Процессы принятия решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:

1.Отличительные особенности управленческих решений от частного выбора;
2.Виды управленческих решений;
3.Модели и методы принятия решений.

Работа состоит из  1 файл

моо.docx

— 86.72 Кб (Скачать документ)

    Первоначально разработанные для военно-стратегических целей модели теории игр применяются  в бизнесе для прогнозирования  реакции конкурентов на принимаемые  решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и  услуг, выход на новые сегменты рынка  и т.п.

    Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство  фирмы должно прогнозировать реакцию  и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

    Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как  слишком упрощены по сравнению с  реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.

    Модели теории очередей или оптимального обслуживания.

    Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при  определённом уровне потребности в  них. К ситуациям, в которых такие  модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов  на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что  дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или  банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность  в одни периоды времени и появление  очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое  позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.

    Модели управления запасами.

    Любая организация должна поддерживать некоторый  уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов  в технологических процессах  и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих  изделий, готовой продукции, для  банка – денежной наличности, для  больницы – лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует  дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование  и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и  препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

    Модели  управления запасами позволяют найти  оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который  минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

    Модели линейного  программирования.

    Их  применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения  дефицитных ресурсов при наличии  конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может  определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует  производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах  материалов и деталей, фонде времени  работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть  разработанных для практического  применения оптимизационных моделей  сводится к задачам линейного  программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов – модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени – модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции – модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).

    Методы экспертных оценок.

    При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или  частично не поддаются количественному  анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок

    Сущность  экспертных методов принятия решений  заключается в получении ответов  специалистов на поставленные перед  ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации  погрешностей и влияния субъективного  фактора обрабатывается с помощью  специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения.

    Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной  работы экспертов. Основные задачи этой группы:

  1. постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
  2. разработка процедуры проведения экспертизы;
  3. отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
  4. проведение опроса экспертов и получение их оценок;
  5. обработка, формализация и интерпретация полученной информации.

    Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике методы группового опроса: метод комиссий, метод «мозговой атаки», различные модификации метода «Дельфи». Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

    Между рассмотренными методами разработки и  оптимизации решений на практике довольно трудно установить чёткие границы, так как разрешение комплексных  проблем современного менеджмента  требует и комплексного использования  различных логических, статистических, математических и эвристических  приёмов. Поэтому не какая-то одна, а  преобладающая группа способов и  формирует тот или иной метод. Области применения методов принятия решений зависят в основном от характера решаемых проблем и  условий принятия решений. [с.198-203,8]. 

    Модели  принятия решений в организации.

    В зависимости от того, как процесс  принятия решений воспринимается и  интерпретируется на различных уровнях (индивидуальным или организационным) можно выделить 4 метода принятия решений. 
 

    Уровень принятия решения          Организационный     Личностно ограниченная рациональность (Удовлетворенность  индивида)     Рациональная  модель (организационная максимизация)
     
    Политическая модель (Индивидуальная максимизация)     Организационно  ограниченная рациональность (удовлетворенность  организации)
    Индивидуальный
    «Я»     «МЫ»
    Восприятие и интерпретация

    Рисунок 1.1 Модели принятия решений в организации

    Рациональная  модель

    Рациональная  модель предполагает выбор такой  альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный  поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить  беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации.

    Модель ограниченной рациональности.

    Модель  ограниченной рациональности  в  принятии решений предполагает, что  менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предупреждений. В зависимости от преобладания первого  или второго, модель может иметь  две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно-ограниченная рациональность. Определение проблем  при этом подходе происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере в начале процесса, в известных для менеджера или организации областях.

    Анализ  данных также упрощается, сдвигаясь  с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях  отдельных подразделений. Оценочные  критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая  этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность  при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для  организации в целом и требует  минимум усилий ее членов. Примером может служить факт того, что очень  часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки  найти лучший вариант из всех имеющихся.

    Политическая модель.

    Политическая  модель организационных решений  обычно отражает желания членов организации  максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще  на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией  носит спорадический характер. Определение  проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают  скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение  в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения  власти в организации и эффективности  политики, используемой различными участниками  процесса.[306,6] 

 

    

    Глава II. Аналитическая основа процесса принятия решений в организации

      Назаровский район – составная и неотъемлемая часть обширного и богатого Красноярского края. В 2004 район отметил 80-летие своей истории.

    Кушнаренковский район  находиться на северо-западе Республики Башкортостана и является сельскохозяйственным районом.

    На  территории Кушнаренковского района  расположено 10 крупных центров (в  каждом обязательно имеется администрация  – сельский совет и сельскохозяйственное предприятие) – это центральное  поселение и несколько отделений (отдельных деревень).

    По  территории района проходит автомобильная  дорога М7 Уфа-Москва.

    На  сегодняшний день образовательное  пространство района представлено десятью  основными школами с 11-летнем обучением (расположенные в центральном  поселении), пятнадцатью  с 9-летним обучением и малокомплектными школами (расположенными на отделениях, где  дети могут закончить лишь начальную  школу, затем продолжают обучение в  основной школе, добираясь на школьном автобусе)

    Наша  школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Саитово Кушнаренковского района находится по адресу д. Саитово ул. Коммунаров, 1. Историяшколы начинается с трудный 1929 год в здании старого клуба начали обучать детей. Первым учителем был Исламов Г. В 1934 году была открыта новая школа, куда были привлечены и безграмотные. Приходилось учить в одном классе детей разных возрастов. С ними работали Давлетов Фазлытдин. В 1935 году были организованы классы. Обучением и воспитанием занимались Гареев Д., Сафоргалиев, Давлетов Ф. Несмотря на лишения они вели работу по ликвидации неграмотности населения.

    Началась  Великая Отечественная война. На защиту своей Родины встали и наши учителя. Несмотря на тяжелые годы в  школах продолжалось обучение.

    В 147 году школа стала четырехлетней, заведующим которой был ныл назначен Садыков И. В связи с ростом количества детей, растет и число  учителей. В 50-е годы приходят в шолу Файзулханов Ф.З., Айтуганов Н., Агадуллина М., Хамитова Р.З., Миниханова З.Б., Минннеханов  М., Давлетбаева Я.Т., Хамитов Ф., Муллаянова А.

    В 1960 году начинает работу Гизатуллина  М., Галиев З.А., Гатауллина Ф. и Гаязова  З.

    В 1963 году школа была преобразована  в восьмилетнюю. Директором школы  был Хамитов Ф.Б. А с 1967 года школой руководит Давлетбаева Я.Т. С каждым годом число учащихся росло. Занимались в две смены. В связи с этим было необходимо построить новую  школу. Учителями Маргамова Т., Набиева  Я., Сагитова З. в 1945 году был открыт пятый класс. Здание школы было старым и в центре деревни (Заведующий школы  Юсупов А.А.)

Информация о работе Процессы принятия решений в организации