Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа
В курсовой работе дается понятие стратегического менеджмента, его основные принципы, раскрывается сущность управленческого анализа.
Раскрываются основные методы портфельного анализа, анализируется его значение для решения задач стратегического управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2
1.1. Стратегический менеджмент в корпоративном планировании 2
1.2. Принципы стратегического менеджмента 2
1.3. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях 2
1.4. Управленческий анализ как часть стратегического менеджмента 2
2. ПОНЯТИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 2
3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ЧП «МЕНЬШЕНИНА» 2
3.1. Общая характеристика розничного предприятия «ЧП Меньшенина» 2
3.2. Оценка конкурентоспособности «ЧП Меньшенина» 2
Заключение 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Таблица 4
Оценка конкурентных преимуществ
Критерии | Мнение экспертов (оценка/балл) | Общие оценка (балл) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
1. Качество | 1 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 1,8 (1) |
2 Уровень цен. | 2 | 5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 | 5 | 2 (2) |
3. Дизайн отдела | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 2,3 (3) |
4. Ассортимент | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 | 2 | 6 | 1 | 5 (5) |
5. Послепродажное обслуживание | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4,3 (4) |
6. Репутация | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 5 | 2 | 5,8 (6) |
Итого | 21 | 21 | 21 | 21 |
Таблица 5
Весомость конкурентных преимуществ
Конкурентные преимущества | Расчеты весомостей |
1. Качество товара | |
2. Ассортимент | |
3. Уровень цен | |
4. Послепродажное обслуживание | |
5. Дизайн отдела | |
6. Репутация | |
Весомость рассчитывается по формуле:
,
где: аi – весомость конкурентного преимущества;
Бij – оценка в баллах i – преимущества j- эксперта;
Бcj - баллов присвоения j- эксперта всем конкурентным преимуществам;
m – количество экспертов.
Таблица 6
Оценка
конкурентоспособности
Конкурентные преимущества | Весо-мость | Баллы/оценки | ||||||||||||||
Ч.П. Меньшенина | Конкурент № 1 | Конкурент № 2 | ||||||||||||||
1. Качество товара | 0,25 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,75 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,5 |
2. Уровень цен | 0,23 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,75 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3. Дизайн отдела | 0,1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4.Послепродажное обслуживание | 0,13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5. Ассортимент | 0,24 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4,25 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,25 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6. Репутация | 0,06 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Средний балл по конкурентным преимуществам | 4,3 | 3,6 | 4,4 |
Kirn
= 0,25*5+0,24*4,25+0,23*3,75+0,
K1
= 0,25*3,75+0,24*2,25+0,23*4+0,
K2
= 0,25*2,5+0,24*5+0,23*5+0,13*5+
В соответствии с использованным методом, наибольшей конкурентоспособностью обладает конкурент № 2 (4,4).
Затем идет «ЧП Меньшенина» и только потом конкурент № 1.
А теперь определим стратегическое положение. Оно основывается на конкурентных преимуществах и уровне конкуренции. Определяется с помощью матрицы БКГ (рисунок 4)
Конкурентное преимущество
высокое
среднее
низкое
низк. сред. выс.
Уровень конкуренции
Рисунок 4 - Конкурентные преимущества и уровень конкуренции
В ситуациях 1, 2, 3 – применяются активные стратегии, так как фирма имеет высокое стратегическое положение.
4,5,6
– стратегическое положение
7,8,9
– обладает низким
Для «ЧП Меньшенина» характерна ситуация № 6, а значит необходимо использовать стратегию сочетания. Она включает в себя стратегии активные и защитные. Активные стратегии предусматривают цели, обеспечивающие осуществление экспонционистской политики на рынке (наступать, захватывать).
Защитные
стратегии характеризуются
Стратегия
оптимизации предусматривает
Конкурентоспособность предприятия и стратегическое положение оценивается как среднее. Это предполагает одновременное наличие на рынке более сильных и слабых конкурентов.
Как
уже отмечалось в теоретической
части работы, рассмотренный метод
имеет недостатки: с одной стороны
нет гарантии, что полученные оценки
действительно достоверны, а с другой
– имеют определенные трудности в проведении
опроса экспертов и обработки полученных
данных.
Управленческий
анализ является частью стратегического
менеджмента, направленной на выявление
и детальное понимание
В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов – к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских предприятий.
Портфельный анализ является одним из наиболее распространенных методов стратегического управленческого анализа. Он позволяет предприятию определять долгосрочную инвестиционную политику по отношению к различным сегментам деятельности.
Успех современного предприятия в значительной степени определяется выбором правильной стратегии и ее последовательной реализацией. Для решения этих задач необходимы не только опыт и интуиция. Нужны также знания методологии стратегического менеджмента, инструменты поддержки процесса управленческого анализа и планирования, и специалисты, способные применять этот инструментарий на практике.
Специалистами компании КУРС на основе наиболее эффективной методологии маркетингового планирования созданы уникальный программный продукт Marketing Analytic.
Модуль Portfolio реализует целый ряд методик получения стратегических портфельных матриц (BCG, DPM, GE и др.), а также содержит удобные графические средства их отображения.
Предприятие, в силу ограниченности собственных ресурсов, должно постоянно расставлять приоритеты в направлениях своей деятельности и делить сегменты на 1) перспективные, требующие инвестиционных вложений, 2) бесперспективные, но прибыльные, сохраняемые для обеспечения финансовой стабильности, 3) бесперспективные и неприбыльные, от которых необходимо избавляться. В портфельном анализе для проведения подобной классификации все сегменты обычно оценивают по двум критериям: привлекательность сегмента и конкурентоспособность предприятия на сегменте. Затем сегменты располагают на двумерном графике (матрице), оси которой соответствуют критериям привлекательности и конкурентоспособности, а сама матрица делится по горизонтали и вертикали на несколько зон. В зависимости от попадания сегмента в ту или иную зону к нему применяют определенную инвестиционную стратегию.
В ряде задач для оценки объектов недостаточно двух критериев. Например, перед проведением портфельного анализа целесообразно заранее отсеять сегменты, не подходящие по определенным критериям (критерию безубыточности, достаточности объема, доступности и т.п.). Для решения подобных задач в модуле Portfolio реализован метод многокритериального отбора. Суть метода состоит в ранжировании и задании критериальных ограничений независимо по каждому из измерений.
Существует множество способов оценки привлекательности и конкурентоспособности. Например, одна из наиболее известных методологий - BCG (Boston Consulting Group) - предлагает оценивать привлекательность сегмента через его темп роста, а конкурентоспособность предприятия - через относительную долю рынку на сегменте. Однако модель BCG решает лишь ограниченный круг задач и может быть использована в основном для производителей товаров массового потребления.
В Portfolio помимо методологии BCG реализованы более гибкие, многокритериальные методики оценки привлекательности и конкурентоспособности, основанные на применение матриц GE (General Electrics), DPM (Directional Policy Matrix - матрица управляющих политик) и др.
Portfolio
позволяет выстраивать
Методология, лежащая в основе портфельных матриц, позволяет представлять информацию в виде, удобном для принятия решений. Поэтому отчетной формой для большого количества маркетинговых исследований являются именно матрицы, например: цена/качество, диверсификация / специализация и др. При разработке Portfolio максимально учтены требования, предъявляемые при проведении анализа с помощью портфельных матриц. Для этого в модуле реализованы следующие возможности:
Информация о работе Портфельный анализ и его роль в стратегическом управлении