Пути повышения рыночной активности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной работы является изучение процессов адаптации организации к условиям рынка.
Тема исследования актуальна, т.к. в настоящее время в теории и практике управления предприятиями вопросы формирования новых подходов и инструментов адаптации управления к условиям рынка пока еще не нашли должного отражения. Необходимость решения проблем адаптации управления предприятием к рыночной среде связано, прежде всего, с применением в практике управления российскими предприятиями зарубежных методов, инструментов и технологий, которые адекватны развитым рыночным экономикам, но не соответствуют условиям становления рыночных отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рыночное окружение и организация: основы
взаимодействия и адаптация ………………………………………………………5
1.1. Основные составляющие рыночного окружения организации ……… 5
1.2. Возможности рынка и конкуренция ……………………………………..7
1.3.Структурирование выбора действий в рыночной ситуации …………...15
Глава 2. Оценка адаптации предприятия к условиям рынка
на примере ООО «Бистро» ………………………………………………………..20
2.1. Характеристика предприятия …………………………………………...20
2.2. Анализ сбытовой политики фирмы ……………………………………24
2.3. Анализ ценовой конкуренции …………………………………………..26
2.4. Конкуренция и конкурентоспособность ……………………………….27
Глава 3. Пути повышения рыночной активности организации ……………….. 30
Заключение …………………………………………………………………………35
Библиография …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

работа ДВГТУ.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Рыночное окружение и организация: основы

взаимодействия  и адаптация  ………………………………………………………5

    1.1. Основные  составляющие рыночного окружения  организации ………   5

    1.2. Возможности  рынка и конкуренция ……………………………………..7

    1.3.Структурирование  выбора действий в рыночной  ситуации …………...15

Глава 2. Оценка адаптации предприятия  к условиям рынка

на примере  ООО «Бистро» ………………………………………………………..20

    2.1. Характеристика  предприятия …………………………………………...20

    2.2.  Анализ сбытовой политики фирмы ……………………………………24

    2.3. Анализ  ценовой конкуренции …………………………………………..26

    2.4. Конкуренция  и конкурентоспособность  ……………………………….27

Глава 3. Пути повышения рыночной активности организации ……………….. 30

Заключение  …………………………………………………………………………35

Библиография  ………………………………………………………………………37

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Развитие  российской экономики в период структурных  преобразований характеризуется процессами рыночной трансформации. Динамичность изменения форм собственности, формирование рыночной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, правовая и хозяйственная самостоятельность предприятий, повышение роли управления финансами в обеспечении воспроизводственного процесса, способствовали усилению влияния факторов внешней среды организации. Факторы внешней среды в конкретных ситуациях оказывают разное по степени воздействие на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Поэтому способность адаптивности организаций к рыночной среде должна быть усилена механизмами и инструментами управления.

     Рыночное  хозяйство - это, прежде всего, денежное хозяйство и вопросы финансирования, особенно в кризисных ситуациях, имеют первостепенное значение. Многие отечественные предприятия в  условиях экономики переходного периода характеризуются низкой платежеспособностью в процессе адаптации управления к рынку. В такой ситуации все внимание руководителей акцентировано на вопросы финансирования, а усилия направлены на получение дополнительных финансовых средств. Поэтому успех организации зависит от эффективного управления финансовыми ресурсами, которое проявляется в умении сохранить финансовое равновесие предприятия при любых ситуационных изменениях рыночной среды и получать прибыль.

     Целью исследования данной работы является изучение процессов адаптации организации к условиям рынка.

     Тема  исследования актуальна, т.к. в настоящее  время в теории и практике управления предприятиями вопросы формирования новых подходов и инструментов адаптации  управления к условиям рынка пока еще не нашли должного отражения. Необходимость решения проблем адаптации управления предприятием к рыночной среде связано, прежде всего, с применением в практике управления российскими предприятиями зарубежных методов, инструментов и технологий, которые адекватны развитым рыночным экономикам, но не соответствуют условиям становления рыночных отношений.

       Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Дать характеристику рыночной среды и адаптацию к ней организации;
  2. Провести оценку адаптации организации к рыночной среде на примере предприятия ООО «Бистро»;
  3. Привести пути совершенствования механизма рыночной активности организации.

      Вопросы развития теории и практики управления организацией в рыночной среде достаточно широко рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных ученых, например: Азоева Г.Л., Алексеевой М., Виханского О.С., Гусева Ю.В., Винокурова В.А., Клейнер Г.Б. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Рыночное окружение  и организация: основы взаимодействия и  адаптация  

     1.1. Основные составляющие рыночного окружения организации 

     Любая фирма  функционирует в определенных социально-политических  условиях и  испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических  факторов  и специфической культурно-этической  среды. Для успешного функционирования фирмы на рынке необходимо изучать своих покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов позволяет определить возможности  фирмы для достижения ее целей[11, с.44].            

     Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили  обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

     К характеристикам внешней среды могут быть отнесены[20, с.18]:

           1. Взаимосвязанность  факторов.

           2. Разнообразие факторов.

           3. Высокая динамичность  изменений факторов.

