Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

Разработка третьей федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства на 1998-1999 годы осуществлялась в условиях, когда  поддержка малого бизнеса была определена как один из базовых элементов  институциональных преобразований в программе Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы “Структурная перестройка и экономический  рост”, имелись благоприятные возможности  для выработки новых подходов к государственной политике в  этой области.

Цель Программы формулировалась  как создание благоприятных ус-ловий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершен-ствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддерж-ки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Программа предусматривала реализацию мероприя-тий по трем основным направлениям.

Первое направление должно было обеспечивать: формирование пакета нормативно-законодательных актов, включая предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения  и бухгалтерского учета, допуск малых  предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; качество, безопасность и конкурентоспособность товаров и услуг, производимых малыми предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предприятий; защиту от рэкета; преодоление административных барьеров.

Второе направление предполагало формирование региональных центров  поддержки предпринимательства (далее - РЦПП) на базе существующих структур, чтобы обеспечить широкий спектр услуг, включая услуги в сфере  безопасности, финансовые, информационные, консалтинговые, по стандартизации и  иные. Было также предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического, делового характера - о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии на рынке.

Третье направление было ориентировано на создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном  сочетании средств государственной  поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего  для самоинвестирования. Предусматривалось проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера (на федеральном уровне), а также организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов поддержки малого предпринимательства (в рамках РЦПП).

В рамках механизма управления реализацией Программы предусматривалась  система контроля: Государственный  комитет Российской Федерации по развитию предпринимательства (ГКРП России) и Федеральная служба казначейства Минфина России.

Запланированный объем средств  на реализацию Программы в 1998 году составлял 100 миллионов рублей из федерального бюджета; средства на поддержку развития инновационной инфраструктуры и  инве-стирование научно-технических проектов - 20 миллионов рублей в 1998 году и 25 миллионов рублей - в 1999 году; средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на мероприятия содей-ствия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских ини-циатив безработных и незанятых граждан - 80 миллионов рублей в 1998 году; средства Федерального фонда поддержки малого предприниматель-ства - 14 миллионов рублей в 1998 году и 16 миллионов рублей - в 1999 году.

В виду отсутствия бюджетного финансирования данной программы, финансирование мероприятий осуществлялось средствами Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

В настоящее время основные направления государственной политики в области поддержки малого предпринимательства  отражены в Федеральной программе  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 февраля 2000 года № 121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 года № 298-III-ГД).

Основной целью Федеральной  программы на 2000-2001 годы является обеспечение  благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне.

Федеральная программа включают в себя шесть разделов, отражающих приоритетные направления государственной  поддержки малого предпринимательства:

  1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
  2. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
  3. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
  4. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
  5. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
  6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Финансирование реализации мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства  в 2000 году предусмотрено Федеральным  законом “О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  “О федеральном бюджете на 2000 год” от 25 декабря 2000 года размере 50 миллионов  рублей за счет превышения доходов  над учтенными Федеральным законом  “О федеральном бюджете на 2000 год”. В 2001 году финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляется в полном соответствии с объемами бюджетных ассигнований, установленными Федеральной программой на основании Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” от 27 декабря 2000 года в размере 90 миллионов рублей.

Получателем и распорядителем бюджетных ассигнований согласно “Ведомственной структуре расходов средств федерального бюджета на 2000 год” определено Министерство Российской Федерации по антимонопольной  политике (МАП России). Организация  использования бюджетных средств  осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, являющимся государственным заказчиком Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 2000-2001 годы.

В целях обеспечения выполнения мероприятий по поддержке малого предпринимательства федерального уровня в 2000 году ФФПМП сосредоточил свою деятельность на осуществлении  двух основных направлений:

а) мобилизация внутренних финансовых ресурсов

В рамках данного направления  в 2000 году Федеральный фонд осуществлял  меры по укреплению финансовой дисциплины и ликвидации просроченной задолженности  заемщиков (региональных фондов поддержки  малого предпринимательства, лизинговых компаний) по кредитам, выданным в 1995-1997 годах.

В результате принятых мер  в 2000 году удалось вернуть более 44 миллионов рублей (19 заемщиков  погасили полностью просроченную задолженность  на сумму более 24 миллионов рублей, 26 заемщиков погасили частично на сумму 20 миллионов рублей).

б) мобилизация внешних  внебюджетных источников для финансирования мероприятий Федеральной программы.

Совместно с Фондом “Евразия”  осуществляется реализация 5 программ микрофинансирования субъектов  малого предпринимательства в субъектах  Российской Федерации, представленных региональными фондами поддержки  малого предпринимательства Тульской, Новгородской, Мурманской и Орловской  областей, Республики Хакасия, предусматривающих  предоставление более 1,5 тысяч микрозаймов субъектам малого предпринимательства объемом от 1000 до 100 тысяч рублей каждый. На реализацию данных программ Федеральный фонд направил 4 миллиона рублей, а также привлек 6,4 миллиона рублей средств региональных фондов поддержки малого предпринимательства и 151,8 тысяч долларов США из средств Фонда “Евразия”, в I квартале 2001 года Федеральный фонд выделил дополнительно на их реализацию 4,5 миллиона рублей.

