Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

филиал федерального государственного бюджетного

 образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  университет»

в г. Бийске

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Микроэкономика»

На тему: «Проблемы развития малого бизнеса в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск 2011 
Содержание

 

Введение                                                                                                             3

  1. Теоретические основы развития малого бизнеса в России                 5
    1. Понятие и значение малого бизнеса                                                      5
    2. Организационно-правовые формы малого бизнеса                             21
    3. Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса             23
  2. Государственное регулирование и развитие малого бизнеса

в России                                                                                                              28

    1. Действующие программы государственной поддержки малого

 бизнеса                                                                                                               28

    1. Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства                                                                                        31

Заключение                                                                                                         43

Список литературы                                                                                            44

Приложение 1                                                                                                     46

Приложение 2                                                                                                     47

Приложение 3                                                                                                     48 

Введение

 

В связи с развитием рыночной экономики, становится объективно необходимым развитие новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Это экономически выгодно, поскольку появление большого количества фирм позволяет предоставлять рабочие места гораздо большему числу специалистов. Кроме того, малые предприятия более мобильны в условиях нестабильной экономики. И поскольку развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема является наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

2. Определение государственного регулирования и развития малого бизнеса в России;

3. Изучение способов, направлений государственной поддержки малого предпринимательства;

4. Выявление проблем функционирования малого бизнеса в РФ;

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающая в процессе развития малого бизнеса.

Объектом исследования является сфера предприятий малого бизнеса.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнение и обобщение.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав основного текста, заключения и списка литературы.

 

1 Теоретические основы  развития малого бизнеса в  современной России.

 

1.1 Понятие и значение малого бизнеса.

 

Термин «бизнес» заимствован из английского языка, где он обозначает дело, деятельность. Для более полного представления о понятии необходимо рассмотреть следующие определения:

Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме.[8, c14]

Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или  организациями для извлечения природных  благ, производства или оказания услуг  в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. [9, c17]

Во многих источниках говорится  о том, что бизнес это деятельность частных лиц и организаций. Отсюда можно сделать вывод, что бизнес основан на частной собственности. Однако нельзя забывать о наличии государственного малого бизнеса.

Малое предприятие – небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. [10, c 98]

Критерии отнесения предприятий  к субъектам малого бизнеса в  разных странах:

Россия. Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

1. Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. Численность работников:

микропредприятия - не более чем 15 человек;

малые предприятия - до 100 человек;

средние предприятия - от 101 до 250 человек.

3. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

4. Объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

А) Микропредприятия - 60 млн. руб.;

Б) Малые предприятия - 400 млн. руб.;

В) Средние предприятия - 1000 млн. руб.

Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки  от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

США. АМБ установила два основных стандарта:

- до 500 работников – для  большинства отраслей промышленности  и горного дела;

- средний годовой доход  до 6 млн. долларов США – для  большинства непроизводственных  отраслей.

Однако существует целый ряд исключений.

1. Строительство:

- подрядчики, выполняющие  общестроительные работы и занимающиеся  сооружением тяжелых конструкций, - средний годовой доход до 28,5 млн. долларов США;

- подрядчики, выполняющие  специальные строительные работы, - средний годовой доход до 12 млн. долларов США.

2. Производство:

- большинство производственных (промышленных) предприятий – число  работников до 500;

- отдельные производственные (промышленные) предприятия – число работников до 1500.

3. Горная промышленность:

- все предприятия горной  промышленности, кроме предприятий  по предоставлению услуг в  этой отрасли, - число работников до 500.

4. Розничная торговля:

- для большей части  секторов розничной торговли  установлена норма среднего годового  дохода до 6 млн. долларов США;

- более высокая норма  предусмотрена для предприятий,  торгующих бакалейными товарами, автомобилями, электроприборами и  для универсальных магазинов,  однако она не превышает 24,5 млн. долларов США.

5. Сфера предоставления  услуг:

- общая норма – 6 млн.  долларов США среднего годового  дохода;

- норма в 21 млн. долларов  США установлена для предприятий,  занимающихся предоставлением компьютерных  услуг (программирование, обработка  информации и др.);

- особые нормы предусмотрены  для услуг по архитектурному  и инженерному проектированию;

- верхний предел стандарта  для всех секторов отрасли  не превышает 30 млн. долларов  США;

- исходя из числа работников, стандарт установлен только в  сфере научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и технологий по охране окружающей  среды.

6. Оптовая торговля:

- общая норма – число  работников до 100;

- если предприятие оптовой  торговли выступает в качестве  поставщика-непроизводителя по федеральному государственному контракту особого статуса или по государственному контракту в рамках программы 8(а), применяется норма не более 500 работников, причем должен поставляться товар, произведенный американским малым предприятием.

7. Другие отрасли:

- особые нормы предусмотрены  для таких отраслей, как сельское  хозяйство, транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы,  страхование, недвижимость.

Германия. В Германии основными критериями отнесения субъектов экономики к малым и средним предприятиям является численность работающих (человек), объем складочного капитала, размер годового оборота. Так, к малым предприятиям относятся организации, у которых численность работающих составляет 1 – 49 человек, размер складочного капитала – не более 5 млн евро и объем годового оборота – не более 7 млн евро. К средним предприятиям относят предприятия, у которых численность работающих колеблется от 50 до 249 человек, размер складочного капитала составляет не более 27 млн евро, а объем годового оборота – не более 40 млн евро.

В Германии в секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности.

Вся история развития ведущих  государств говорит о том, что  сбалансированное развитие экономики любой страны невозможно без одновременного участия малого, крупного и среднего бизнеса.

Остановимся подробно на сущности и значении малого бизнеса. Его роль можно определить при помощи следующих показателей:

  1. доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  2. доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  3. доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  4. доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  5. доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  6. доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  7. доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  8. доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. [18]

Чем больше эти показатели, тем выше его роль в экономике  страны.

Необходимо отметить, что  в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а  приоритет отдавался крупным  и средним предприятиям, что привело  в конечном итоге к монополизации  промышленного производства. С переходом  на рыночные отношения это стало  существенным тормозом для развития национальной экономики.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России