Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в поиске и обосновании путей решения научно-практической задачи, имеющей существенное стратегическое значение - развитие концепции разработки стратегии организации.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих конкретных задач:
уточнить сущность, понятие и содержание процесса управления и стратегии организации;
изучить современное состояние процесса стратегического управления;
определить стратегию организации;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.
1.1. Возникновение потребности в стратегическом управлении, общая концепция.
1.2. Стратегия организации: понятие, типы, процедура разработки
1.3. Общие принципы разработки стратегии организации
1.4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента
1.5. Организация как объект стратегического менеджмента
Глава 2. Разработка процесса стратегического управления ООО "АРТ СИТИ"
2.1. Краткая характеристика предприятия как объекта управления
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
2.3. Определение миссии и целей предприятия при разработке новой стратегии развития
2.4. Анализ финансовой деятельности
2.5. Анализ стратегии развития организации на современном этапе
Глава 3. Практические рекомендации по реализации стратегии развития организации
Заключение
Список используемой литературы……………….............................99
83
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.
1.1. Возникновение потребности в стратегическом управлении, общая концепция.
1.2. Стратегия организации: понятие, типы, процедура разработки
1.3. Общие принципы разработки стратегии организации
1.4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента
1.5. Организация как объект стратегического менеджмента
Глава 2. Разработка процесса стратегического управления ООО "АРТ СИТИ"
2.1. Краткая характеристика предприятия как объекта управления
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
2.3. Определение миссии и целей предприятия при разработке новой стратегии развития
2.4. Анализ финансовой деятельности
2.5. Анализ стратегии развития организации на современном этапе
Глава 3. Практические рекомендации по реализации стратегии развития организации
Заключение
Список используемой литературы………………..............
ВВЕДЕНИЕ
В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски "управление" – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о "революции менеджеров", когда оказалось, что существуют организации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. "Дженерал Моторс", например, неизменно присутствует в первой дюжине самых крупных экономических субъектов мира (включая как государства – США, Японию, СССР и др., так и различные организации) . Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру.
А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству – это более 95% всех фирм, по значению – это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения – это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе – значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.
Следует иметь в виду, что за свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления – то есть воздействия на людей. Первое – это иерархия, организация, где основное средство воздействия – отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе – культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье – это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Важно понять, что иерархическая организация, культура, рынок – явления сложные. Это не просто "инструменты управления". В живых, реальных хозяйственных и социальных системах все они почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.
Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.
Актуальность темы дипломной работы «Разработка стратегии развития организации» обусловлена тем, что разработка стратегий, технологий и механизмов совершенствования управления развитием становится определяющим фактором повышения конкурентоспособности организации.
Вопросы стратегий и программ инновационного управления и корпоративной организации развития исследовались А. Журавлевой, Е. Марченко, С. Мельниковым, Л. Могилевским, В. Николаевым, А. Поповой, А. Прокопьевым, В. Репниковой, В. Рубанном, Ф. Русиновым, С. Сильвестровым, В. Чаловым и др.
Объектом дипломного исследования является процесс стратегического управления организации.
Предметом исследования выступает совокупность управленческих и связанных с ними социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления развитием стратегии организации.
Цель исследования состоит в поиске и обосновании путей решения научно-практической задачи, имеющей существенное стратегическое значение - развитие концепции разработки стратегии организации.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих конкретных задач:
уточнить сущность, понятие и содержание процесса управления и стратегии организации;
изучить современное состояние процесса стратегического управления;
определить стратегию организации;
разработать стратегию развития организации;
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, теории управления, социальному управлению, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику стратегического менеджмента, и теорию развития менеджмента; прикладные исследования по данной проблематике; В ходе исследования применялась совокупность различных приемов и методов научного познания: дедукции и индукции в раскрытии сущности экономических явлений; анализа и синтеза информации; статистической обработки информации; системного, логического и экономического анализа; информационно-функционального моделирования.
Цель, задачи и логика дипломного исследования определили структуру и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.
1.1. Возникновение потребности в стратегическом управлении, общая концепция.
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
В условиях оперативного управления необходимо понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворения рыночного спроса. Особенно важно понимать концепцию стратегического управления, которая строится на системном и ситуационном подходах. Это позволяет понять структуру процесса планирования стратегии, роль и методологию стратегической сегментации рынка; разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегий наметить и спроектировать систему управления реализацией стратегии и организационные структуры управления, позволяющие достичь стоящие перед ней цели в условиях стратегических изменений.
Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей:
целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);
сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;
высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.
Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.
Например, если внешняя среда относительно стабильна, руководство организации стремится к большей централизации управления, созданию жесткой организационной структуры управления, ориентированной на управленческий контроль по всей технологической цепочке. Когда внешнее окружение нестабильно и в нем происходят постоянные изменения, таящие опасности и несущие новые возможности для организации, – руководство вынуждено больше заботиться о проблеме выживания организации, большей гибкости системы управления. Организационные структуры становятся более децентрализованными, гибкими, позволяющими быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения.
Различная реакция организаций на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения на рынке. Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей. Они являются производными от двух типичных стилей – приростного (инкременталистского) и предпринимательского.
Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой . Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение.
Такое поведение исповедуют большинство длительное время успешно работающих коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т. п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократизации, к сохранению определенного статус-кво.
Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда Разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.
Информация о работе Практические рекомендации по реализации стратегии развития организации