Производительность труда и пути ее увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических понятий организационного менеджмента, анализ организационной структуры управления предприятия, расчёт специалистов по функциям, разработка должностной инструкции, а также поиск путей по совершенствованию организации управления предприятием.

Содержание

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Производительность труда как важнейший показатель эффективности производства.
1.1. Понятие и способы измерения производительности труда… … … … 5
1.2. Факторы, влияющие на производительность труда… … … … … … ...9
1.3. Основные показатели повышения производительности труда для повышения эффективности производства… … …. … … … … … … … … …12
2. Анализ производительности труда на вокзале Краснодар-1.
2.1. Общая характеристика предприятия… … … … … … … … … … …20
2.2. Характеристика экономической деятельности на вокзале Кранодар-1 … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 25
2.3. Организационная структура управления предприятия … … … … 29
2.4. Оценка уровня производительности труда на предприятии … … …32
3. Пути повышения производительности труда па вокзале Краснодар-1.
3.1. Пути повышения производительности труда на вокзале Краснодар-1
… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 36
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …41
Список используемой литературы… … … … … … … … … … … … …43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бас.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)

  Норма выработки – количество продукции, которое должно быть произведено рабочим за единицу времени.

  Норма обслуживания – это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.

  Норма времени обслуживания – это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца).

  Норма численности – это количество работников, установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ.

  Нормы затрат труда могут устанавливаться  на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду  и сфере деятельности, по методу установления, степени укрупнения, по способу построения и т.д.

  Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится на:

  • нормируемое время;
  • ненормируемое время.

  Нормируемое время – это время, необходимое для выполнения операции, работы.

  Ненормируемое время возникает при различных технических и организационных неполадках (в норму времени не входит).Нормирование управленческого труда [8]. 
Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными.

  В настоящее время используют следующие  методы нормирования управленческого  труда:

  • метод аналоги – основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
  • метод укрупненных нормативов численности основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
  • метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) – через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

  Метод моментальных наблюдений позволяет определять величину затрат рабочего времени, не прибегая к их непосредственному измерению. Он применяется при наблюдении за большим количеством объектов. Метод основан на использовании положений теории вероятностей, а его сущность состоит в замене непрерывной фиксации времени при непосредственных замерах (обычные фотографии) учетом количества наблюдаемых моментов. 
Полученные данные позволяют определить удельный вес и абсолютные значения затрат времени по элементам.

  Расчетно-аналитический  метод установления норм предусматривает  установление норм труда на основе применения нормативов по труду и  расчетных формул. Он позволяет не прибегать каждый раз к трудоемким процессам хронометража и фотографии. Нормы труда устанавливаются до внедрения операции в производство, что значительно сокращает издержки на их установление. 
Нормы по труду состоят:

  • из нормативов режимов обработки и производительности оборудования;
  • нормативов затрат времени на выполнение элементов работ;
  • нормативов затрат труда на обслуживание единицы оборудования одного рабочего или бригады.

    Для определения большинства нормативов используются хронометраж и фотография рабочего дня. Таким образом, исследовательский метод является базой для нормирования труда. 
Нормативы по труду подразделяются:

  • на дифференцированные (элементные);
  • укрупненные.

  Дифференцированные (элементные) нормативы устанавливаются на остальные приемы трудовые действия.

  Укрупненные нормативы – это регламентированные затраты времени на выполнение комплекса трудовых приемов, объединенных в одну группу [9].

  В условиях действия разнообразных форм собственности, в том числе и  на труд, у работодателя и работника повышается экономический интерес к установлению обоснованных затрат рабочего времени и его использованию.

  Работодатель  как собственник средств производства (или их части) стремится извлечь  максимальную прибыль от их применения посредством рационального использования труда работника с минимальными издержками, в том числе оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества товара (услуг).

  По  мере развития рыночных отношений вопросы нормирования труда все в большей степени связываются с социально-экономическими аспектами управления, так как проблема повышения эффективности использования труда персонала остается самой острой.

    Работника, реализующего свои  трудовые способности, повышаются интерес в более эффективном использовании рабочего времени, и в то же время, требования нормальных условий труда и оптимальной его напряженности, установленной на базе объективно рассчитанных затрат.

  Без нормативного регулирования рабочего времени по продолжительности, степени напряженности (интенсивности), организации рационального использования трудовых затрат не могут состояться рыночные отношения внутри предприятия любой формы собственности и структуры управления.

  Полная  экономическая самостоятельность или свобода предпринимательства, характерная для рыночной экономики, наряду с выбором номенклатуры продукции (услуг), организационно-правовых форм и структур управления, финансового планирования и решения других хозяйственно-производственных вопросов, предполагает самостоятельность в управлении численности персонала, подборе кадров, выборе форм и систем оплаты труда и методов ее организации, в решении вопросов замены и пересмотра норм и других задач нормирования.

  Это означает, что в современных условиях направление решения трудовых вопросов переносится на уровень предприятия [10].

