Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы - теоретико-методологический анализ и проектирование системы управления адаптацией персонала и обоснование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы управления адаптацией персонала.
При выполнении курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• рассмотреть теоретические основы адаптации персонала, форм и этапов адаптации;
• описать цели и задачи системы управления адаптацией персонала;
• рассмотрение адаптации для молодых сотрудников;
• рассмотрение программы адаптации персонала.
Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы адаптации персонала…………4
I.1.Сущность, виды, этапы и функции адаптации…….………..4
I.2. Концептуальные основы к рассмотрению мотивации персонала в организации.………………………………………..…..12
I.3. Характеристика современного состояния адаптации персонала в организации …………………………………….……..14
Глава II. Анализ системы управления адаптацией персонала в организации…………………………………………………….……16
II. 1. Ключевые элементы системы управления адаптацией персонала в организации………………..……………….………….16
II. 2. Анализ персонала в контексте системы управления адаптацией персонала ………………………………………………23
Глава III. Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации ………...……………………………….....29
III. 1. Подходы к организации эффективного управления адаптацией персонала…………..…………………………………....29
III. 2. Разработка перечня мероприятий по адаптации персонала……………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы……………43
Общая схема
работы с молодыми
1. Прохождение
производственной и
2. Прием на работу молодого специалиста в отдел персонала;
3. Собеседование с заместителем руководителя по кадрам и председателем совета молодых специалистов;
4. Социальная адаптация молодого специалиста (1-3 месяца):
- для выпускников
вузов — приказ о стажировке,
встреча с руководителем
- для выпускников
техникумов — приказ о
5. Профессиональная адаптация на рабочем месте (до 3-х лет):
- стажировка в течение года, наставничество;
- составление отчета по стажировке;
- рассмотрение и принятие решения комиссии после завершения стажировки;
- выполнение
заданий руководителя на
- участие в научно-технических советах и конференциях;
- участие
в рационализаторской и
6. Повышение деловой квалификации (курсы — ИПК, школа менеджеров, курсы рационализаторов).
7. Анализ профессиональной
адаптации и включение в
- оценка потенциала специалиста;
- оценка индивидуального вклада;
- вхождение в трудовой коллектив;
- возможность профессионального выдвижения.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:
- качественный
уровень работы по
- объективность
деловой оценки персонала (как
при отборе, так и в процессе
трудовой адаптации работников)
- отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
- престиж и
привлекательность профессии,
- особенности
организации труда,
- наличие отработанной системы внедрения новшеств;
- особенности
социально-психологического
- личностные
свойства адаптируемого
К организационным
решениям по технологии
- организация
семинаров, курсов и подобных
мероприятий по различным
- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивные
краткосрочные курсы для
- проведение
организационно-
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование
метода постепенного
- выполнение
разовых общественных
- выполнение
разовых поручений по
Прежде всего,
она необходима для того, чтобы
сократить время, которое
В процессе
ознакомления новичка с
– должностной инструкцией (документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.)
– трудовым
договором (договор между
– инструкцией по технике безопасности;
– правилами
внутреннего трудового
– положением
о персонале (документ, устанавливающий
принципы трудовых
– положением о коммерческой тайне;
– системой оплаты труда;
– положением о дисциплинарной практике;
– кодексом деловой этики.
Вновь принятому работнику вручаются следующие документы:
- должностная инструкция и квалификационные требования (по специальности);
- инструкция по охране труда и технике безопасности;
- фирменные стандарты компании;
- адаптационный лист;
- индивидуальный
план-график введения в
Пакет документов,
необходимых для проведения
1) Справочник сотрудника;
2) Стандарты
работы наставника с новым
сотрудником, бланк оценки
3) Бланк постановки
целей и задач новому
4) Бланк оценки нового сотрудника;
5) Положение о наставничестве;
6) Приказ о наставнике;
7) Заключение на аттестуемого сотрудника;
8) Планирование
адаптации сотрудника с
9) Приняв решение
о приеме сотрудника, руководитель
подразделения совместно с
10) Планирование
целей и задач новому
11) Подготовка рабочего места сотруднику;
12) Подготовка должностной инструкции;
13) Определение наставника;
Так же эффективными
инструментами адаптации
1. Welcome! Тренинг - процедура внутреннего обучения в компании, направленная на адаптации новых сотрудников. По сути welcome-тренинг скорее является семинаром. Его задачи – максимально быстро помочь сотруднику адаптироваться к новой компании, познакомиться с другими новыми сотрудниками, снизить первоначальные страхи и напряженность сотрудников перед работой в новой компании, познакомиться новичков с корпоративной культурой, правилами и ценностями компании. Информационные блоки разбавляются упражнениями на знакомство участников, разминками, иногда ролевыми играми в соответствии со спецификой будущей работы участников.
