Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:44, курсовая работа
Ученые и практики разработали ряд аналитических методов и моделей, которые могут быть полезными при принятии стратегических решений. Наиболее известны среди них матрица Ансоффа, подходы к анализу конкуренции М. Портера, матрицы портфельного анализа Бостонской консультационной группы (БКГ), консультационных фирм Mc Kincey и Arthur D. Little. Кроме того, особо следует выделить проект PIMS (Profit Impact of Market Strategies). В настоящее время одним из наиболее часто применяемых западными корпорациями инструментами стратегического менеджмента является портфельный анализ.
1. Введение. Цели и основные этапы портфельного анализа…………….. 4
2. Матрица Бостонской консультационной групп …………………......... 7
2.1. Гипотезы матрицы БКГ ………………………………………………... 7
3. Модифицированная матрица БКГ ……………………………................13
3.1. Объем (концентрированная деятельность) ………………………….. 14
3.2. Пат (бесперспективная конкурентная деятельность) …………......... 15
3.3 Фрагментация ………………………………………………………….. 15
3.4. Специализация ……………………………………………………….... 16
4. Матрицы Mc Kincey – General Electrik и фирмы Arthur D. Littl....................17
4.1. Факторы привлекательности рынка и стратегического положения
бизнеса ……………………………………………………………………….18
5. Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/ LC) ………………………….. 21
5.1. Характеристики конкурентных позиций бизнес-единиц ……………20
5.2. Уточненные стратегии фирмы Arthur D. Little ……………………….23
5.3. Рекомендации матрицы ………………………………………………. 24
6. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля ……………………….. 27
7. Трехмерная схема Абеля ……………………………………………….. 29
8. Деловой комплексный анализ проект (PIMS)…………………………. 33
Заключение ………………………………………………………………... 36
Список использованной литературы …………………………………...37
3
1 2 4
Сравнительная доля рынка
Значение переменной ОДР, равное единице, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Что касается второй переменной, то обычно темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Можно рекомендовать использовать в качестве базового уровня, разделяющего рынки с высокими и низкими темпами роста, темп роста валового национального продукта в натуральных показателях либо средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов отраслевого рынка, в которых работает фирма. Считается, что каждый из квадрантов матрицы описывает существенно различные ситуации, требующие особого подхода с точки зрения финансирования и маркетинга.
В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы:
- Первая гипотеза основана
на эффекте опыта и
- Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы. Если темп роста рынка невелик (зрелый или стагнирующий рынок), то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются (а это бывает не всегда), можно выделить четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями.
Каждая бизнес-единица предприятия или его продукт попадают в один из квадрантов матрицы в соответствии с темпом роста отрасли, в которой работает предприятие, и относительной долей рынка. В данном методе важно четко определить отрасль, в которой работает фирма. Если отрасль определена слишком узко, то фирма может превратиться в лидера, при широком определении отрасли фирма будет выглядеть слабой. Графически позиции продукта или бизнес-единицы обычно отображаются кругом, площадь которого отражает относительную значимость данной структуры или продукта для предприятия, оцениваемую по величине используемых активов или генерируемой прибыли. Такой анализ рекомендуется проводить в динамике, прослеживая развитие каждого бизнеса во времени.
Матрица роста/доли рынка имеет много общего с кривой жизненного цикла товара. Однако ее преимущество или отличие от простой модели жизненного цикла товара (отрасли) заключается в комплексном рассмотрении определенного набора продуктов, которые могут находиться на разных стадиях жизненного цикла, и выработке рекомендаций относительно перераспределения финансовых потоков между продуктами.
Новые продукты чаще появляются
в растущих отраслях и имеют статус
товара-«проблемы». Такие продукты
могут оказаться очень
Товары-«звезды» – это рыночные лидеры, находящиеся, как правило, на пике своего продуктового цикла. Они сами приносят достаточно средств, для того чтобы поддерживать высокую долю динамично развивающегося рынка. Но несмотря на стратегически привлекательную позицию данного продукта, его чистый денежный доход достаточно низок, так как требуются существенные инвестиции для обеспечения высоких темпов роста, чтобы воспользоваться опытной кривой. У менеджеров существует искушение уменьшить инвестиции в целях увеличения текущей прибыли, однако это может оказаться недальновидным, так как в долгосрочной перспективе данный продукт может превратиться в товар – «дойную корову». В этом смысле важны будущие доходы товара – «звезды», а не текущие.
Когда темп роста рынка замедляется, товары – «звезды» становятся «дойными коровами». Это продукты. Или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денежные потоки, основанные на опытной кривой. Такие бизнес-единицы не только окупают себя, но и обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты, от которых зависит будущий рост предприятия. Для того чтобы феномен товаров – «дойных коров» в полной мере использовался в инвестиционной политике предприятия, необходимо компетентное управление продуктами, особенно в сфере маркетинга. Конкуренция в стагнирующих отраслях очень жесткая. Поэтому необходимы постоянные усилия, направленные на поддержание доли рынка и поиск новых рыночных ниш.
