Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа
Целью исследования данной работы является изучение процессов адаптации организации к условиям рынка.
Тема исследования актуальна, т.к. в настоящее время в теории и практике управления предприятиями вопросы формирования новых подходов и инструментов адаптации управления к условиям рынка пока еще не нашли должного отражения. Необходимость решения проблем адаптации управления предприятием к рыночной среде связано, прежде всего, с применением в практике управления российскими предприятиями зарубежных методов, инструментов и технологий, которые адекватны развитым рыночным экономикам, но не соответствуют условиям становления рыночных отношений.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рыночное окружение и организация: основы
взаимодействия и адаптация ………………………………………………………5
1.1. Основные составляющие рыночного окружения организации ……… 5
1.2. Возможности рынка и конкуренция ……………………………………..7
1.3.Структурирование выбора действий в рыночной ситуации …………...15
Глава 2. Оценка адаптации предприятия к условиям рынка
на примере ООО «Бистро» ………………………………………………………..20
2.1. Характеристика предприятия …………………………………………...20
2.2. Анализ сбытовой политики фирмы ……………………………………24
2.3. Анализ ценовой конкуренции …………………………………………..26
2.4. Конкуренция и конкурентоспособность ……………………………….27
Глава 3. Пути повышения рыночной активности организации ……………….. 30
Заключение …………………………………………………………………………35
Библиография …………………………………………………
Одна из причин важности сферы конкуренции состоит в том, что отрасли сегментированы. В каждой есть четко определенные разновидности продукции, многочисленные каналы сбыта и несколько типов покупателей.
В основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая из них основана на конкурентном преимуществе и что для того, чтобы его добиться, фирма должна выбрать свою стратегию. Организация должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товар, услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирма рентабельна. Виды деятельности при конкуренции в отрасли можно разделить на категории, это показано на рисунке 1.
Управление людскими ресурсами | ||||
Развитие технологии | ||||
Выпуск продукции. | Обеспечение сбыта. | Маркетинг и продажи. | Послепродажное обслуживание. |
Рисунок
1 – Категории деятельности фирмы
при конкуренции[3, с.48]
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым она выполняет отдельные виды деятельности и всю цепочку ценности.
Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства.
Но организация, фирма- это не только сумма всех видов деятельности. Цепочка ценности фирмы - это система взаимосвязанных видов деятельности, между которыми существуют связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других. Наличие связей также требует согласования разных видов деятельности. Чтобы не сорвать сроки поставки, например, нужно, чтобы, производство, обеспечение, поставок, сырья, и, комплектующих, вспомогательная деятельность были хорошо увязаны. Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы при заключении сделок, дает более четкую информацию и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде.
Тщательное управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Для
достижения конкурентного преимущества
следует подходить к цепочке
ценности как к системе, а не как
к набору компонентов. Изменение
цепочки ценности путем перестановки,
перегруппировки или даже исключения
из нее отдельных видов
Цепочка
ценности фирмы, определяемая при конкуренции
в отрасли, входит в более крупную
систему деятельности, которую можно
назвать системой ценностей (см. рисунок
2).
Рисунок
2 - Система ценностей[7, с.115]
В нее входят поставщики сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг. По пути к конечному потребителю товар данной фирмы часто проходит сквозь цепочки ценности каналов сбыта. В конце концов, товар становится совокупным элементом в цепочке ценности покупателя, который использует его по своему усмотрению.
Конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько четко фирма может организовать всю систему.
Цепочка ценности позволяет лучше понять источник выигрыша на уровне издержек. Выигрыш в издержках определяется размерами затрат во всей необходимой деятельности (по сравнению с конкурентами) и может возникнуть на любом ее этапе.
Цепочка ценностей также помогает понять резервы для дифференциации. Организация создает особую ценность для покупателя (а в этом заключается смысл дифференциации), если она дает покупателю такую экономию или такие потребительские свойства, какие он не может получить, купив товар у конкурента. По сути, дифференциация есть результат того, как товар, сопутствующие услуги или другая деятельность покупателя. У организации и ее клиентов много точек соприкосновения, каждая из которых может стать источником дифференциации.
Концепция цепочки ценностей позволяет лучше понять не только типы конкурентного преимущества, но и роль конкуренции в его достижении. Сфера конкуренции важна и потому, что она определяет направления деятельности фирмы, способы выполнения этой деятельности и конфигурацию цепочки ценностей.
Немаловажная причина конкурентного преимущества - в том, что фирма выбирает сферу конкуренции, отличную от той, что выбрали конкуренты (иные сегменты рынка, группы покупателей), или соединяя товары родственных отраслей.