2. «Книга сотрудника» - может включать в себя следующие разделы:
- приветствие руководителя;
- карта-схема предприятия;
- описание
организационной структуры (с
указаниями имен и
- описание
функций и сферы
- основные положения кадровой политики;
- сведения о корпоративной символике;
- словарь основных терминов;
- телефонный справочник;
- дополнительная
информация об организации
3. Первый день
сотрудника – должен
Ожидая появления нового сотрудника в офисе, необходимо подготовить:
1. Рабочее место.
На рабочем месте не должно
быть никаких вещей,
2. Комплект новичка, адаптационный лист, бейджик.
3. Знаки приветствия
от коллег. Это может быть открытка
с поздравлением с новой
Вывод по главе III:
Мероприятия по адаптации молодых специалистов и содействию их профессиональному росту составляют основное содержание работы с молодыми специалистами.
Большую роль во внедрении системы адаптации играют профессионализм и личные качества сотрудников службы персонала, так как они являются проводниками корпоративной политики и олицетворяют образец поведения в компании. Они совместно с наставниками должны сопровождать молодых специалистов на всех этапах адаптации.
Процесс адаптации сложный. Он требует определенных усилий и специальных программ. В программу адаптации входят конкретные мероприятия, которые должен проводить сотрудник, ответственный за новичка. Перед запуском адаптационного механизма нужно определить знания и навыки, опыт работы, характер нового сотрудника. Для каждого новичка должна быть разработана индивидуальная программа. Содержание этой программы определяют руководители подразделения. В каждом подразделении есть свои алгоритмы решения задач и особенности, которые должны быть усвоены сотрудником. Затем содержание утверждается работниками, которые будут участвовать в проведении программы обучения.
Программой адаптации должны предусматриваться мероприятия, способствующие преодолению барьеров отчужденности. Например:
- информационные объявления о новых сотрудниках;
- поздравительное сообщение родственникам новичка по поводу его трудоустройства в компанию;
- знакомство нового сотрудника с сотрудниками отдела; экскурсия по офису и помещениям.
- вводный инструктаж о правилах в компании;
- Welcome! Тренинг;
- комплект новичка;
- знакомство с сотрудниками;
- метод Buddying (от англ. buddy – друг, приятель);
- обучение в учебном центре;
- работа с наставником;
- проведение корпоративных мероприятий.
Заключение
В данной работе изучены теоретические основы адаптации персонала. Раскрыты сущность адаптации, классифицированы ее виды и описаны этапы ее процесса, рассмотрена программа адаптации, особенности управления адаптацией персонала.
Первой задачей работы было рассмотрение теоретических основ адаптации персонала, форм и этапов адаптации. Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом предприятия. Это процесс приспособления работников к условиям трудовой деятельности, включающий освоение корпоративных правил, норм и стандартов, а также знакомство с условиями и содержанием трудовой деятельности, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Об успешной адаптации можно судить по следующим характеристикам:
- новый работник
не испытывает чувства
- новый работник
овладел необходимым объемом
знаний и навыков,
- показатели
работы новичка устраивают
- у нового
работника выражено желание
- работника
удовлетворяет справедливость
- успех в работе у нового работника связан с ощущением жизненного успеха.
Следующей задачей было описать цели и задачи системы управления адаптацией персонала. Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п. Управление процессом адаптации предусматривает решение трех важнейших проблем:
- структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
- организации технологии процесса адаптации;
- организации информационного обеспечения процесса адаптации.
Главной целью адаптации с позиции персонала является максимально полное и быстрое приспособление к организации.
Далее в
работе были рассмотрена
Молодой специалист – сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по очной форме обучения при первичном трудоустройстве на предприятия научно-производственной сферы в течение года после окончания учебного заведения. Статус однократно действителен в течение 3-х лет с момента заключения с сотрудником бессрочного трудового договора. Подготовка молодых специалистов является особым направлением работы по адаптации. Только что закончивших вуз и начинающих свою профессиональную деятельность, так как, вступая в новую стадию профессионального развития, они сталкиваются не только с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе, но и обнаруживают достаточно резкое несоответствие между накопленными ими в процессе обучения академическими знаниями и реальным практическим наполнением профессиональной деятельности. Таким образом, для них становится актуальной проблема адаптации к требованиям сложившейся ситуации.
Адаптация
молодого специалиста - это не
только приспособление к новым
условиям жизнедеятельности,
Информация о работе Проектирование системы управления адаптацией персонала в организации