.
Проанализировав
должностные инструкции начальника
отдела материально-технического снабжения
и начальника отдела внешнеэкономических
связей, можно прийти к выводу, что некоторые
их функции пересекаются с функциями начальника
отдела маркетинга. Например, начальник
отдела внешнеэкономических связей должен
составлять аннотации, тематические обзоры
о конкурентоспособности выпускаемой
предприятием продукции. А начальник отдела
материально-технического снабжения организует
изучение оперативной маркетинговой информации
и рекламных материалов о предложениях
мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок,
осуществляет надзор за правильностью
хранения, транспортировки и использования
продукции и др. Таким образом налицо дублирование
некоторых полномочий.
2.3
Анализ диапазона контроля
и факторов на него влияющих
Определение
оптимального диапазона контроля сводится
к определению нормы
Первоначально исследования были направлены на установление конкретного числового значения диапазона контроля. Эмпирическим путем было установлено, что обычно число подчиненных было 4-8 человек на высшем и среднем уровне и 15 на нижнем уровне.
Грейкунас разработал теорию связи и установил, что эффективный диапазон контроля зависит от числа отношений между руководителями и подчиненными. Он выделил три вида отношений: прямая единичная связь, прямая групповая связь, перекрестная связь.
, где
X – число связей,
n – количество подчиненных
При расчете числа связей в отделе маркетинга получим:
Эту теорию критикуют за то, что в управленческой практике не столь важно число связей, сколько их частота, время, качество.
Дальнейшие исследования сконцентрированы на поисках факторов, которые влияют на эффективный диапазон контроля. Были установлены следующие факторы:
- объем инструктажа, необходимого подчиненным
- степень сходства или различия работы подчиненных
-
наличие и использование
- темпы изменений в организации
- техника связи
- личность руководителя
В ходе эксперимента американской компанией «Локхид» были выявлены 6 переменных, которые влияют на диапазон контроля:
-
аналогичность функций –
-
комплексность функций –
-
руководство и контроль - данная
переменная определяет
-
координация – переменная
- планирование – выделение этой переменной отражает важность, сложность и временные затраты на выполнение функции планирования;
-
географическая близость
Данные переменные диапазона контроля разделим на степени важности (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Степень управленческой нагрузки в зависимости от величины диапазона управления (цифры показывают их относительные веса)
Переменная | Степень важности | ||||
1.Аналогичность функций | Идентичные 1 |
Существенное сходство 2 |
Похожие 3 |
Внутренне различные 4 |
Отличные существенно 5 |
2.Комплексность функций | Простые однообразные 2 |
Шаблонные 4 |
Некоторая сложность 6 |
Сложные, разнообразные 9 |
Комплексные, разнообразные 10 |
3.Руководство и контроль | Минимальный контроль 3 |
Ограниченное руководство 6 |
Умеренное руководство 9 |
Часто повторяющиеся
меры руководства 12 |
Постоянный, жесткий
контроль 15 |
4.Координация | Минимальная связь
с другими подразделениями 2 |
Взаимоотношения,
ограниченные определенными причинами 4 |
Умеренные взаимоотношения,
легко, контролируемые 6 |
Существенные тесные
взаимоотношения 8 |
Обширные, тесные
связи с подразделениями 10 |
5.Планирование | Максимальный масштаб
и комплексность 2 |
Ограниченный простор
и сложность 4 |
Умеренный простор
и сложность 6 |
Требуются значительные
усилия, направляемые только политикой
фирмы 8 |
Требует огромных
усилий, масштабы и направления не ограничены 10 |
6. Географическая близость | Все вместе 1 |
Все в одном
здании 2 |
Различные здания
одного завода 3 |
Различное местоположение»
одна географическая местность
4 |
Различные географические
местности 5 |
Рекомендуемые диапазоны контроля взяты по методике компании «Локхид». Оценка переменных, определяющих диапазон контроля для отдела маркетинга и сбыта дана в таблице 2.5.
Таблица 2.5- Оценка диапазона контроля отдела маркетинга
Должность | Оценка переменных в балах | Сумма балов | Рекомендуемый
диапазон
контроля |
Фактический диапазон контроля | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Начальник отдела маркетинга | 4 |
9 |
6 |
8 |
6 |
1 |
32 |
5-8 |
3 |
Исследовав результаты оценки диапазона контроля отдела маркетинга на ОАО «ЗИ», сделаем вывод: фактический диапазон контроля равен трем, а рекомендуемый, по методике «Локхид», равен пяти-восьми работникам. Таким образом, анализ норм управляемости подтверждает необходимость увеличения численности сотрудников отдела. Следовательно, высшее руководство должно принять во внимание, что отдел маркетинга перегружен и несет ответственность за выполнение очень обширного круга задач. Оно может, с целью целесообразности функционирования отдела, выбрать одно из следующих рекомендуемых решений:
-
Увеличить число
Информация о работе Полномочия и их эффективное распределение в организации (на примере ОАО «ЗИ»)