Процесс принятия управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

В последнее время отмечается стремительный рост интереса компаний к управлению корпоративной культурой организации, и объясняем это тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность бизнеса. Именно успешные компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие корпоративного духа, на благо всех заинтересованных в деятельности организации сторон.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в организации…………………………………………………………4
1.1 Понятие и виды управленческих решений………………………………..4
1.2 Методы и процесс принятия управленческого решения………………...7
1.3 Понятие и типология корпоративной культуры…………………………13
Глава 2 Анализ корпоративной культуры в ОАО «Глория Джинс»……19
2.1 Характеристика ОАО «Глория Джинс»……………………………………19
2.2 Оценка корпоративной культуры организации……………………………26
Глава 3 Разработка управленческого решения на примере ОАО «Глория Джинс»…………………………………………………………………………33
3.1 Разработка управленческого решения……………………………………. 33
3.2 Оценка ожидаемого эффекта……………………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемых источников и литературы…………………………42
Приложения………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2011.docx

— 106.17 Кб (Скачать документ)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ

Тема:  Разработка и принятие управленческого решения в области корпоративной культуры организации (на примере ОАО «Глория Джинс»)

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Теоретические  основы разработки и принятия управленческих решений в организации…………………………………………………………4

1.1 Понятие и виды управленческих  решений………………………………..4

1.2 Методы и процесс  принятия управленческого решения………………...7

1.3 Понятие и типология  корпоративной культуры…………………………13

Глава 2 Анализ корпоративной  культуры в ОАО «Глория Джинс»……19

2.1 Характеристика ОАО  «Глория Джинс»……………………………………19

2.2 Оценка корпоративной  культуры организации……………………………26

Глава 3 Разработка управленческого решения на примере ОАО «Глория Джинс»…………………………………………………………………………33

3.1 Разработка управленческого  решения……………………………………. 33

3.2 Оценка ожидаемого эффекта………………………………………………  38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемых источников и литературы…………………………42

Приложения……………………………………………………………………..43 

Введение

В последнее время отмечается стремительный рост интереса компаний к управлению корпоративной культурой  организации, и объясняем это  тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность  бизнеса. Именно успешные компании отличаются высоким уровнем культуры, который  формируется в результате продуманных  усилий, направленных на развитие корпоративного духа, на благо всех заинтересованных в деятельности организации сторон. Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и совершенствование корпоративной культуры. Актуальность темы данного исследования обусловлена несколькими обстоятельствами:

  • во-первых, современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
  • во-вторых, грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия;
  • в-третьих, корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Целью исследования данной курсовой работы является разработка управленческого  решения для повышения уровня развития корпоративной культуры организации.

Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих  задач:

1) дать общую характеристику  корпоративной культуры и ее  содержанию;

2) выявить  методы формирования корпоративной  культуры 

3) дать  характеристику корпоративной культуры  в исследуемой организации;

4) разработать  управленческое решение, позволяющее  устранить слабые места в сложившейся  корпоративной культуре организации.

Объектом исследования данной работы является корпоративная  культура организации, а предметом  – процесс принятия управленческого  решения при совершенствовании  корпоративной культуры.

Работа состоит из 3х глав. В первой главе будет  дано определение управленческому  решению, приведена полная модель его  принятия и дана краткая характеристика каждому этапу, описаны наиболее известные методы принятия управленческих решений.

Во второй главе будет  дана краткая характеристика исследуемой  организации и проанализирована существующая в ней корпоративная  культура с помощью модели и методов, описанных в первой главе.

Третья глава будет  содержать мероприятия по совершенствованию  корпоративной культуры. Вначале  определится проблема, которая будет  иметь наибольший вес среди остальных, потом будет разработан ряд мероприятий  по её устранению. В конце работы будет дана примерная оценка ожидаемому эффекту от реализации предложенных мероприятий на практике.

 

Глава 1 Теоретические  основы разработки и принятия управленческих решений в организации

1.1 Понятие и  виды управленческих решений

Процесс управления связан с непрерывной разработкой и  принятием решений. Решения вырабатываются в каждом цикле управления, на всех его стадиях и при выполнении каждой функции. Задача по принятию решений, в конечном счете, сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, координации  их взаимодействий. Именно по средствам  принятия и реализации решений осуществляется сам процесс управления.

Решение - это результат  анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов  достижения конкретной цели.

Понятие УР имеет 2 толкования: узкое и широкое. В узком смысле УР - событие, результат выбора из множества вариантов способа достижения некоторой конкретной цели, т.е. это план, проект или комплекс мер, намеченных к выполнению. В широком: УР - процесс, протекающий во времени, и включающий в себя идентификацию проблемной ситуации, требующей принятия решения, выявления вариантов решения, их анализ и выбор одного варианта в соответствии с принятыми критериями и ограничениями, а так же реализацию решений. В зависимости от того насколько широко мы понимаем процесс принятия управленческого решения в нем варьируется различное количество этапов.

Управленческое решение  – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленной руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции, с учетом факторов внутренней и внешней среды организации  и направленный на достижение целей  организации.

Разработка решений предусматривает  развитие объекта управления и выбор  регулирующих воздействий на него с  целью достижения определенных технико-экономических  показателей.