           4. Неопределенность  как во времени воздействия,  так и по силе воздействия.

     Существуют  внешние факторы прямо влияют на поведение организации, и факторы, оказывающие косвенное влияние (см. приложение 1).

     К первым факторам относятся поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты.

     К второй группе факторов могут быть отнесены технологии, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы.

     Влияние всех этих факторов, как прямых, так  и косвенных носит конкретный в каждой ситуации характер. Учет их влияния – это собственно искусство  управления.

     К компонентам внешней среды, оказывающим  влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся  те, на которые фирма не может  воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно[15, с.148].

       Итак, организация должна самым  подробным  образом анализировать и изучать  свое окружение на рынке: покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов, а также экономические, правовые, социально-политические условия рынка, жизни. Это поможет фирме правильно и реально оценить положение на рынке, свои возможности, разработать детальный план действий для “завоевания” и покупателей.  
 
 
 
 
 
 

     1.2. Возможности рынка и конкуренция 

     Рыночная возможность  это область рынка, где  фирма  обладает рыночной  силой по средствам  рыночной конкуренции и  конкурентных преимуществ.

       Для определения рыночной возможности можно воспользоваться специальной таблицей факторов, влияющих на деятельность организации на рынке. Влияние этих факторов оценивается  шкалой влияния, существуют[5, с.48]:

    • сильно влияющие факторы,
    • слабо влияющие факторы,
    • факторы среднего влияния.

       К этим факторам можно отнести: размер рынка, рыночный рост, внутренний потенциал, капитал, известность  торговой марки , количество покупателей, технология производства, цены, сезонность и т. д.

       Оценив  реальное  влияние этих факторов, фирма начинает разрабатывать свою  конкурентную  стратегию, для этого фирма должна сформулировать конкретную цель  своей деятельности на рынке. Для успеха  необходимо  сконцентрировать свое  внимание на изучении своих конкурентов, их слабостях и постараться извлечь выгоду из своей силы.  Конкурентная стратегия должна  основываться на всестороннем анализе и понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.

       Отрасль определяется как группа фирм, которая  прелагает изделие или группу изделий, являющихся друг для друга  товарами-заменителями.

       В любой отрасли экономики суть конкуренции выражается пятью силами[11, с.50]:

    1. Угрозой появления новых конкурентов.
    2. Угрозой появления товаров или услуг заменителей.
    3. Способностью поставщиков торговаться.
    4. Способностью покупателей торговаться.
    5. Соперничеством конкурентов между собой.

       Значение  каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предполагает, в  конечном счете, прибыльность отраслей.

       Пять  сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные  мощности, стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль фирмы. Ожесточенная  конкуренция снижает  прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу,  организация сбыта, научные разработки) или же  прибыль “ утекает” к покупателю  за счет  снижения цен. Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками. Каждая отрасль экономики  уникальна и имеет присущую только ей структуру. Структура  отрасли относительно стабильна, но все же  со временем изменяется. Например, консолидация каналов сбыта товаров, усиливает воздействие покупателя. Через свою стратегию организации могут также изменять все пять сил конкуренции[18, с.11].

       Чистая  монополия существует тогда, когда  только одна фирма производит определенное изделие или обслуживание в определенной области. Эта монополия может  быть результатом указа, патента, лицензии.

       Чистая  олигополия состоит из нескольких компаний, производящих по существу тот же самый  товар (нефть, сталь), такие компании не могут назначать цену ниже текущей  цены. Количество таких компаний ограничено.

       Дифференцированная  олигополия  состоит из нескольких компаний, производящих частично дифференцированные товары. Дифференцирование может происходить в направлении: качества, отличительным внешним признакам, стилю, дополнительным услугам.

       Монополистическая конкуренция состоит из небольшого количества конкурентов, способных дифференцировать свои предложения, путем изменения ценовой политики.

       Чистая  конкуренция - большое число конкурентов, предлагающих одинаковый товар одинаковый товар. Нет основы для дифференцирования, поэтому цены будут одинаковыми. Различия в доходах продавцов могут быть лишь вследствие  более низких затрат производства.

       Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Фирмы обходят своих  соперников, если обладают прочным  конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество делится на два основных вида[5, с.60]:

    1. Более низкие издержки.
    2. Дифференциация товаров.

       Низкие  издержки отражают способность фирмы  разрабатывать, выпускать и продавать  товар с меньшими затратами, чем  конкуренты. В этом случае фирма  получает большую прибыль.

       Диффренциация –это способность обеспечить покупателя  уникальной и большей ценностью  в виде качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет организации диктовать высокие цены, что при прочих равных условиях с конкурентами дает большую прибыль.

       Другая  важная переменная величина, определяющая позицию в отрасли, это сфера  конкуренции или широта цели, на которую ориентируется фирма  в пределах своей отрасли. Организация  должна решить для себя, сколько  разновидностей товаров она будет производить, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей  будет обслуживать, в каких районах населенного пункта будет продавать свой товар и в каких родственных отраслях будет конкурировать.

Информация о работе Пути повышения рыночной активности организации