Понятие организации и ее признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа предполагает решение следующих задач:
1) изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию;
2) рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности;
3) исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ 5
1.1 Понятие и сущность организации 5
1.2 Признаки организации 9
1.3 Классификация организаций 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1 Законы организации 18
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации 20
2.3 Структуризация деятельности организации 24
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ 29
3.1 Новые типы организаций 29
3.2 Современные тенденции в развитии организаций 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НА СДАЧУ.doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

  Московский психолого-социальный институт 

Брянский филиал 

Государственное и муниципальное управление

  заочное отделение 
 

Специальность: 080507.65

Государственное и муниципальное управление 

Курсовая работа 
 

Предмет: « Теория управления » 

Тема: « Понятие организации и ее признаки»                                                        
 
 

                                             Студент: Лукьянов В.Ф. 

                                             Группа:  О8 / УЗУ - 21Т 

                                              Руководитель: Чернышов С.В.

                                                       
 
 
 
 
 

2009 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1  ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ 5

1.1 Понятие и сущность организации   5

1.2 Признаки организации 9

1.3  Классификация организаций 12

2  ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 18

2.1  Законы организации 18

2.2  Внутренняя и внешняя среда организации 20

2.3 Структуризация деятельности организации 24

3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ 29

3.1 Новые типы организаций 29

3.2 Современные тенденции в развитии организаций 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Общество  состоит из огромного количества различных организаций. Большинство  людей всю свою сознательную жизнь  связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт. Подавляющее число членов общества входят в одну или несколько организаций.

     Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.

     В рамках своих отношений люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она была создана. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.

     Тема  данной курсовой работы актуальна, поскольку  изучение понятия организации, ее видов и структуры позволяет определить место организации в обществе, способствует ее укреплению и развитию, что в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач организации.

     Целью данной курсовой работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций.

     Исходя  из поставленной цели, курсовая работа предполагает решение следующих  задач:

  1. изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию;
  2. рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности;
  3. исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии.

     В работе использованы следующие методы исследования: метод системного подхода, метод системного анализа.

     Информационной  базой для написания курсовой работы послужили:

     - труды отечественных и зарубежных  авторов: Веснин В. Р. «Менеджмент», Мухин В.И. «Основы теории управления», Холл Р.Х. «Организация: структуры, процессы, результаты» и т. д.

     - нормативные акты,

     - электронные ресурсы.

     Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы. Работа выполнена на 50 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок и 1 таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ

     1.1 Понятие и сущность организации

 

     Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.

     Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя членами этой организации;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей) [17, С.158].

       Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:

  • получение ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукции;
  • передача ее во внешнюю среду.

     Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

     Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.

     Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер. Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.) [3, С.190].

     По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию [17, С.159].

     Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.

     Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда организация низводит людей до положения "винтиков", либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.

     Рассматривая наиболее распространенный жизненный цикл организации (рис.1), можно выделить следующие фазы. 

                                                        Зрелость

     

     1------------------------------------------------------------------------------------

     Время 

     Рис. 1 Жизненный цикл организации 

     Первая фаза - создание организации, становление ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.

     Вторая фаза - рост организации. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства.

     Третья фаза - зрелость организации. Структура ее стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, процесс принятия решений становится формализованным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководства организации. Основной целью организации при этом является повышение эффективности по всем направлениям.

     Четвертая фаза - упадок, старение организации. В результате конкуренции, сокращения рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Главной целью организации является обеспечение стабильности за счет сохранения существующих позиций.

     Можно выделить еще одну фазу жизнедеятельности организации. В зависимости от положения дел в организации и поведения менеджмента возможны следующие варианты: возрождение организации либо ее ликвидация. В большинстве случаев основной целью управления организацией является ее возрождение [17, С.163].  
 

      1.2 Признаки организации

 

     Главным признаком организации считается  наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели организации [13, С.16].

Информация о работе Понятие организации и ее признаки