Федеральным фондом в 2000 году были профинансированы на долевой основе 9 региональных программ поддержки  малого предпринимательства Республики Адыгея, Корякского и Усть-Ордынского автономных округов, Амурской, Мурманской, Камчатской, Орловской, Псковской, Тульской областей. На реализацию данных программ Федеральный фонд выделил 19,4 миллионов рублей собственных средств, а также привлек средств из региональных источников на сумму 28,4 миллионов рублей. Профинансированы на долевой основе 3 программы лизинговых компаний, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства в Владимирской, Костромской, Московской, Тверской областях на сумму 10,6 миллионов рублей (с одновременным привлечением 5,6 миллионов рублей иных источников).

В целях повышения эффективности  управления и деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  Федеральный фонд в 2000 году вошел  в состав учредителей (участников) 4 региональных фондов поддержки малого предпринимательства - Калужской, Мурманской, Амурской областей и Республики Удмуртия (на данные цели Федеральный фонд направил 0,34 миллионов рублей).

Сформированы многочисленные предпринимательские объединения, основной целью которых является защита интересов предпринимателей в той или иной сфере деятельности и обеспечение учета мнения предпринимательских  кругов при принятии государственных  решений. Вопросы развития и поддержки  малого бизнеса отражены в программных  документах большинства политических партий и движений, представленных в Государственной Думе.

На развитие и поддержку  предпринимательской деятельности ориентированы “Основные направления  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу”, в которых  большое внимание уделено задачам  быстрого развития национального капитала, формирования благоприятного делового климата, обеспечения экономической  свободы, что предполагает утверждение  и защиту прав частной собственности, создание равных условий конкуренции, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов, отказ от избыточного вмешательства государства в дела бизнеса.

Таким образом, в Российской Федерации создана определенная система государственной поддержки  малого предпринимательства, включая  правовые, институциональные и финансовые элементы, что позволяет обеспечить дальнейшее улучшение предпринимательской  среды, рост числа предпринимателей и активизацию предпринимательской  инициативы.

Однако в проекте Федеральной  программы поддержки малого предпринимательства  на 2002-2004 годы можно видеть повторение прежних недостатков, которые во многом предопределили неуспех предшествующих Федеральных программ. В проекте  со всей полнотой представлены возможные  направления и способы поддержки  малого предпринимательства, достаточно убедительны ранжированы проблемы малых предприятий. Но можно сказать, что приоритеты поддержки малого предпринимательства выстроены недостаточно конструктивно. Так, на совершенствование среды, в которой приходится развиваться малым предприятиям, проектом предусматривается выделить в 10 раз меньше средств, чем на совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Статистические и аналитические  данные показывают, что:

а) малое предпринимательство  практически не развивается в  течение последних 10 лет;

б) почти половина оборота  малых предприятий находится  “в тени”.

Это свидетельствует о  том, что малое предпринимательство  постоянно находится под гнётом (налоговым, институциональным, административным). Поэтому эффективность государственной  политики развития и поддержки малого предпринимательства зависит в  такой же степени от устранения преград, как и от оказания помощи в развитии. Есть основания считать, что сильный  бизнес сам способствует формированию и стимулированию той инфраструктуры, которая является и востребованной и жизнеспособной.

Проект Программы декларирует, что государство готово нести  ответственность практически за все аспекты поддержки малого предпринимательства (исключая прямые инвестиции в малые предприятия). Но при этом необходимо хотя бы концептуально  определить:

  1. Какова должна быть роль органов исполнительной власти в развитии и внедрении технологий поддержки;
  2. Какова доля участия и ответственности государства в создании и деятельности отдельных структур поддержки малого предпринимательства;
  3. Какие виды поддержки, оказываемые государственными структурами, должны осуществляться за счёт бюджетных средств, а какие - на льготных условиях с частичной компенсаций затрат из бюджета или на коммерческой основе.

В отношении структур поддержки  малого предпринимательства государство  имеет возможность применить  целый спектр своего участия и  финансовой ответственности, то есть не столько финансировать, сколько  инициировать, стимулировать, регулировать, гарантировать, управлять. В проекте  нет указания на такие механизмы  осуществления программных мероприятий.

В проекте не отражены серьёзные  проблемы, связанные с созданием  и развитием системы финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства, с разработкой и реализацией  кредитно-финансовых механизмов и технологий. В частности, это - необходимость  изменения банковской системы, формирование альтернативных банкам источников микрокредитования (например, в фондах поддержки малого предпринимательства), внедрение технологий снижения риска кредитования, создание заслуживающей доверия системы  государственных гарантий кредитования малых предприятий, повышение профессиональной и психологической готовности предпринимателей к использованию заёмных средств и т.д.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России