  Комплексный подход к вопросам производительности может обеспечить общее повышение  производительности.

  Для повышения производительности достаточно найти способ снижения потребления любого из важных ресурсов, вводимых в систему, сохранив неизменным или увеличив при этом выпуск продукции. «Установи более быстродействующий сборочный автомат, найди способ повысить специализацию труда или упростить труд, и производительность пойдет вверх», - такова была основная тенденция в подходе американских менеджеров к проблеме производительности. Но одно увеличение объема производства не обеспечивает повышения производительности, и качество имеет не менее важное значение.

    Производительность или эффективность весьма важно рассматривать не только как переработку поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий.  Производительность есть отношение стоимости входных ресурсов к стоимости выходной продукции. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или на выходные величины, вызывает изменения и в производительности. Это означает, что наряду с процессом переработки необходимо рассматривать входные величины, выходные величины, а также любые влияющие на них факторы внешней среды.

  На  производительность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней  среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению производительности не существует. Многие попытки повышения производительности провалились именно потому, что руководители не предвидели возможных результатов предпринятых ими усилий.  Один из путей повышения производительности связан с зависимостью между качеством и производительностью [11]. 

  Концепция качества, этого одного из наиболее важных факторов общей производительности, показывает необходимость комплексного, системного подхода. Наиболее частая ошибка руководителей при оценке производительности своей организации заключается в том, что они рассматривают лишь показатели объема производства.

  Дело  заключается в том, что зачастую мы так поглощены вопросами количества, что полностью игнорируем вопросы качества. Из двух факторов, влияющих на производительность, т.е. доходов и расходов, мы склонны концентрировать наше внимание в основном на доходах и затратах только в прямом смысле. Однако опыт организаций, добившихся наибольшего успеха (а они неизменно являются и наиболее производительными), снова и снова показывает, что качество является важным элементом затратного компонента.

     Высокое качество прямо снижает  издержки за счет увеличения  доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата изделий покупателями вследствие имеющихся дефектов, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате компания получает больше денег, которые она может израсходовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности. Это подтверждает необходимость высокого качества новых продуктов, которое дает увеличение объема продаж; помогает понять преимущества масштабности производства, позволяющего увеличить долю прибыли в доходах. 

      Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент. Внутренние  компоненты качества - это характеристики, внутренне присущие выпускаемому  продукту. Для товаров это - срок  службы, отсутствие дефектов, технические  характеристики, уровень исполнения, дизайн. К характеристикам качества услуг относятся надежность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность и низкая цена.

    Как и все, что связана с  организацией, качество зависит  от факторов, находящихся вне  организации. Большее значение  имеют не технические данные продукта, а то, в какой степени этот продукт соответствует потребностям потребителей [12].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Анализ производительности труда на вокзале Краснодар-1 .

  2.1. Общая характеристика  предприятия.

  Полное  наименование вокзала: вокзал Краснодар-1 Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов — структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

  Железнодорожный вокзал Краснодар-1, является структурным подразделением Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов — структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

  Вокзал  в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД», а также Дирекции, Региональной дирекции.

  Структурное подразделение не является филиалом или представительством ОАО «РЖД», не имеет статус юридического лица и осуществляет свою деятелтность во взаимодействии с филиалами и другими структурными подразделениями ОАО «РЖД».

  Местонахождения Вокзала — г. Краснодар.

  Почтовый  адрес Вокзала: 350033, г.Краснодар, Привокзальная площадь, д.1.

  Финансово-хозяйственное  обслуживание Вокзала, функции по ведению  бухгалтерского и налогового учета  и формированию бухгалтерской и  налоговой

  отчетности  осуществляет Региональная дирекция и  дирекция.

    Краснодарский вокзал Краснодарского  участка Северо – Кавказской РДЖВ  выполняет весь комплекс операций по обслуживанию пассажиров: прием и отправление пассажиров в прямом, местном и пригородном направлениях с  оформлением проездных документов в билетных кассах; прием и отправление багажа и грузобагажа,  обеспечение кратковременного отдыха, досуга и питания в периоды ожидания поезда,  предоставление разнообразных услуг.

  С Краснодарского вокзала  ежегодно отправляется около 4,1 млн. пассажиров, в том числе 900,0 тыс. чел. в дальнем, 3200,0 тыс. чел. в пригородном сообщении.

        Размеры движения составляют в среднем в летний период 44 пары поездов дальнего следования и 25 пар  пригородного следования в сутки, в зимний период 18 пар поездов дальнего следования и 20 пар пригородного следования в сутки.

       Пригородные перевозки характеризуются суточной и сезонной неравномерностью, а также неравномерностью по дням недели. Наибольший объем перевозок приходится на летний период и межсезонье, в утренние и вечерние часы суток, а также в праздничные и выходные дни. Среднесуточное количество прибывающих и отправляющихся пассажиров составляет 5,0 - 8,0 тыс. человек.

Информация о работе Производительность труда и пути ее увеличения