Фирмы добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и, выходя с ними на рынок, их можно назвать одним словом – нововведения.
Нововведения ведут к смене лидерства в конкуренции.
Можно
назвать следующие причины
В процессе обновления большую роль играет информация: информация, которую конкуренты не ищут, информация, недоступная им, информация доступная всем, но обработанная по-новому.
За
редким исключением новации достаются
ценой огромных усилий. Успеха в
применении новых или улучшенных
способов конкуренции добивается та
фирма, которая упорно гнет свою линию,
невзирая на все трудности. Здесь
действует стратегия “
То, как долго можно удержать конкурентное преимущество, зависит от 3-х факторов.
Первый фактор определяется тем, каков источник конкурентного преимущества. Существует целая иерархия источников конкурентного преимущества с точки зрения их удерживаем ости. Преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты. Они могут легко их скопировать.
Преимущества более высокого уровня (патентная технология, репутация фирмы, дифференциация товара на его уникальности, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время.
Во-первых, для того чтобы добиться таких преимуществ, требуются большие навыки и способности. Во-вторых, преимущества высокого порядка возможны при условии долговременных и интенсивных капиталовложений, Преимущества более высокого порядка не только дольше сохраняются, но и связаны с более высоким уровнем прибыли.
Преимущества, основанные на издержках, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации. Одна из причин этого в том, что любой источник снижения затрат, как бы прост он ни был, может разом лишить организацию преимущества по части доходов,
Вторая определяющая удерживаем ости конкурентного преимущества - количество, имеющихся у фирм явных источников преимущества. Если фирма опирается только на одно конкурентное преимущество, ее конкуренты постарается лишить ее этого преимущества.
Третья и самая главная важная причина сохранения конкурентного преимущества - модернизация производства и других видов деятельности. Для сохранения преимущества необходимы изменения[10, с.24].
Причина того, что лишь немногим фирмам удается удержать лидерство, кроется в том, что любой успешно действующей организации трудно менять стратегию. Прежняя стратегия обретает ореол святости и глубоко укореняется в сознании фирмы.
Главная
задача - постоянно улучшать показатели
фирмы, чтобы усилить имеющиеся преимущества,
например, более эффективно эксплуатировать
производственные мощности и организовать
более гибкое обслуживание клиентов. Тогда
конкурентам будет еще труднее обойти
ее, ведь для этого им потребуется срочно
улучшать собственные показатели, на что
у них просто может не хватить сил.
1.3.Структурирование
выбора действий в рыночной
ситуации
Выбор действий всегда двухсторонняя дилемма. Во-первых, необходимо выбрать определенное действие. Во-вторых, определить каково состояние внешних сил и их возможность препятствовать или способствовать выбранному действию, т.е. определить переменные. Под переменными понимаются действия, факторы или состояния, которые влияют на определенную ситуацию. Эти переменные могут определяться такими характеристиками, как уровень конкуренции, конкурентные преимущества, цена, методы продаж, каналы распределения и т.д.
Переменные бывают 2-х типов[6, с.90]:
Под этой классификацией переменных понимается наличие или отсутствие влияния на переменные со стороны субъекта. Кроме того, существует такое понятие, как состояние неопределенности в отношении внешних сил, оказывающих влияние или неоказывающих влияние на выбор и реализацию конкретного действия.
Контролируемые переменные (например, это может быть: мы должны что-то купить, вывести на рынок новый товар, поднять цену, снизить издержки и т.д.) – это первоначальные стратегические действия, на которые можно воздействовать, т.е. контролировать, если происходят отклонения в нежелательную сторону. В эту группу переменных включаются такие составляющие, как выбор целевого рынка, каналов распространения, продвижение и стимулирование сбыта, ценообразование, производство.
К неконтролируемым переменным можно отнести следующие - это, например, что будет, если…… понизить цену на…….%. Переменные этого типа наиболее важные. Они могут быть 2-х типов[20, с.34]:
Тип возможных ситуаций (характеристика состояния явления) относительно устойчив, но не смотря на эту особенность это важный фактор влияния внешних сил, который никто не может контролировать. Право, технология, социальные перемены, развитие общества всегда рассматривались, как неконтролируемые. Конкретные действия конкурентов на рынке предсказать трудно, но они играют важную роль при определении успеха или поражения избранного направления действий организации на рынке. Анализ действий, включающий действия конкурентов является предварительным основным инструментом исследования.
Информация о работе Пути повышения рыночной активности организации