Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:
1.Отличительные особенности управленческих решений от частного выбора;
2.Виды управленческих решений;
3.Модели и методы принятия решений.
В
ситуациях со сложным переплетением
причин и следствий возможны три
варианта причинно-следственного
Каждый
из вариантов предусматривает
Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Анализ ситуации.
Анализ
управленческой ситуации требует сбора
и обработки информации. Этот этап
выполняет функцию восприятия организацией
внешней и внутренней среды. Данные
о состоянии основных факторов внешней
среды и положение дел в
организации поступают к
Идентификация проблемы.
Первый шаг на пути решения проблемы – её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему – наполовину решить её.
Существует
два взгляда на сущность проблемы.
Согласно одному – проблемой считается
ситуация, когда поставленные цели
не достигнуты или существует отклонение
от заданного уровня. В соответствии
с другим – проблемы следует рассматривать
так же как потенциальную возможность
повышения эффективности. Объединяя
оба эти подхода, будем понимать
под проблемой расхождение
Выявление и формулировка проблемы – весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.
Доведение этих проблем до количественной определённости (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Все элементы работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.
Определение критериев выбора.
Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.
Разработка альтернатив.
Следующий
этап – разработка набора альтернативных
решений проблемы. В идеале необходимо
выявить все возможные
Выбор наилучшей альтернативы.
Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.
Согласование решения.
В
современных системах управления в
результате разделения труда сложилось
положение, при котором подготавливают,
разрабатывают решения одни работники
организации, принимают или утверждают
- другие, а выполняют – третьи.
Иначе говоря, руководитель часто
утверждает и несёт ответственность
за решение, которое не разрабатывал;
специалисты, готовившие и анализировавшие
решения, не участвуют в его реализации,
а исполнители не принимают участия
в подготовке и обсуждении готовящихся
решений. Принятие управленческих решений
в организации довольно часто
ошибочно рассматривается как
Лучший
способ согласования решения состоит
в привлечении работников к участию
в процессе его применения. Разумеется,
что встречаются ситуации, когда
менеджер вынужден единолично, не прибегая
к обсуждениям т согласованиям,
но систематическое игнорирование
мнения подчинённых ведёт к
Управление реализацией.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.
Для
успешной реализации решения прежде
всего необходимо определить комплекс
работ и ресурсов и распределить
их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть,
кто, где, когда и какие действия
должны предпринять и какие для
этого необходимы ресурсы. Если речь
идёт о достаточно крупных решениях,
это может потребовать
Контроль и оценка результатов.
Даже
после того как решение окончательно
введено в действие, процесс принятия
решения не может считаться полностью
завершённым, т.к. необходимо ещё убедиться,
оправдывает ли оно себя. Этой цели
и служит этап контроля, выполняющий
в данном процессе функцию обратной
связи. На этом этапе производятся измерения
фактических результатов с
Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже, превратиться в свою противоположность – не способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблемы контроля управленческих решений весьма актуальны, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.
Виды принятия решений
Принятие решения
– это способность осуществить
процесс анализа важнейшей
Решение – это состояние неопределённости, вызванное необходимостью выбора действий, которые позволят достичь определённого, заранее заданного результата, эта неопределённость может принимать ряд форм и представлять:
Стандартный процесс принятия решений.
Стандартное
решение представляет собой наиболее
распространенный тип решений и
аналитические шаги, необходимые
для его принятия, применимы также
и для остальных типов решений.
При принятии решений используется
свой опыт с первого шага и в
ходе всего этого процесса. При
принятии решений можно пасть
жертвой «излюбленных»
Вот основные шаги в процессе принятия решений:
В процессе разрешения
сложных проблем с целью
Методы моделирования .
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка
и оптимизация решения
Количество
всевозможных конкретных моделей почти
так же велико, как и число проблем,
для решения которых они
Наиболее распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.
Модели теории игр.
Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.
К
противодействиям следует относить
такие факторы, как авария, пожар,
кража, забастовка, нарушение договорных
обязательств и т.п. Однако наиболее
массовый случай противодействия –
конкуренция. Поэтому одним из важнейших
условий, от которого зависит успех
организации, является конкурентоспособность.
Очевидно, что возможность прогнозировать
действия конкурентов – существенное
преимущество для любой коммерческой
организации. Принимая решение, следует
выбирать альтернативу, позволяющую
уменьшить степень