Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы - теоретико-методологический анализ и проектирование системы управления адаптацией персонала и обоснование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы управления адаптацией персонала.
При выполнении курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• рассмотреть теоретические основы адаптации персонала, форм и этапов адаптации;
• описать цели и задачи системы управления адаптацией персонала;
• рассмотрение адаптации для молодых сотрудников;
• рассмотрение программы адаптации персонала.
Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала…………4
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации…….………..4
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению мотивации персонала в организации.………………………………………..…..12
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации …………………………………….……..14
Глава II. Анализ системы управления адаптацией персонала в организации…………………………………………………….……16
II. 1. Ключевые элементы системы управления адаптацией персонала в организации………………..……………….………….16
II. 2. Анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала ………………………………………………23
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации ………...……………………………….....29
III. 1. Подходы к организации эффективного управления адаптацией персонала…………..…………………………………....29
III. 2. Разработка перечня мероприятий по адаптации персонала……………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы……………43
2. Ориентация, т.е. практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. К этой работе привлекаются непосредственный руководитель и служба управления персоналом. Обычно разрабатываются общие программы адаптации, которые включают лекции, экскурсии, видеофильмы, буклеты, позволяющие ознакомить новичка со следующими вопросами:
- общее представление об организации (цели, приоритеты, продукция, организационная структура, информация о руководителях, внешние взаимосвязи);
- политика
организации (кадровая
- формирование компенсационного пакета (материальное и моральное стимулирование, социальная политика организации);
- охрана труда и техника безопасности (места оказания первой помощи, меры предосторожности, правила противопожарной безопасности, правила поведения при несчастном случае, предупреждение о возможных опасностях на производстве);
- взаимоотношения
с профсоюзами и ознакомление
с коллективным договором (
- организация
работы социальной
- определение
последствий от поведения,
Наряду с общими программами разрабатываются специальные программы адаптации, в которых затрагивают следующие вопросы:
- функции подразделения
и принятого работника (цели, задачи,
взаимоотношения внутри и
- рабочие обязанности,
права и ответственность (
- требуемая отчетность на рабочем месте;
- процедуры,
правила, предписания,
3. Непосредственная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении нового работника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Этот элемент адаптации является ключевым, поскольку от него зависит, как новый сотрудник будет принят на рабочем месте.
Важно в
рамках этого этапа оказывать
максимальную психологическую
4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации нового работника в организации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и личных проблем и переходом к стабильной работе.
Если процесс
адаптации в организации
Если процессом адаптации не управлять, то возникает дезадаптация работника, которая проявляется в недоумении — все позитивные представления об организации разрушаются; испуге — неизвестно, что делать и как себя вести; унынии — появляется ощущение, что нет необходимости себя проявлять; возмущении — возникает склонность негодовать по пустякам; нарушении режимов работы, отсутствии инициативы и т.д.
Функционирование
персонала — это процесс,
Основные задачи
функционирования персонала
- обеспечение рациональной, стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего периода (дня, месяца, недели, года);
- ротация персонала
(периодический переход
- обеспечение
максимальной возможности
Эффективное
функционирование работников
- грязные чашки для чая и кофе на рабочем месте;
- коллеги, не снимающие трубку, когда звонит телефон;
- частные разговоры в офисе и по телефону;
- регулярно опаздывающие работники;
- беспорядок на рабочем месте;
- льстящие руководителю работники;
- коллеги, постоянно напоминающие о том, что они задерживаются на работе;
- работники, которые никогда не нуждаются даже в небольшом перерыве.
Для повышения
эффективности
- эффективно
использовать трудовой
- повысить
уровень безопасности и
- обеспечить нормальные, достойные человека условия трудаи отдыха путем развития социальной инфраструктуры;
- регулировать
и модифицировать
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению адаптации персонала в организации
Проблемы адаптации в российском обществе, обозначенные началом 90-х гг. XX в., переросли в глобальную взаимосвязанную систему. Элементы этой системы постепенно ведут к трансформации общественной, социально-политической, экономической и пр. жизни в стране. Значение адаптации в социальном развитии определяется тем, что она является одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных, негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Процесс адаптации охватывает биологическую, социальную и психологическую составляющие части человеческой сущности. Понимание сущности процессов адаптации, как составной части социализации, возможно лишь в совокупности всех процессов окружающей среды и общества в целом. Адаптированность личности — это состояние, которое позволяет человеку без длительных конфликтов, с полнотой проявлять свои творческие и конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения собственной ценности, самосовершенствования и собственной значимости, в том числе и в своей профессиональной деятельности.
Адаптация персонала на предприятии является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала.
Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показателем низкой адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся асоциальное поведение. Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию - важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации
Адаптация – это и информирование (начиная с расписания работы столовой и заканчивая тем, в каких электронных папках какие содержатся сведения), и уточнение целей, которые ставятся перед новым сотрудником, и прояснение вопросов, связанных с его ожиданиями от работы. В связи с чем не следует заниматься подменой понятий "адаптация" и "испытание работника".
В период испытания нового сотрудника процесс его адаптации будет неизбежен. Вопрос только в том, будет ли иметь место помощь со стороны трудового коллектива и непосредственно самого руководителя, или как в большинстве случаев реализацию своего "Я" работник осуществит посредством самоадаптации.
Вывод по главе I: Адаптация персонала – важная составляющая системы управления персоналом. Адаптация персонала – это управляемый процесс приспособления нового работника к организационной культуре компании, к своему первичному коллективу, к требованиям, предъявляемым к нему компанией, и к собственному рабочему месту. Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании.
Процесс адаптации персонала позволяет выявить недостатки существующей системы подбора сотрудников. Помогает развивать управленческие компетенции руководителей и наставников. И, естественно, повышает процент вашей лояльности к данному работодателю.
Процесс адаптации условно можно разделить на 4 этапа. На каждом из них необходима продуманная система управления адаптацией.
Глава II. Анализ системы управления адаптацией персонала в организации
II. 1. Ключевые элементы системы управления адаптацией персонала в организации
Новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.
Адаптация
новых сотрудников начинается
с отдела кадров и
На основании
принятого решения
Программа
адаптации рабочих профессий
начинается с того, что руководителем
структурного подразделения на
основании полученной
Информация о работе Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации