Пути увеличения прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание

При написании дипломной работы использовались методы экономического анализа, такие как:
- метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития;
- горизонтальный (временной) анализ отчетности, который позволяет выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период времени, дать оценку этим изменениям;
- вертикальный (структурный) анализ – позволяет определить удельный вес отдельных статей в итоге баланса и дать оценку их динамике;
- анализ финансовых коэффициентов.

Работа состоит из  1 файл

диплом 04.05.2007 со сносками.docx

— 192.79 Кб (Скачать документ)

     Размер  прибыли, направляемой предприятием на накопление, определяется им самостоятельно и зависит от инвестиционной и инновационной стратегий предприятия, от его потребности в инвестициях.

     Чистая  прибыль, предназначенная для потребления, направляется в личное пользование владельцев предприятия, тем самым реализуется их личный интерес в развитии и совершенствовании предприятия.

     Для оценки результативности и экономической  целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. 
 

  • 1.2. Показатели рентабельности и методика их расчета 
  •      Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

          Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

          Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с  одного рубля вложенного капитала [47].

          Анализ  рентабельности позволяет оценить  способность предприятия приносить  доход на вложенный в него (предприятие) капитал.

          Коэффициенты  рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

    1. показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции;
    2. показатели рентабельности активов, и счисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов;
    3. показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств.

          К первой группе относятся следующие  показатели.

          1. Коэффициент валовой прибыли,  или, по немецкой терминологии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж [29 c.184]:

          (Продажи  – Стоимость продукции) / Продажи  * 100

          Этот  коэффициент показывает долю валовой  прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним  из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после  вычета из себестоимости реализованной  продукции переменных издержек на покрытие других видов издержек – операционных, то есть постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли.

    1. Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) – это отношение операционной прибыли, то есть прибыли от основной деятельности, к объему продаж [29 c.184]:

          Операционная  прибыль / Продажи * 100

          Этот  коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.

    1. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки

          Чистая  прибыль / Выручка от реализации продукции * 100

          Этот  показатель характеризует эффективность  предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

          Если  рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к  изучению этих факторов, чтобы найти  корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности  продукции, так как позволяет  предположить сокращение спроса на продукцию [47].

          Вторая  группа показателей характеризует  рентабельность активов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.

      1. Рентабельность активов – отношение чистой прибыли к активам:

      Чистая  прибыль / Сумма активов * 100

          Рентабельность  всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

          Этот  показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов [47]:

          1-ый - при низкой прибыльности продукции  необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

          2-ой - низкая деловая активность предприятия  может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или рост цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продукции.

    1. Рентабельность текущих активов – отношение чистой прибыли к величине текущих активов:

      Чистая  прибыль / Текущие активы * 100

          Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих  активов – оборотных средств.

    1. Рентабельность долгосрочных активов – отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:

          Чистая  прибыль / Долгосрочные активы * 100.

          Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных – внеоборотных активов.

          Третья  группа коэффициентов характеризует  степень доходности средств, вложенных  в предприятие.

    1. Рентабельность общих инвестиций – отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям – долгосрочным обязательствам и собственному капиталу:

          (Прибыль  до вычета налогов  + Выплачиваемые проценты) *100

          (Долгосрочные  обязательства + Собственный капитал)

          Этот  коэффициент показывает, насколько  эффективно использовались инвестированные  средства, какой доход получает предприятие  на рубль инвестированных средств. Он косвенно характеризует эффективность управления инвестированными средствами, опыт, компетенцию руководства.

          2. Рентабельность собственного капитала  – отношение чистой прибыли  к собственному капиталу:

          Чистая  прибыль / Собственный капитал * 100

          Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров [47]. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.

          3. Коэффициент прибыли на долгосрочные  обязательства – отношение чистой  прибыли к долгосрочным обязательствам:

          Чистая  прибыль / Долгосрочные обязательства*100

          Этот  коэффициент косвенно показывает возможности  погашения долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты. 
     

     

  • 1.3. Анализ прибыли и рентабельности
  • с использованием международных  стандартов 
  •       В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход [33]. Но предварительно дадим определения некоторым понятиям.

          Переменными считаются затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменяющемуся объему производства и реализации продукции. В расчете на одну единицу продукции (работ, услуг) переменные издержки в связи с изменением объема реализации остаются прежними.

          Условно-постоянными  являются затраты, которые остаются неизменными для различных масштабов производственной деятельности (в рамках определенного диапазона). В результате постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства и реализации продукции.

          Разница между выручкой и переменными  затратами составляет маржинальный доход (валовую прибыль) предприятия, то есть маржинальный доход включает в себя как прибыль, так и постоянные затраты. Необходимо отметить, что совокупные постоянные затраты не зависят от объема производства, но могут изменяться под воздействием других факторов. Например, при переоценке основных фондов растет амортизация, а рост цен на энергоносители увеличивает затраты на содержание цехов, административных зданий и т.д., что в конечном итоге ведет к росту постоянных затрат. В связи с этим при исследовании соотношения «затраты - объем производства реализации) - прибыль» необходимо абстрагироваться от влияния роста цен. Кроме того, для анализа этого соотношения желательно использовать показатель объема реализации, а не объема производства.

          В условиях неплатежеспособности проведение анализа на основе показателя производства продукции неправомерно, так как приводит к завышению размера прибыли. Только сравнение реализованной продукции с затратами на ее производство и реализацию показывает реальный размер прибыли организации.

          Как уже было указано выше, маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

          МД=П+А,

          откуда

          П=МД-А.

          С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

          Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

          Поскольку

           ,

          то

           .

          Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

          При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

          

          где В - переменные затраты за единицу продукции.

    Информация о работе Пути увеличения прибыли и рентабельности