Товары – «собаки» - это продукты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в непривлекательных отраслях (в частности, отрасль может быть непривлекательной из-за высокого уровня конкуренции). Чистые денежные потоки у таких бизнес-единиц нулевые или отрицательные. Если нет особых обстоятельств (например, данный продукт является дополняющим для товара – «дойной коровы» или «звезды»), то от этих бизнес-единиц следует избавляться. Однако иногда корпорации сохраняют в своей номенклатуре такие продукты, если они относятся к «зрелым» отраслям. Емкие рынки «зрелых» отраслей в определенной степени защищены от резких колебаний спроса и крупных нововведений, в корне меняющих предпочтения покупателей, что позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции даже в условиях малой доли рынка (например, рынка бритвенных лезвий).
Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая:
«Проблема» ---> «Звезда» --- > «Дойная корова»
(и если неизбежно) --- > «Собака»
- «траектория новатора». Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от продажи товаров – «дойных коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место «звезды»;
- «траектория последователя». Средства от продажи товаров – «дойных коров» инвестируются в товар – «проблему», на рынке которого доминирует лидер. В данной ситуации фирма выбирает агрессивную стратегию наращивания доли рынка, и товар – «проблема» превращается в «звезду»;
- «траектория неудачи». Вследствие недостаточного инвестирования товар – «звезда» утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром – «проблемой»;
- «траектория перманентной посредственности». Товару – «проблеме» не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар – «собака»).
Матрица Бостонской консультационной группы представляет корпорацию в виде ряда подразделений, практически независимых друг от друга в производственно-сбытовом плане (бизнес-единиц), которые позиционируются на рынке в зависимости от значений двух критериев.
Суть портфельного анализа заключается в определении того, у каких подразделений изъяты ресурсы (изымают у «дойной коровы») и кому их передать (отдают «звезде» или «проблеме»). Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в таблице.
Вид стратегической единицы бизнеса |
Прибыль |
Денежные потоки |
Возможные стратегии |
«Проблема»
«Звезда»
«Дойная корова»
«Собака» |
Низкая, растущая, нестабильная
Высокая, стабильная, растущая
Высокая, стабильная
Низкая, нестабильная
|
Отрицательные
Примерно нулевые
Положительные, стабильные подразделения
Примерно нулевые |
Анализ: сможет ли бизнес подняться до уровня «звезды»?
Инвестиции для роста
Поддерживание прибыльности
Ликвидация подразделения/ «сбор урожая» |
Следует подчеркнуть, что указанные стратегии обоснованы лишь в той мере, насколько реализуются гипотезы, на которых они базируются.
Следовательно, анализ на основе матрицы БКГ позволяет сделать следующие выводы:
При проведении портфельного анализа на практике руководство предприятия может столкнуться с множеством проблем методологического плана. В частности, в многопродуктовых компаниях трудно идентифицировать бизнес-единицы, а также выбрать предел, разделяющий быстро и медленно растущие виды бизнеса, сложно провести группировку бизнес-единиц с целью выработки единой стратегии развития. Тем не менее портфельный анализ используется при формировании корпоративной стратегии благодаря присущим ему достоинствам. Портфельный анализ оказывает положительный эффект по следующим направлениям:
- стимулирует высшее руководство отдельно оценивать каждый вид бизнеса предприятия, устанавливать для него цели и перераспределять для него ресурсы;
- дает простую и
наглядную картину
- показывает, как способность каждой бизнес-единицы генерировать поток доходов, так и ее потребность в финансировании;
Основная критика подхода Бостонской консультационной группы сводится к следующему:
- в матрице предусмотрены
только два измерения – рост
рынка и относительная доля
рынка, не рассматриваются
- позиция стратегической единицы бизнеса существенно зависит от определения границ и масштабов рынка;
- на практике не
всегда ясно, как рост рынка/доли
рынка влияет на прибыльность
бизнеса. Гипотеза о
Портфельные матрицы показывают, что отдельное подразделение внутри предприятия обязано не только вести учет своей прибыли и не делиться ею с другими подразделениями. Ситуация со временем меняется, и подразделение, которое было, например, «звездой», становится «дойной коровой», а та, в свою очередь, рано или поздно оказывается «собакой». В рамках данного подхода предполагается существование опытной кривой в отрасли и стратегия развития каждого отдельного бизнеса сводится к упрощенной альтернативе: расширение – поддержание – сокращение деятельности (движение по стадиям жизненного цикла товара). Хотя в реальной жизни взаимосвязи факторов и возможные стратегии развития гораздо сложнее. Вместе с тем Бостонская матрица может использоваться в качестве методического подхода при определении денежных потоков внутри предприятия.
Исследования показали,
что высокоприбыльный портфель предприятия
может быть несбалансированным с
точки зрения внутрифирменного
перераспределения денежных потоков
и, наоборот, прекрасно сбалансированный
портфель может оказаться низкоприбыльны
Бостонская консультационная группа модифицировала свою матрицу, используя два критерия:
- размеры конкурентных преимуществ, которые определяют структуру конкуренции в отрасли (фрагментарная или концентрированная конкуренция);
- число способов реализации конкурентных преимуществ – равно числу стратегических подходов, используемых в отрасли.
Матрица стратегического окружения БКГ:
Р – рентабельность инвестиций; ДР – доля рынка
Фрагментация
Р Р
ДР ДР
Пат Объем
Р Р
ДР ДР
Небольшие Большие
Размеры конкурентных преимуществ
Размеры конкурентных преимуществ определяются возможностью использования эффекта масштаба, а число способов реализации конкурентных преимуществ определяет эффект дифференциации продукции: эффект тем сильнее, чем больше способов реализации конкурентных преимуществ.
Информация о работе Построение матричных моделей портфельного анализа