Понятие организации и ее признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа предполагает решение следующих задач:
1) изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию;
2) рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности;
3) исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ 5
1.1 Понятие и сущность организации 5
1.2 Признаки организации 9
1.3 Классификация организаций 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1 Законы организации 18
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации 20
2.3 Структуризация деятельности организации 24
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ 29
3.1 Новые типы организаций 29
3.2 Современные тенденции в развитии организаций 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НА СДАЧУ.doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

     Маркетинг направлен на создание спроса, и  поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков и т.д.

     Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

     Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии.

     Подсистема  «Персонал» направлена на работу с  трудовым коллективом и формулирует  свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

     Подсистема  «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов.

     Подсистема  «Менеджмент» имеет в качестве своей  ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее  нерациональные затраты времени, ресурсов, талантов. В соответствии с этим она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, т.к. являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. В табл. 1 приведен пример ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой.  

     Таблица 1 - Примеры ключевых целей организации (промышленные предприятия) 

Функциональная  подсистема Ключевая цель
1 2
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке.
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех видов продукции.
НИР Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции, используя на исследования и разработки определенный процент  доходов от объема реализации.
Финансы Сохранить и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить  критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.
 

     Другим  признаком организации является её обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

     Третьим признаком организации можно считать осуществление её деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.

     Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является четвертым признаком организации. Также следует отметить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные - периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а, следовательно, и устойчивой.

     В качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации.

     Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

     Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации. 

     Следующий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т.д.

     Характерной чертой современной организации  является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние. Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.

     Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресурсов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодоление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.

     Еще одной особенностью современных  организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними.

     Крупные фирмы включают в себя множество  самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта целых государств [3, С.192].

     1.3 Классификация организаций

 

     Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям. Так, на основании критерия формализации выделяются:

     а) формальные организации - имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;

     б) неформальные организации - функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

     По формам собственности на капитал российские организации подразделяются на:

     - государственные,

     - муниципальные,

     - частные,

     - общественные и религиозные,

     -организации с прочей формой собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

     Следует заметить, что на сегодняшний день в России лидирует частная собственность, а число занятых в частном секторе экономики неуклонно растет. При этом пропорции между секторами носят подвижный характер в зависимости от конкретной экономической ситуации [3, С.164].

     По целевому назначению хозяйственной деятельности или отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

     По принадлежности к той или иной отрасли экономики распределение российских организаций осуществляется следующим образом:

     - промышленные организации,

     - сельскохозяйственные предприятия,

     - предприятия лесного хозяйства,

     - транспортные организации,

     - организации связи,

     - торговля и общественное питание,

     - оптовая торговля продукцией производственно - технического назначения,

     - информационно-вычислительное обслуживание,

     - операции с недвижимым имуществом,

     - коммерческая деятельность по обеспечению рынка,

     - геология, геодезическая и гидрометеорологическая службы,

     - жилищно-коммунальное хозяйство,

     - непроизводственные виды бытового обслуживания,

     - здравоохранение, физкультура и соцобеспечение,

     - образование,

     - культура и искусство,

     - наука,

     - финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение,

     - управление,

     - общественные объединения.

     По методам формирования организации можно разделять на:

     - формируемые сверху вниз;

     - формируемые снизу вверх;

     - формируемые по диагонали.

     Организации можно разделять по источникам образования. При этом выделять следующие источники образования:

           а) разгосударствление:

  • приватизация;
  • коммерциализация;
  • самоорганизация.

           б) учредительство:

  • частное лицо;
  • юридическое лицо;
  • государственный орган.

     Организации можно разделять по типам предпринимательства. При этом выделять следующие типы:

     - единоличный;

     - корпоративный:

     - объединение лиц;

     - объединение капиталов.

     Организации можно подразделять по формам присвоения капитала, выделяя следующие:

     а) индивидуальная:

     - личное подсобное хозяйство;

     - трудовое хозяйство;

     - индивидуальная трудовая деятельность;

     - личная собственность;

     б) коллективная (трудовая):

  • семейная;
  • товарищество;
  • хозяйственное общество;
  • кооперативная;
  • собственность общественных организаций;

     в) государственная:

  • общегосударственная;
  • образований на территории государства;
  • муниципальная.

     По степени жесткости (мягкости) организации можно разделить на:

     а) жесткие (иерархические) – не обладают самоорганизацией, адаптивностью, но имеют обратную связь с другими клиентами;

Информация о работе Понятие организации и ее признаки