Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15 -18% населения России было связано с деятельностью малых предприятий.

Однако говорить о подлинном  развитии предпринимательства в  России было еще преждевременно. Положение  большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной  среды для деятельности малых  предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства  в определении ориентиров и приоритетов  предпринимательской деятельности. Государство все еще находится  на уровне констатации факта о  необходимости поддержки и конструировании  программ поддержки малого предпринимательства.

Третий этап: 1999 – 2001 гг. Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

В основе всей системы программных  направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию  нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен  на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:

Закон об обществах взаимного  страхования создает правовые условия  для страхования рисков предпринимательской  деятельности.

Закон о фондах поддержки  малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении  прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.

Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого  правового поля и льготных условий  для высоко рискованного малого бизнеса  с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает  реализацию схем привлечения, аккумулирования  и направления средств частных  инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать  продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.

На новом этапе функционирования малого предпринимательства будет  продолжена работа по обеспечению защиты интересов работников. В сфере  трудовых отношений на малых предприятиях накопилось немало проблем. Дополнения в трудовом законодательстве призваны строить трудовые отношения на цивилизованном основании, что в свою очередь  позволит снять определенное негативное отношение к этому сектору  экономики.

Целый пакет поправок касается упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства, а также  совершенствования порядка выделения  финансовых средств на реализацию Федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства.

Весь комплекс задач, означенный в Программе, вытекает из акцента  на повышение качества и эффективности  мер государственной поддержки. Стержневой задачей среди прочих можно считать отработку и  внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов малого предпринимательства  в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней планируется  решать на основе привлечения внебюджетных источников.

Инновационная деятельность предпринимателя в современных условиях оставляет желать много лучшего, так как она невозможна без инвестирования этой деятельности. Государство предпринимает определенные попытки оздоровления ситуации в этой области. Так, уточнена схема смешанного инвестирования для привлечения инвестиций в инновационные проекты, определено участие государства в процессе инвестирования в форме разделения рисков инноваций и предоставления необходимых гарантий, разработана программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности. Понимание необходимости инновационного предпринимательства приводит к активному внедрению в практику хозяйствования венчурного капитала — эффективной действенной формы инвестирования инноваций.

Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки  на ближайшее будущее. Программа  предусматривает восстановление утраченного  в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной  поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих  мест в этой сфере вновь будет  доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет  составлять 12 процентов.

 

1.2. Организационно-правовые  формы малого бизнеса.

 

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в следующих формах:

     Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. [14, c 219]

Рассмотрим особенности организационно – правовых форм, обществ, товариществ, а также производственного кооператива:

Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – одна из наиболее привлекательных форм малого бизнеса.

 Организация предприятия  в форме ООО позволяет уменьшить  личный и имущественный риск  учредителей. Обществом с ограниченной  ответственностью признается учрежденное  одним или несколькими лицами  общество, уставный капитал которого  разделен на доли определенных  учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной  ответственностью не отвечают  по его обязательствам и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Акционерные общества. Акционерные общества, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Производственный кооператив. Производственный кооператив отличается от обществ и товариществ тем, что предполагает личное трудовое участие его членов в деятельности предприятия. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

 

1.3 Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса

 

Функционирование и жизнеспособность малого бизнеса в последние годы стало немыслимо без активного  вмешательства государства. В переходный период для становления свободного предпринимательства государство  должно взять на себя определенные функции.

Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной  собственности, т.е. устранение монополии  государства во всех сферах жизнедеятельности  общества. При этом следует иметь  в виду, что критическая масса  негосударственного сектора, позволяющая  включить рыночные механизмы, составляет не менее 30 - 35 % основных производственных фондов народного хозяйства страны.

Во-вторых, создание условий  для формирования творческих, инновационных предпринимателей. Необходимость выявления и поддержки мелких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации и возрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатеть реализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.

По мнению ученых, на российском рынке сейчас действует три типа предпринимателей: статичные предприниматели, которые традиционными статичными методами способны получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке, экономической, правовой и организационной среды, создаваемой государством. Для такого предпринимателя должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы деятельности.

Подлинные предприниматели, способные и пытающиеся реализовать  свои способности даже в современных  неблагоприятных условиях и работать в сфере инновационного воспроизводства  на рисковой основе. Именно таким предпринимателям необходимо создать режим наибольшего  благоприятствования.

Случайные бизнесмены, которые  пришли в бизнес по сложившимся в  России политическим, социальным и  другим обстоятельствам: участие в  приватизации, близость к номенклатуре, отсутствие моральных принципов, невозможность  заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий  и учреждений, сокращение армии и  др.

Государство располагает  мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним  можно отнести:

  1. Создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику;
  2. Обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;
  3. Создание качественной и доступной системы образования, переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
  4. Создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности. [20]

В-третьих, государство должно создать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности, в которых конкурентная среда  способствовала бы здоровой соревновательности. Реализация этой функции сопряжена в переходный период с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенность приватизации государственной собственности и политические предпочтения последней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.

Для реализации данной функции  могут быть использованы различные  средства:

  1. Содействие обновлению техники, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;
  2. Проведение селективной антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирование развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с четко выраженной социальной направленностью;
  3. Реализация мер по стимулированию экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции;
  4. Постепенное регулируемое открытие белорусского рынка для иностранных конкурентов при обеспечении роста экспорта, оптимизации структуры импорта и защиты тех производителей, продукция которых не может быть замещена импортной по стратегическим причинам;
  5. Развитие инновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;
  6. Кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий. [20]

В-четвертых, государство, используя  свой административный ресурс, должно создать условия для неуклонного  роста массового предложения  и спроса на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным  технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как  рост покупательной способности  населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключения малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.

В-пятых, особенно важна в  переходный период деятельность государства  по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует  ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так  и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведет к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создает благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России