Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы - теоретико-методологический анализ и проектирование системы управления адаптацией персонала и обоснование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы управления адаптацией персонала.
При выполнении курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• рассмотреть теоретические основы адаптации персонала, форм и этапов адаптации;
• описать цели и задачи системы управления адаптацией персонала;
• рассмотрение адаптации для молодых сотрудников;
• рассмотрение программы адаптации персонала.
Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала…………4
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации…….………..4
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению мотивации персонала в организации.………………………………………..…..12
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации …………………………………….……..14
Глава II. Анализ системы управления адаптацией персонала в организации…………………………………………………….……16
II. 1. Ключевые элементы системы управления адаптацией персонала в организации………………..……………….………….16
II. 2. Анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала ………………………………………………23
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации ………...……………………………….....29
III. 1. Подходы к организации эффективного управления адаптацией персонала…………..…………………………………....29
III. 2. Разработка перечня мероприятий по адаптации персонала……………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы……………43
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала…………4
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации…….………..4
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению
мотивации персонала в организации.………………………………………..…
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации …………………………………….……..14
Глава II. Анализ
системы управления адаптацией персонала
в организации…………………………………………………
II. 1. Ключевые
элементы системы управления адаптацией
персонала в организации………………..……………….…………
II. 2. Анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала ………………………………………………23
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации ………...……………………………….....29
III. 1. Подходы к
организации эффективного управления
адаптацией персонала…………..…………………………………..
III. 2. Разработка
перечня мероприятий по адаптации персонала………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………43
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на практике довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ.
Нередко организации используют только отдельные элементы адаптации, например, проводят для новичков вводные курсы или выдают всем пришедшим «Справочник сотрудника» ( это документ, в котором собрано всё о внутренней жизни компании: правила, требования, описание режима работы и т.д.). Но для того чтобы проводимые мероприятия были эффективными, необходим системный подход к адаптации новых сотрудников.
Важность мероприятий
по адаптации работников в
нашей стране недостаточно
Методологические аспекты проблемы адаптации персонала на предприятии и ее влияние на эффективность работы персонала рассматривались в научных публикациях Базарова Т.Ю., Кибанова А.Я. , Володиной Н. В., Виханского С. В., Добровинского А. П. Правина В. В., Мескона М.Х., Хедоури Ф., и других авторов.
Цель работы - теоретико-методологический анализ и проектирование системы управления адаптацией персонала и обоснование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы управления адаптацией персонала.
При выполнении курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• рассмотреть
теоретические основы
• описать
цели и задачи системы
• рассмотрение
адаптации для молодых
• рассмотрение программы адаптации персонала.
• разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации) адаптации молодых сотрудников;
Предметом курсовой работы являются теоретические и методические аспекты процесса адаптации персонала.
Объектом курсовой работы является процесс управления адаптацией персонала.
Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, 3 главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе «Теоретические основы адаптации персонала» рассматриваются сущность, функции, виды, факторы и этапы адаптации персонала. Здесь же осуществляется анализ развития научных взглядов на адаптацию персонала и приведена характеристика современного состояния адаптации персонала в организации.
Во второй главе «Анализ системы управления адаптацией персонала в организации» раскрываются особенности управления адаптацией персонала.
обоснована актуальность и необходимость проектирования эффективной системы управления адаптацией персонала и разработки мероприятий по нему. Проводится анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала.
Третья глава «Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации» посвящена анализу подходов к эффективному управлению адаптации персонала и разработке перечня мероприятий по адаптации персонала в организации.
В заключении подведены итоги, определены основные результаты исследования и возможности их использования в практической деятельности по управлению персоналом.
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации
Понятие адаптация происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.
Адаптация
- процесс активного
Целью адаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:
1. Ускорение
процесса вхождения нового
- достижение
необходимой эффективности
- уменьшение
количества возможных ошибок, связанных
с освоением функциональных
2. Сокращение уровня текучести кадров:
- снижение
количества сотрудников, не
- уменьшение
количества сотрудников,
3. Освоение схем взаимодействия с другими подразделениями;
4. Формирование
имиджа компании как
Виды адаптации персонала - это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации.
Можно осуществить
классификацию адаптации по
1. По отношениям субъект-объект:
- активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
- прогрессивная
- благоприятно воздействующая
- регрессивная
- пассивная адаптации к среде
с отрицательным содержанием
(например, с низкой трудовой дисциплиной)
3. По уровню:
- первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
- вторичная - при последующей смене работы.
4. По направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Последний
критерий классификации
1) Психофизиологическая
адаптация - адаптация к трудовой
деятельности на уровне
Психофизиологические
аспекты: сменный график
2) Профессиональная
адаптация - полное и успешное
овладение новой профессией, т.е.
привыкание, приспособление к содержанию
и характеру труда, включая
условия и организацию. Она
выражается в определённом
Профессиональные аспекты работы: используемые в компании технологии и техники; стандарты работы; документация; нормы, нормативы, технические требования; перспективы профессионального и карьерного роста; возможности обучения, повышения квалификации и т.д.
3) Социально-психологическая
адаптация человека к
- как принято
обращаться к сотрудникам,
- есть ли в компании какие-то группы, "лагеря", территории? Какие между ними взаимоотношения?
- с кем обедать? С кем курить и т.п.
4) Организационно
- административная адаптация
- какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
- каковы стратегические цели и приоритеты компании?
- кто является
ключевыми клиентами? Кто
- как осуществляется
управление компанией? Кто
- какие действуют процедуры, регламенты?
- как оформить постоянный пропуск?
- когда и где выдают зарплату?
Факторы трудовой адаптации - это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса, совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации .
В соответствии
с определением факторы
- по степени
зависимости от общих
- по уровню
и степени управляемости (
- по частоте
распространения факториальных
признаков (более
- по степени значимости для работника – главные (доминирующие) и неглавные (недоминирующие).
Поскольку адаптация - двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две основные группы: личностные и производственные.
1) Личностные:
Социально-демографические: стаж, возраст, образование, квалификация; социальное происхождение;
Психологические: уровень притязаний, восприятие самого себя;
Социологические: степень профессионального интереса, степень заинтересованности в собственном зароботке, наличие установки на продолжение образования, знание производственных перспектив.
2) Производственные:
содержание трудовой
Ученые выделяют
такое понятие, как «темпы
- социально-демографические
характеристики и свойства
- характер, содержание, условия и организация работы;
- условия профессионального обучения, повышения квалификации и продвижения;
- социально-бытовые
условия (уровень заработной
- ориентация и установки в труде, мотивы выбора профессии;
- уровень межличностного
общения в коллективе и
Процесс адаптации может проходить в четыре этапа:
1. Оценка уровня подготовленности нового работника необходима для разработки эффективной программы адаптации. Даже если работник имеет специальную подготовку, опыт работы в аналогичных структурах, то, попадая в новую организацию, он неизбежно сталкивается с различной внешней инфраструктурой организации, новым персоналом, технологией деятельности, что неизбежно приводит его в незнакомую ситуацию.
Информация о работе Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации