Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

Недостатками проекта  Программы являются исключительно  административные методы управления Программой и необоснованность ожидаемых результатов. Анализ тенденций развития малого предпринимательства  в Российской Федерации позволяет  оценить его как “порочный  круг”. Постоянные изменения и противоречивость нормативно-правовой базы малого предпринимательства (в том числе налогового законодательства) и “административные барьеры”, лишают малый бизнес долгосрочных перспектив и выталкивают его “в тень”. Это  в свою очередь порождает у  исполнительной власти и общества в  целом недоверие к предпринимателю  и провоцирует ужесточение контроля со стороны надзорных органов, что  определяет неблагополучное институциональное  положение предпринимательства - предприниматель  до сих пор не слишком популярная в обществе фигура.

Другой тормозящий фактор - недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Но и этот фактор нельзя считать  чисто внешним, поскольку малое  предпринимательство и его инфраструктура - две части единого целого. Их становление происходит параллельно. Характерный пример - консалтинг. Его  развитие в такой же степени зависит  от профессионализма носителей услуг, как и от их востребованности. Предприниматель должен быть готов воспринять высокопрофессиональную помощь.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Малый бизнес является прогрессивной формой предпринимательской деятельности. Рост количества мелких собственников ведет к увеличению доли  экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных групп. А так же создается большое количество рабочих мест, что позволяет снизить уровень безработицы в стране. Это очень важный момент, поскольку занятость населения занимает одно из первых мест в ряду экономических проблем.

Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия занимаются внедрением различных научных разработок, позволяющих снизить затраты  на производство продукции. И, как следствие, выпускают более дешевую продукцию.

Кроме того, создание большого количества мелких предприятий снижает  возможность возникновения монополии  в данной отрасли. Образуется конкурентная среда.

Наряду с этим, немаловажным критерием эффективности является рациональное использование ресурсов. В малом бизнесе все ресурсы  используются полностью, а значит, наиболее рационально. Поскольку каждый собственник  лично заинтересован в результате, и стремится получить максимум прибыли.

Однако, несмотря на такое  количество преимуществ, малые предприятия  не получили еще должной помощи со стороны государства. Сейчас ведется  работа по совершенствованию законов, различные программы помощи малому бизнесу(например, бизнес-инкубатор) , предоставляются субсидии и другое. Но этого, конечно же, недостаточно. Если сравнить показатели таких развитых стран как США, Япония и др., с показателями нашей страны (см. Приложение 3), то можно сделать вывод, что по количеству малых предприятий мы значительно от них отстаем.

 

 

Список литературы

  1. Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// Федеральный закон от 24.07.2007 № 209- ФЗ
  2. Брежитская Е. «Малые станут первыми» // «Российская газета» 2011 г. № 5520
  3. Заславская О. «Проблемы малого бизнеса» // «Российская Бизнес-газета» 2011г №812 (30)
  4. Кузьмин В. «Надо что-то менять» // «Российская газета» - Федеральный выпуск 2011г №5529 (153)
  5. Кукол Е. «Дело за малым» // «Российская газета» - Федеральный выпуск 2011г. №5480 (104)
  6. Томчин Г. «Малый бизнес и предпринимательская деятельность» // «Общественное объединение предпринимателей» 2007г
  7. Шмелева Е. «Отвечать обязательно» // «Российская бизнес-газета» 2011г. №783 (1)
  8. Азрилиян А.Н., Большой экономический словарь /А.Н. Азрилян, -7-е изд., доп.-М.: Ин-т нов. экономики,  2007г.-  480 с. 
  9. Борисов А.Б., Большой экономический словарь /А.Б. Борисов - М.: Книжный мир, 2010 г.- 864 с.
  10. Борисов Е.Ф. Экономика – справочник/ Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов.- М., 2004г. – 400с.
  11. Вечканова Г.С. Современная экономическая энциклопедия/Г.С. Вечканова. -СПб: Лань,2002. – 880с.
  12. Гербер М.Э. Малый бизнес. От иллюзий к успеху./ М.Э. Гербер. Изд. Олимп-Бизнес, 2005г. – 240с.
  13. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть?/ А.П. Медведев- 1-е издание, 2010 г., 224с.
  14. Носова С.С. Энциклопедический словарь /С.С. Носова.-М.: ГелиосАРВ, 2003.-340 с.
  15. Селищев А.С. Микроэкономика /А.С. Селищев.: Учебник. – С.-Пб., 2003 г. – 448 с.
  16. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом/ Н.К. Сирополис -Дело, 2000г, 672с.
  17. Щёкин Г.В. Управление бизнесом: экспресс-курс для деловых людей/ Г.В. Щёкин – МАУП, 2004г., 232с.
  18. Некоммерческая электронная библиотека [электронный ресурс].- Режим доступа: http://imwerden.de/
  19. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
  20. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [электронный ресурс].- Режим доступа http://www.reghelp.ru/
  21. Национальный институт исследования системных проблем предпринимательства [электронный ресурс].- Режим доступа http://www.nisse.ru/business/

 

Приложение 1

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие  развитие малого предпринимательства  в 1995 г.

Отрасль

Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел.

Отраслевая структура  занятости на МП, в %

Удельный вес в общей  численности занятых в отрасли, в %

ВСЕГО

8944,8

100

15,7

Промышленность

2589,7

29,0

15,6

Сельское хозяйство 

93,4

1,0

1,3

Строительство

2624,4

29,3

48,5

Транспорт и связь 

185,0

2,1

3,9

Торговля

2235,0

24,6

46,4

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

320,8

3,6

93,9

ЖКХ,бытовое обслуживание

106,8

1,2

4,7

Наука и научное обслуживание

231,9

2,6

15,8


 

 

Приложение 2

Таблица 2

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС  ПРЕДПРИЯТИЙ В ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЯХ в 2009 г.(в процентах)

 

Средние  
предприятия

Малые  
предприятия1)

Микро-предприятия

Среднесписочная численность работников

(без внешних совместителей)

4,2

21,7

9,6

Средняя численность внешних  совместителей

2,3

43,2

25,4

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам  гражданско-правового характера

4,2

22,8

7,0

Оборот предприятий

4,4

24,5

11,7

Инвестиции в основной капитал2)

2,8

4,4

1,2

Основные средства 3)

2,6

5,7

2,5

Оборотные активы 3)

4,4

24,4

16,0

Капитал и резервы 3)

1,5

12,0

9,6


1) Включая микропредприятия.

2) От общего объема инвестиций в основной капитал, включающего инвестиции индивидуальных застройщиков, объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

3) По данным бухгалтерской отчетности.

 

Приложение 3

Таблица 3

Страны

Число малых предприятий

Доля малых предприятий

 

единиц, тыс.

на 1 000 жителей

в численности занятых, %

в ВВП,%

Великобритания Германия

Италия

Франция

Страны ЕС в целом 

США

Япония

Россия

2630

2290

3.920

1980

15770 19300

6450

836

46

37

68

35

45

74

50

6

49

46

73

54

72

54

78

9,6

53

54

60

62

67

52

55

11




Количество малых предприятий  осуществляющих свою работу на начало 2006 года.

 


Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России