Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

Выполнение этой функции  может быть достигнуто с помощью  различных механизмов. Это передача государственной собственности  потенциально эффективным собственникам; формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности  общества, адекватной социально ориентированной  рыночной экономике, обеспечение рационального  сочетания частной и государственной  собственности как основы успешного  решения социальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения - условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической  состязательности.

Государство может эффективно выполнять свою регулирующую роль в  отношении предпринимательства, если руководствуется определенными  принципами. К ним можно отнести:

  1. Научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;
  2. Рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства;
  3. Обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей;
  4. Программно-целевое регулирование;
  5. Гарантированность государственной поддержки;
  6. Гибкий дифференцированный подход;
  7. Мотивационная направленность государственной поддержки;
  8. Многообразие форм предпринимательской деятельности;
  9. Разделение и кооперация между государственной, региональной и местной властью.

 

2 Государственное регулирование и развитие малого бизнеса в России.

 

 

2.1 Действующие программы государственной поддержки малого бизнеса.

 

Никто не станет спорить  с утверждением о том, что любая  вновь созданная компания нуждается  в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная  материальная база. К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей  стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса  налаживается практически сразу  же. Большинство из них выходит  «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального  функционирования.

На сегодняшний день поддержка  малого и среднего предпринимательства  является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может  осуществляться посредством одноразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки  малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном  уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика  может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в  стране.

Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и  выделение бюджетных средств  на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.

В большинстве случаев  государственные программы поддержки  малого и среднего бизнеса направлены на новичков, переживающих период становления бизнеса. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.

Регулирование развития бизнеса  осуществляется Федеральным Законом  ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы  субъектов России и органов местного самоуправления.

Любая из программ имеет  определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки  бизнеса. К примеру, с помощью  государственных программ поддержки  бизнеса можно получить некоторую  сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять  участие в тематической выставке.

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков  и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки  предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды  для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные организации предлагают возможность принятия участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные  фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое  можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно  персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия  инвестируют средства в сферы  сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и  прочие субстанции, связанные с научно-техническим  прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует  порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах занятости  действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места  посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система  микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

 

    1.  Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства

 

Реализация государственной  политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции.

За период с 1994 года по настоящее  время было разработано четыре Федеральных  программы государственной поддержки  малого предпринимательства, из которых  две реализованы полностью, третья не была одобрена Государственной Думой  Федерального собрания Российской Федерации  и не была утверждена Правительством Российской Федерации, четвертая находится  на стадии завершения.

В первой Программе на 1994-1995 годы была предпринята попытка создать  основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке  малых предприятий выступало  создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий  для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный  рост.

В результате реализации мероприятий  данной программы были подготовлены нормативно-правовые акты, необходимые  для развития малого предпринимательства, в их числе - Федеральный Закон  РФ № 88 от 14 июня 1995 года “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, были созданы  агентства, производственно-технологические  центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые фирмы, предприняты меры по подготовке и повышению квалификации кадров малого предпринимательства, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих  предпринимателей.

Предполагалось, что для  выполнения первой федеральной программы  понадобится 210 миллиардов рублей, однако на финансирование предусмотренных  мер было фактически выделено не более 25 миллиардов рублей, а сама программа  была одобрена лишь к концу срока  ее реализации. В итоге большинство  мероприятий программы осуществить  не удалось.

Вторая федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы разрабатывалась в период, когда  появились первые признаки приближающегося  оздоровления экономики и снижения инфляции.

В 1995 году действовало около 1 миллиона малых предприятий, численность  занятых в малом бизнесе в  составила около 9 миллионов человек. (см. Приложение 2) Наиболее быстрыми темпами росла численность лиц, занятых общей коммерческой деятельностью - в 19 раз, коммерческой деятельностью в сфере торговли и общественного питания - в 2,3 раза, в сфере промышленности и строительства - в 1,3 раза. Динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствовала о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.

В рамках реализации данной программы осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий  за счет средств специализированных фондов. Во многих субъектах Российской Федерации были введены льготы по региональным и местным налогом, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы системы специализированных объектов инфрастуктуры: агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.

Предполагалось, что для  финансирования программы в 1996 году потребуется 883 миллиарда рублей, из которых 707 миллиардов должны были составить  средства от приватизации объектов, находящихся  в федеральной собственности. Финансирование региональных инвестиционных программ и проектов было в основном ориентировано на средства субъектов Российской Федерации, в том числе - на внутренние резервы развивающихся финансовых институтов: фондов, компаний, банков и самых малых предприятий. Кроме того, намечалось привлечение средств международных финансовых организаций, а также финансовых ресурсов по линии технической помощи.

Однако, несогласованность  действий исполнителей, организационные  просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы, влияние  ряда негативных факторов и недостаток ресурсов фактически позволили выполнить  Программу 1996-1997 годов только наполовину - из 81 намеченного Программой мероприятия  полностью было выполнено 43, частично выполнено 20 и не выполнено - 18 мероприятий.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России