Пути увеличения прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание

При написании дипломной работы использовались методы экономического анализа, такие как:
- метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития;
- горизонтальный (временной) анализ отчетности, который позволяет выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период времени, дать оценку этим изменениям;
- вертикальный (структурный) анализ – позволяет определить удельный вес отдельных статей в итоге баланса и дать оценку их динамике;
- анализ финансовых коэффициентов.

Работа состоит из  1 файл

диплом 04.05.2007 со сносками.docx

— 192.79 Кб (Скачать документ)

      - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

      Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли, на себестоимость продукции.

      Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод о необходимости принятии неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

      Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции; чем он выше, тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятии, условиями реализации продукции.

      Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

      Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключением предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

      В течение производственного цикла  на уровень рентабельности влияет ряд факторов (приложение 19), которые можно разделить на внешние - связанные с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения, и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

      Рассмотрим  сначала факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т. е. внутренние факторы, которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

      Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т. е. своевременность  и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и так далее; природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например химической, машиностроительной отраслей, и влекут за собой значительные издержки; штрафы и санкции за несвоевременность или неточность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников; финансовая деятельность предприятия, т. е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие и деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т. д.

      Производственные  факторы включают в себя наличие  и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

      Влияние производственных факторов на результат  деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

      - изменение объема и времени работы средств труда, то есть, например, покупка дополнительных станков, машин, строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

      - изменение количества предметов  труда, непроизводительное использование средств труда, т. е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

      - изменение численности рабочих,  фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

      Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т. е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались темпы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

      Интенсивные производственные факторы связаны  с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

      - повышение качественных характеристик  и производительности оборудования, т. е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

      - использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

      - повышение квалификации рабочих,  снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

      Кроме внутренних факторов, на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся: географическое положение предприятия, то есть регион, в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных центров, природные условия; конкуренция и спрос на продукцию предприятия, то есть наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм-конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар, ситуация на смежных рынках, например на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках, так как изменение доходности на одном рынке влечет за собой снижение доходности на другом, например повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики; государственное вмешательство в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменении налогового бремени на предприятия, изменении ставок рефинансирования и так далее. 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 3.2. Оценка результатов работы предприятия 
  •       В результате проведенного анализа в главе «2.Анализ финансовых результатов работы ООО «Вестстройпром-БЭГ»» было выяснено, что на конец 2006 года у ООО «Вестстройпром-БЭГ» значительно изменились в сторону уменьшения следующие показатели:

          - балансовая прибыль – на ее  снижение повлияло снижение прибыли  от реализации, снижение прибыли  от внереализационной деятельности;

          - прибыль от реализации – на  ее снижение оказали влияние  снижение выручки от реализации, увеличение уровня расходов на реализацию, снижение уровня валового дохода;

          - чистая прибыль – влияющими  факторами снижения были уменьшение  балансовой прибыли, увеличение  доли налогов и сборов из  прибыли;

          - рентабельность продукции и рентабельность расходов на реализацию – причинами снижения этих показателей были снижение уровня валового дохода и рост уровня расходов на реализацию;

          - рентабельность капитала снизилась за счет снижения валового дохода, среднего уровня валового дохода, среднего уровня расходов на реализацию, внереализационных финансовых результатов, замедления оборачиваемости капитала.

          Как видно из всего вышеперечисленного, все исследуемые показатели изменились в сторону снижения. Основным влияющим фактором было снижение выручки от реализации продукции, а из нее уже получаются все остальные. Рассмотрим обстоятельства, которые повлияли на снижение эффективности деятельности ООО «Вестстройпром-БЭГ» в 2006 году по сравнению с 2005 годом.

         В целях устранения необоснованного  посредничества  в  поставках металлопродукции   оптовые   поставщики   (резиденты  и  нерезиденты Республики    Беларусь)    осуществляют    реализацию     закупаемой металлопродукции только на биржевых торгах.

          Так, с конца 2005 года реализация металлопродукции проходит через торговую площадку ОАО «Белорусская универсальная биржа» согласно Программе централизованных закупок металлопродукции и ее реализации для нужд народного хозяйства Республики Беларусь [10]. Данное  изменение оказало неблагоприятное влияние. Изначально как предприятия-покупатели, так и предприятия-продавцы должны быть зарегистрированы на бирже в качестве участников торгов. Данная процедура требует определенных денежных затрат и времени на подготовку пакета документов и проведение регистрации. Позже были введены предприятия-брокеры, которые за определенное вознаграждение представляют интересы предприятия-покупателя на торгах. И это тоже требует денежных затрат и времени на оформление договора на брокерское обслуживание, заявок на участие в торгах, гарантийных писем и так далее. Немаловажных являлось то, что руководство многих предприятий с недоверием относилось к такому нововведению как биржа, так как это было еще не опробовано и не так много сделок было проведено другими участниками.

          Торги на бирже проводятся «вслепую». Участники  торговой сессии не видят информации конкретно о том, какие предприятия  выставили заявки на покупку и  продажу продукции. На мониторе компьютера видна информация о предмете закупки, то есть наименование продукции, тоннаж, цена покупки/продажи, условия оплаты, условия поставки и по желанию участников дается дополнительная информация. Таким образом, покупатель не видит у кого он покупает, а продавец – кому продает товар. Согласно Программе закупок этот факт должен исключить различные договоренности между сторонами и снизить уровень цен, по которым заключаются договора. Но законодатель не предусмотрел то, что, все-таки не смотря на эту программу, на рынке остались недобросовестные поставщики, которые выдают «лежалые», бракованные или бывшие в употреблении изделия за новые. За счет того, что данная продукция имеет низкую себестоимость, эти продавцы снижают цены до такого уровня, что добросовестные поставщики больше денежных средств тратят просто на закупку товара, не говоря даже о затратах на транспортировку, растамаживание и так далее. В данной ситуации в проигрыше оказывается как покупатель, получающий некачественный товар и очень часто не в срок, так и другие поставщики, которые просто не могут продавать металлопродукцию себе в убыток.

          Теперь  рассмотрим как обстоит дело с покупателями. Продавец, оформляя сделку на торгах, оговаривает сроки оплаты за поставленную продукцию. Большинство предприятий-покупателей нарушают эти условия, что влечет определенные негативные последствия для продавца. Так, согласно большинству договорам, заключенным на торговой площадке ОАО «Белорусская универсальная биржа», срок оплаты продукции, которую поставляет ООО «Вестстройпром-БЭГ» составляет 30 календарных дней. Согласно учетной политике предприятия, учет выручки идет по мере оплаты. Практически все покупатели в 2006 году рассчитывались за продукцию по истечении 60 календарных дней с момента поставки продукции. Вследствие этого предприятие вынуждено не получив выручку за реализованную продукцию произвести уплату налога на добавленную стоимость в бюджет незапланированно по сроку согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость [5]. В феврале 2007 года данная инструкция утратила силу и была утверждена Инструкция о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость [4].

    Информация о работе Пути увеличения прибыли и рентабельности