Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить проблемы в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Изучение организационно-правовых форм малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Теоретические основы развития малого бизнеса в России 5
Понятие и значение малого бизнеса 5
Организационно-правовые формы малого бизнеса 21
Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса 23
Государственное регулирование и развитие малого бизнеса
в России 28
Действующие программы государственной поддержки малого
бизнеса 28
Государственная политика в развитии и поддержке малого предпринимательства 31
Заключение 43
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

Развитие в России малого бизнеса имеет большое значение в силу следующих обстоятельств:

  1. Малый бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
  2. Для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  3. Развитие малого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  4. Малые предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
  5. Мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
  6. Развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
  7. С развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
  8. Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса, прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, он быстрее реагирует на спрос потребителей;

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

  1. В снижении уровня безработицы;
  2. В более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
  3. В улучшении качества обслуживания;
  4. В более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
  5. В формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
  6. В формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

Малому бизнесу присуще: быстрая реакция на требования рынка, высокий уровень специализации, возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.  Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрением новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

 Развитие малого бизнеса  создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

 Малый бизнес содержит  большой потенциал для оптимизации  путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций.

 Практически, это означает, что на малом предприятии не  может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, прежде всего, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

На основании  вышесказанного можно выделить следующие  преимущества предприятий малого бизнеса:

  1. Увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  2. Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных групп;
  3. Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  4. Трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  5. Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  6. Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  7. Косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний, путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими. (Из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  8. Ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  9. Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  10. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, помимо достоинств, малые предприятия имеют и  некоторые недостатки. Например, можно  выделить такие:

  1. Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  2. Зависимость от крупных компаний;
  3. Недостатки в управлении собственным делом;
  4. Слабая компетентность руководителей;
  5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  6. Трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов;
  7. Неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).

В истории  России малый бизнес прошел три этапа  развития:

Первый этап: 1992-1994гг. Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. и другие. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.

Количественный рост малых  предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.

В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы  как система крупных, средних  и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных  союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек.

Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.

Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса  в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в  деятельности малых предприятий  — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия  распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном  уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса  возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии  был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов  малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства  уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.

Еще одной отличительной  чертой этого этапа является рождение массы различных структурных  подразделений: фондов, ассоциаций и  пр. Планировалось, что главная функция  этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и  иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке  механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать  инфраструктуру — благоприятные  условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно  будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных  внешних факторов и условий. В  начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на «содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов». Фонд должен принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.

Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону  развития малого предпринимательства  не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме того малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п.

На протяжении всего периода  легализации малого предпринимательства  наблюдалась борьба за его курирование  и, прежде всего, за распределение государственных  средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства, государственные  и общественные организации не стремились объединить свои усилия по поддержке  малого предпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа и соответственно система государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала.

Второй этап: 1995-1998гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается  разработка и реализация всей международной  помощи в этой области.

В 1995 году положение в  малом предпринимательстве характеризовалось  следующими показателями: малых предприятий  в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в таблице. (см. Приложение 1)

Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия  с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий  стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть  малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного  питания — 43%, строительство и  промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования  юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России