Решение является результатом  оценки ситуации путем обработки  информации и выступает как продукт  управленческого труда, а информация в этом случае становится предметом  труда. Все решения должны быть подчинены  главной цели - выполнению поставленных задач [1., с.96].

Классификация управленческих решений.

В процессе управления организациями  принимается огромное количество решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Наиболее широко распространена их классификация по следующим основаниям:

  1. По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению «снизу». В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое «навязывание» решений может нанести ущерб проявлению инициативных людей.
  2. По способу доведения решений выделяют письменные и устные.
  3. По субъекту, принимающему решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителем, вторые – коллективом организации, третьи – коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).
  4. По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.
  5. Полнота исходной информации предполагает разделение управленческих решений на решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Решение считается принимаемым в условиях риска, если известна вероятность всех альтернативных решений. При этом сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов.
  6. По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, а также эвристические, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний лица, принимающего решения.
  7. Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей – как одноцелевые и многоцелевые.
  8. По степени регламентации, т.е. насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие. Регламентирующие решения полностью направляют деятельность  подчиненных, исключая их самостоятельность. Ориентирующие - однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных. Рекомендующие решение контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
  9. По функциональному признаку решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные и др. Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования. Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия. Социальные – направлены на улучшение условий деятельности и отдыха членов коллектива организации и др. Организационные решения направлены на улучшение труда персонала, совершенствования стандартов норм, внедрение моральной и материальной мотивации. 
  10. По периодам действия управленческие решения подразделяют на оперативные, тактические и стратегические. Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства. Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко и среднесрочную перспективу и проблемы производственно-технического характера. Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции [2., с.76-78].

1.2 Методы и  процесс принятия управленческого  решения

Часто спорят, как эффективно принимать решения - в одиночку или  коллективно. Все зависит от критериев  оценки, к которым относятся, например: качество решения; приемлемость решения  для его адресатов; возможность  реализации принятого решения при  возникновении неожиданных трудностей; удовлетворенность решением; задержка принятия решения; длительность принятия решения; опыт, приобретенный в ходе выработки решения; адекватность процесса принятия решения общепринятым нормам и ценностным представлениям.

Самым сложным в принятии решения бывает выбор из двух или  нескольких альтернативных вариантов. Здесь помимо точного расчета  может помочь опыт. Существует множество  вариантов процесса принятия различных видов решений. Большинство этапов совпадают у различных авторов. На мой взгляд, приведенная ниже модель, даёт наиболее полное представление о принятии управленческого решения (приложение 1). Рассмотрим подробно каждый этап.

Анализ ситуации. Для возникновения необходимости принять управленческое решения нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, который вызывает или может вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации. Данные о состоянии внешней среды поступают к менеджерам и специалистам, которые анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что позволяет им выявит проблемы, которые надо решить.

Идентификация проблемы. Выявление и формулировка проблемы – сложная процедура. Т.к. в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представлений о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Менеджеры должны глубоко исследовать причины возникшей проблемы. Определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих свести к минимуму.

Определение критериев  выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты возникшей проблемы, нужно определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбираться наилучшая. Эти показатели называются критериями выбора.

Разработка альтернатив. В идеале желательно разработать все возможные альтернативы решения проблемы, только в этом случае решение будет оптимальным. Но на практике руководитель не располагает достаточным временем и запасом знаний, поэтому ищется не оптимальный, а достаточно хороший вариант решения проблемы. Наряду с положением, когда варианты решения проблемы заранее известны или обнаруживаются без особых трудностей, часто встречается ситуации, при которых решаемая проблема не встречалась раньше, т.е. альтернативы неизвестны и их необходимо предварительно сформулировать.

Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их нужно оценить, т.е. выявить достоинства и недостатки каждой альтернативы по заданным критериям и объективно проанализировать результаты их реализации. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких критериев, он всегда носит характер компромисса. Очень важно учитывать фактор риска, т.е. вероятность осуществления каждой альтернативы.

Согласование  решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники, принимают или утверждают другие, а выполняют третьи. Но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решения весьма существенную роль играет стадия согласования. Но также существуют ситуации, когда менеджер принимает решение единолично.

Управление реализацией. Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.

Контроль и  оценка результатов. На этом этапе производится измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель ожидал получить. Основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость его корректировки или принятии нового решения.[3.]

Методы принятия управленческих решений.

Под способом или методом  принятия решений понимается специфический  технологический процесс – процесс  формирования в сознании менеджера  измененного по сравнению с моментом принятия решения и реально достижимого через конкретные действия состояния возглавляемой менеджером организации и те средства, которые были использованы при формировании в сознании менеджера такого измененного состояния.

Можно выделить следующие  методы принятия управленческих решений:

  1. спонтанный метод;

     2)  интуитивный метод;

     3) метод суждений;

     4)  бинарный метод;

     5) метод многовариантности;

     6)  поисковый метод.

Спонтанный  метод базируется на эмоциях самого менеджера. Находясь под сильным воздействием эмоций, невозможно принять эффективное решение, поскольку перевес всегда будет на стороне действительно эмоций, а не разума. Эмоциональные решения – не самые продуманные, их следует избегать.

Информация о работе Процесс принятия управленческого решения