Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Анализируя современную литературу по управлению и персоналу, можно выделить следующие основные проблемы:
· как оценивать труд;
· как оплачивать труд;
· как мотивировать работников и завоевывать их преданность.
Для определения уровня оплаты служащих, менеджеров, научных работников и т. д. могут быть использованы формальные и неформальные методы. Формальный метод состоит в сборе данных с помощью исследователей рынка, тестов-опросников, резюме, специальных испытаний и др.
Неформальный же заключается в личном общении с работодателями и фирмами, занимающимися трудоустройством.
Если работник известен на рынке (имеет значимый рейтинг), то, как правило, он быстро находит себе работу (высококлассных менеджеров, или, как их называют - топ-менеджеров, не так много). Их зарплата определяется после личного собеседования по договоренности и закрепляется в контракте.
Чем выше иерархический
уровень менеджера, тем в большей
степени в его деятельности присутствуют
функции определения целей
Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя (Приложение 1).
Приведем перечень наиболее необходимых менеджеру умений и навыков:
1) понимание своей роли;
2) разумное использование власти;
3) определение заданий для исполнителей;
4) передача полномочий и ответственности;
5) вознаграждение эффективной работы;
6) умение работать с трудными людьми;
7) внедрение
группового подхода в
Можно выделить
наиболее характерные признаки, отражающие
специфику управленческого
- информационный характер труда, предполагающий значительные интеллектуальные усилия;
- высокая ответственность за принимаемые решения;
- ненормированный рабочий день;
- высокие нервные и эмоциональные нагрузки, обусловленные постоянным общением с людьми.
В управленческой
деятельности можно выделить значительно
различающиеся виды умственного
труда: эвристический и
Эвристический труд (руководителей и специалистов) в наиболее полной степени отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и 'разработке различных вопросов. Он заключается:
- в разработке перспективных и текущих планов деятельности;
- в анализе их выполнения;
- в совершенствовании конструкций или выпускаемой продукции, технологических процессов, форм организации производства, труда и управления.
Результатами этой деятельности являются выработка и принятие решений, направленных на постановку целей и задач, на определение путей и методов их осуществления.
По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций – аналитических и конструктивних:
1. аналитические
операции заключаются в
2. конструктивные
операции связаны с
Административный труд (труд руководителей и тех работников, на которых помимо исполнительских функций возложены некоторые функции руководства) — это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением других людей в процессе их трудовой деятельности.
Он совмещает функции командира — начальника и педагога — воспитателя.
Непосредственным
результатом этого труда
Процесс административного
труда складывается из выполнения следующих
организационно-
- служебно-коммуникационные операции — передача и прием устной информации путем телефонных переговоров, обхода рабочих мест, приема в кабинете, передвижения в пределах предприятия;
- распорядительные — доведение решений до исполнителей путем отдачи устных распоряжений или письменных указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий, составления и утверждения письменных инструкций;
- координационные — взаимная увязка работы подразделений и служб путем проведения совещаний и заседаний, составления плана-графика выполнения работ с указанием исполнителей и сроков;
- контрольно-оценочные — контроль исполнения приказов, решений, планов, заданий, поручений, оценка работы коллективов подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания.
Эффективность
труда персонала во многом зависит
от того, как выполняет руководитель
эти операции, какие использует методы
и приемы.
В деятельности руководителя много сил
и времени уходит на повседневные рутинные
дела: просмотр корреспонденции, разговоры
с подчиненными и коллегами, встречи с
клиентами или поставщиками, участие в
производственных совещаниях, подготовка
отчетов и обсуждение с другими руководителями
возникших проблем, новых идей.
Примерный перечень обязанностей руководителя включает [12, с.133]:
— участие в совещаниях;
— проведение совещаний;
— инструктаж подчиненных;
— распределение заданий;
— консультирование других сотрудников;
— подготовка отчетов;
— чтение отчетов;
— ознакомление с техническими новинками;
— выдвижение идей и предложений;
— рассмотрение предложений;
— разработка и контроль исполнения сметы доходов и расходов;
— проверка и оценка результатов работы;
— распределение времени на выполнение производственных заданий;
— рассмотрение вопросов, находящихся за пределами полномочий подчиненных;
— ответы на телефонные звонки;
— просмотр текущей корреспонденции;
— заполнение форм отчетности;
— представительство на совещаниях и конференциях от имени своей организации или ее руководства;
— разработка и обсуждение различных планов;
— повышение квалификации.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии (высшее, среднее и низовое звено) в повседневной работе руководителей четко выделяется набор основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль) и доля времени, затрачиваемая на их выполнение, диапазон и формы контактов, объем полномочий и возможностей и т. д.
Для руководителей высшего уровня характерно преобладание в их деятельности «безличных» форм контактов с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), а также систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки), эпизодические встречи (беседы по вызову, прием посетителей). Основная их деятельность ориентирована в основном на внешнюю среду — формулировка миссии своей фирмы, ее ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительство на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Функции и обязанности чрезвычайно сложны, многоплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний и навыков.
Работа руководителей
среднего звена, возглавляющих основные
подразделения данной организации,
в значительной мере варьируется
и больше зависит от особенностей
данного подразделения, чем от общих
задач фирмы. Они готовят информацию
для решений, принимаемых на высшем
уровне, и передают принятые решения
после трансформации в
Руководители среднего звена – управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной и трудовой дисциплины, решают кадровые вопросы в пределах своей компетенции.
Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Работа руководителей на этом уровне характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач. Например, мастера решают проблемы в среднем в течение нескольких минут, и эти решения охватывают срок не более двух недель. В работе преобладают личные контакты с исполнителями.
Таким образом, в сфере управления одни руководители обладают значительными полномочиями и несут ответственность за содержание принятых решений, их реализацию; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.
Выводы по главе 1
Подводя итоги,
можно сделать некоторое
¾ установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями;
¾ формулирование генеральной линии развития (политики, концепции) и определение тех действий, которые необходимо выполнить для реализация планов в разные периоды;
¾ создание условий для достижения целей, в том числе проектирование организационной структуры, структурирование функций и задач, распределение полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых каналов координации и коммуникации;
¾ стимулирование активности работников, направление их действий и контроль выполнения норм, правил и процедур. Для этого менеджерами проводится инструктирование и оказывается помощь в процессе работы, координируются действия работников, осуществляется контроль и при необходимости вносятся коррективы в планы или в ход работ.
Информация о работе Работа с персоналом и формирование мотивации: зарубежный и отечественный опыт