Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы - теоретико-методологический анализ и проектирование системы управления адаптацией персонала и обоснование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы управления адаптацией персонала.
При выполнении курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• рассмотреть теоретические основы адаптации персонала, форм и этапов адаптации;
• описать цели и задачи системы управления адаптацией персонала;
• рассмотрение адаптации для молодых сотрудников;
• рассмотрение программы адаптации персонала.
Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала…………4
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации…….………..4
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению мотивации персонала в организации.………………………………………..…..12
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации …………………………………….……..14
Глава II. Анализ системы управления адаптацией персонала в организации…………………………………………………….……16
II. 1. Ключевые элементы системы управления адаптацией персонала в организации………………..……………….………….16
II. 2. Анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала ………………………………………………23
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации ………...……………………………….....29
III. 1. Подходы к организации эффективного управления адаптацией персонала…………..…………………………………....29
III. 2. Разработка перечня мероприятий по адаптации персонала……………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы……………43
Вывод по главе II: Система управления адаптацией персонала неразрывно связана с процессом стратегического планирования, а также с системами мотивации, оценки, развития сотрудников, с корпоративной культурой организации и призвана решить следующие задачи:
К сожалению, привлечение молодых специалистов до сих пор зачастую рассматривается как процесс, аналогичный внедрению новых информационных и производственных технологий. Продвижению новых информационных технологий, адаптации к ним новых кадров препятствуют также определенные стереотипы, в частности мнение, что хороший специалист - незаменимый специалист. Установка на незаменимость провоцирует жесткую конкуренцию между сотрудниками, ограничивает возможности совместного освоения новых технологий, совместного их использования. Между тем ценность молодых специалистов определяется их новым образованием, информированностью о новых технологиях, соответственно большими возможностями их освоения.
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации
III. 1. Подходы к организации эффективного управления адаптацией персонала
При выборе адаптационных инструментов для разработки и последующего их применения в компании необходимо исходить из стоящей перед организацией, а, следовательно, и службой персонала, цели: чего мы хотим добиться в ближайший год, как на достижение этой цели повлияет выстраиваемая система адаптации новых сотрудников?
Но при всей очевидной целесообразности применения целевого подхода мы подчас, к сожалению, применяем другие. Проблемно-ориентированный подход, например, в ситуации, когда сотрудники службы персонала неожиданно для себя узнают, что новые сотрудники крайне мало знают о самой компании, ее истории, стоящих перед ней задачах. Это значит, надо что-то менять в существующем положении дел.
Существуют
различные методы адаптации
- инструктаж (разъяснение
и демонстрация приемов работы
непосредственно на рабочем
- ротация (сотрудник
временно перемещается на
- ученичество и наставничество (коучинг) (практический опыт играет важную роль в подготовке специалистов);
- обучение
на рабочем месте (связано с
производственными функциями
- обучение вне рабочего места (расширяет потенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения);
- лекции (эффективны
с экономической точки зрения,
поскольку один инструктор
- самостоятельное
обучение (предоставление сотрудникам
аудио- и видеокассет,
- использование
образовательных методик (
- деловые игры
(приближены к
- поведенческие навыки (удовлетворения потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.).
За рубежом
методы адаптации персонала
- buddyng (адаптация через равные приятельские отношения с коллегой по работе, в отличие от наставничества здесь нет иерархии, отношения строятся на равных, присутствует постоянная двусторонняя обратная связь);
- job shadowing (новый сотрудник становится как бы тенью более опытного сотрудника, сопровождает его в течение рабочего дня, обсуждает с ним производственные ситуации и получает реальный опыт и качественную обратную связь);
- метод погружения
(используется при адаптации
В России молодой специалист, осваивая профессиональную сферу своей жизни, всегда проходит два уровня адаптации: профессиональный (обусловлен обстоятельствами внешнего и внутреннего характера, т.е. особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности) и социально-психологический (это адаптация к коллективу, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений в коллективе, означает включение работника в коллектив, как равноправного, принимаемого всеми его членами).
Неоценимыми
инструментами адаптации
Коучинг на практике выглядит совершенно иначе. В отличие от наставничества, коучинг направлен не столько на непосредственное обучение, сколько на то, чтобы максимально полно раскрыть потенциал нового сотрудника и добиться от него полной отдачи в работе. Коучинг базируется на признании того, что каждый человек обладает гораздо большими способностями, чем они обычно проявляют. Вопросы, задаваемые коучем по определённой схеме (как их ещё называют, «эффективные вопросы») позволяют новичку по-новому посмотреть на свою работу и на свои возможности. С другой стороны, руководителю коучинг прекрасно показывает реальный профессиональный уровень нового сотрудника на данный момент и позволяет спланировать свою работу по его развитию. С новичком может работать штатный коуч, или же менеджер (чаще всего непосредственный руководитель), владеющий навыками коучинга. В отдельных случаях целесообразно привлечение внешних коучей.
III. 2. Разработка перечня мероприятий по адаптации персонала
Особым направлением работы по адаптации является подготовка молодых специалистов, только что закончивших вуз и начинающих свою профессиональную деятельность, так как, вступая в новую стадию профессионального развития, они сталкиваются не только с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе, но и обнаруживают достаточно резкое несоответствие между накопленными ими в процессе обучения академическими знаниями и реальным практическим наполнением профессиональной деятельности. Таким образом, для них становится актуальной проблема адаптации к требованиям сложившейся ситуации.
Информация о работе Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации