Работа с персоналом и формирование мотивации: зарубежный и отечественный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:45, реферат

Описание

Анализируя современную литературу по управлению и персоналу, можно выделить следующие основные проблемы:

· как оценивать труд;

· как оплачивать труд;

· как мотивировать работников и завоевывать их преданность.
Для определения уровня оплаты служащих, менеджеров, научных работников и т. д. могут быть использованы формальные и неформальные методы. Формальный метод состоит в сборе данных с помощью исследователей рынка, тестов-опросников, резюме, специальных испытаний и др.
Неформальный же заключается в личном общении с работодателями и фирмами, занимающимися трудоустройством.
Если работник известен на рынке (имеет значимый рейтинг), то, как правило, он быстро находит себе работу (высококлассных менеджеров, или, как их называют - топ-менеджеров, не так много). Их зарплата определяется после личного собеседования по договоренности и закрепляется в контракте.

Работа состоит из  1 файл

дкб.docx

— 67.27 Кб (Скачать документ)

Чем выше иерархический  уровень менеджера, тем в большей  степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического  планирования и системной организации  инноваций.

Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя (Приложение 1).

Приведем  перечень наиболее необходимых менеджеру  умений и навыков:

1) понимание  своей роли;

2) разумное использование  власти;

3) определение  заданий для исполнителей;

4) передача полномочий  и ответственности;

5) вознаграждение  эффективной работы;

6) умение работать  с трудными людьми;

7) внедрение  группового подхода в управлении, умение формировать команду.

Можно выделить наиболее характерные признаки, отражающие специфику управленческого труда, особенно менеджеров, руководителей:

-  информационный характер труда, предполагающий значительные интеллектуальные усилия;

-  высокая ответственность за принимаемые решения;

-  ненормированный рабочий день;

-  высокие нервные и эмоциональные нагрузки, обусловленные постоянным общением с людьми.

В управленческой деятельности можно выделить значительно  различающиеся виды умственного  труда: эвристический и административный.

Эвристический труд (руководителей и специалистов) в наиболее полной степени отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется  как труд по исследованию и 'разработке различных вопросов. Он заключается:

-  в разработке перспективных и текущих планов деятельности;

-  в анализе их выполнения;

-  в совершенствовании конструкций или выпускаемой продукции, технологических процессов, форм организации производства, труда и управления.

Результатами  этой деятельности являются выработка  и принятие решений, направленных на постановку целей и задач, на определение  путей и методов их осуществления.

По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций – аналитических  и конструктивних:

1. аналитические  операции заключаются в получении  и восприятии информации, необходимой  для принятия решений. К числу  таких операций относятся: рассмотрение  и изучение различных документов  и литературных источников; проведение  устных бесед, опросов, непосредственных  наблюдений; изложение результатов  анализа в соответствующих документах (докладах, аналитических обзорах,  справках); определение или уточнение  положения, сложившегося в организации  или ее подразделении;

2. конструктивные  операции связаны с подготовкой  и принятием разного рода решений.  Эти операции различаются в  зависимости от содержания, характера  и сложности решений, а также  от методов их индивидуального  поиска.

Административный  труд (труд руководителей и тех  работников, на которых помимо исполнительских  функций возложены некоторые  функции руководства) — это специфический  вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением других людей в процессе их трудовой деятельности.

Он совмещает  функции командира — начальника и педагога — воспитателя.

Непосредственным  результатом этого труда является целенаправленная, скоординированная  деятельность, как отдельных участников процесса труда, так и трудовых коллективов  по решению стоящих перед ними задач.

Процесс административного  труда складывается из выполнения следующих  организационно-административных операций:

-  служебно-коммуникационные операции — передача и прием устной информации путем телефонных переговоров, обхода рабочих мест, приема в кабинете, передвижения в пределах предприятия;

-  распорядительные — доведение решений до исполнителей путем отдачи устных распоряжений или письменных указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий, составления и утверждения письменных инструкций;

-  координационные — взаимная увязка работы подразделений и служб путем проведения совещаний и заседаний, составления плана-графика выполнения работ с указанием исполнителей и сроков;

-  контрольно-оценочные — контроль исполнения приказов, решений, планов, заданий, поручений, оценка работы коллективов подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания.

Эффективность труда персонала во многом зависит  от того, как выполняет руководитель эти операции, какие использует методы и приемы. 
В деятельности руководителя много сил и времени уходит на повседневные рутинные дела: просмотр корреспонденции, разговоры с подчиненными и коллегами, встречи с клиентами или поставщиками, участие в производственных совещаниях, подготовка отчетов и обсуждение с другими руководителями возникших проблем, новых идей.

Примерный перечень обязанностей руководителя включает [12, с.133]:

— участие в  совещаниях;

— проведение совещаний;

— инструктаж подчиненных;

— распределение  заданий;

— консультирование других сотрудников;

— подготовка отчетов;

— чтение отчетов;

— ознакомление с техническими новинками;

— выдвижение идей и предложений;

— рассмотрение предложений;

— разработка и  контроль исполнения сметы доходов  и расходов;

— проверка и  оценка результатов работы;

— распределение  времени на выполнение производственных заданий;

— рассмотрение вопросов, находящихся за пределами  полномочий подчиненных;

— ответы на телефонные звонки;

— просмотр текущей  корреспонденции;

— заполнение форм отчетности;

— представительство  на совещаниях и конференциях от имени  своей организации или ее руководства;

— разработка и  обсуждение различных планов;

— повышение  квалификации.

В зависимости  от уровня в управленческой иерархии (высшее, среднее и низовое звено) в повседневной работе руководителей  четко выделяется набор основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль) и доля времени, затрачиваемая  на их выполнение, диапазон и формы  контактов, объем полномочий и возможностей и т. д.

Для руководителей  высшего уровня характерно преобладание в их деятельности «безличных» форм контактов с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), а также  систематические личные контакты с  другими руководителями (совещания, планерки), эпизодические встречи (беседы по вызову, прием посетителей). Основная их деятельность ориентирована в основном на внешнюю среду — формулировка миссии своей фирмы, ее ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительство на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Функции и обязанности чрезвычайно сложны, многоплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний и навыков.

Работа руководителей  среднего звена, возглавляющих основные подразделения данной организации, в значительной мере варьируется  и больше зависит от особенностей данного подразделения, чем от общих  задач фирмы. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне, и передают принятые решения  после трансформации в технологически удобную форму низовым руководителям, которые работают непосредственно  с исполнителями.

Руководители  среднего звена – управляют текущей  деятельностью: устанавливают задания  исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию  организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной и трудовой дисциплины, решают кадровые вопросы в пределах своей компетенции.

Низовой уровень  управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала  — рабочих и других неуправленческих работников. Работа руководителей на этом уровне характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач. Например, мастера решают проблемы в среднем в течение нескольких минут, и эти решения охватывают срок не более двух недель. В работе преобладают личные контакты с исполнителями.

Таким образом, в сфере управления одни руководители обладают значительными полномочиями и несут ответственность за содержание принятых решений, их реализацию; другие, подчиненные им руководители, непосредственно  осуществляют этот процесс.

Выводы по главе 1

Подводя итоги, можно сделать некоторое обобщение, касающееся содержания функций менеджеров в организациях. Они включают:

¾  установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями;

¾  формулирование генеральной линии развития (политики, концепции) и определение тех действий, которые необходимо выполнить для реализация планов в разные периоды;

¾  создание условий для достижения целей, в том числе проектирование организационной структуры, структурирование функций и задач, распределение полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых каналов координации и коммуникации;

¾  стимулирование активности работников, направление их действий и контроль выполнения норм, правил и процедур. Для этого менеджерами проводится инструктирование и оказывается помощь в процессе работы, координируются действия работников, осуществляется контроль и при необходимости вносятся коррективы в планы или в ход работ.

Информация о работе Работа с персоналом и формирование мотивации: зарубежный и отечественный опыт