Рационализация структуры управления предприятием (по материалам ЗАО «Нижегородпромстройбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание

Цель дипломного проекта – разработать мероприятия, направленные на повышение рациональности организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк».
Задачи исследования:
Изучить имеющиеся подходы к формированию организационных структур управления и основные принципы их построения;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления предприятием
Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием
1.2 Типология организационных структур управления
1.3 Выводы к главе 1
2. Анализ деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.1 История и общая характеристика деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.2 Анализ организационной структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.3 Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.4 Основные причины рационализации организационной структуры управления предприятием
3. Рекомендации по рационализации организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
3.1 Основные мероприятия
3.2 Экономическое обоснование
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Рационализация структуры управления предприятием (по материалам ЗАО Нижегородпромстройбанк ).doc

— 617.00 Кб (Скачать документ)

     Нижегородский филиал

     Негосударственной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования

     «Институт бизнеса и политики»

     Факультет экономики и управления

     Кафедра менеджмента

     Специальность Менеджмент организации

     Курс 6 
 
 

     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

     (ДИПЛОМНЫЙ  ПРОЕКТ)

     Тема: Рационализация структуры управления предприятием (по материалам ЗАО «Нижегородпромстройбанк») 
 
 

     студента

     Матвейцевой Ольги Сергеевны

     Зав. кафедрой Рождественский В.Г.

     Научный руководитель Святов В.В.

     Консультант 
 
 
 
 

     Нижний  Новгород

     2010 г.

 

      Содержание 

Введение

1. Теоретические  аспекты построения организационных  структур управления предприятием

Сущность и  принципы построения организационных  структур управления предприятием

1.2 Типология  организационных структур управления

1.3 Выводы к главе 1

2. Анализ деятельности  ЗАО «Нижегородпромстройбанк»

2.1 История и  общая характеристика деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»

2.2 Анализ организационной  структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк»

2.3 Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»

2.4 Основные причины  рационализации организационной  структуры управления предприятием

3. Рекомендации  по рационализации организационной  структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк»

3.1 Основные мероприятия

3.2 Экономическое обоснование

Заключение

Список используемой литературы

Приложения 

 

      Введение 

     В условиях развития рыночных отношений  особое внимание уделяется эффективности  системы управления предприятием, которая  во многом определяется рациональностью  действующей организационной структуры управления. Основной и наиболее актуальной характеристикой организации является формальная организационная структура управления предприятием.

     Многосторонность  содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Рассматриваемые в данной работе подходы к построению организации занимают важное место в теории и практике управления. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Возможные направления совершенствования организационной структуры управления выявляются в результате ее системного анализа. Полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработке усовершенствованного проекта структуры управления.

     Цель дипломного проекта – разработать мероприятия, направленные на повышение рациональности организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк».

     Задачи  исследования:

     Изучить имеющиеся подходы к формированию организационных структур управления и основные принципы их построения;

     Произвести анализ деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк», выявить организационные проблемы, связанные с несовершенной структурой управления;

     Разработать предложения по решения выявленных проблем.

     Объект  исследования – Закрытое акционерное  общество «Нижегородпромстройбанк».

     Предмет исследования – организационная  структура управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк».

     ЗАО «Нижегородпромстройбанк» основан в 1992 году, является одним из крупнейших банков Нижегородской области, входит в число 200 крупнейших банков России.

     ЗАО «Нижегородпромстройбанк» осуществляет полный спектр банковских услуг. Наличие широкой филиальной сети позволяет сделать услуги данного банка максимально доступными для населения и организаций Нижнего Новгорода и области. ЗАО «Нижегородпромстройбанк» имеет 24 филиала в Н.Новгороде и наиболее крупных городах Нижегородской области; насчитывает 396 пунктов выдачи наличных средств по городу и области, в том числе 126 банкоматов.

     Важнейшим направлением деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк» является обслуживание и поддержка предприятий реального сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, малый и средний бизнес), в том числе крупнейших предприятий, определяющих экономический профиль Нижегородской области. Тем самым банк вносит существенный вклад в развитие экономики региона. С момента своего основания ЗАО «Нижегородпромстройбанк» неуклонно проводит политику, направленную на развитие Банка как универсальной кредитной организации, расширяя предлагаемые частным и корпоративным клиентам банковские продукты и услуги, используя передовые банковские и информационные технологии.

     Таким образом, показана актуальность выбранной  темы, ее практическая и теоретическая  значимость, дана общая характеристика объекта исследования и намечены задачи работы по рационализации структуры управления исследуемого предприятия. 

 

      1. Теоретические аспекты организационных структур управления 

     1.1 Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием 

     Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структура (лат. structure) — строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, форма организации системы. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного распределения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.

     В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления.

     Организационная структура имеет отношение непосредственно к предприятиям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа – процессов управления. Возникает понятие «организационная структура управления» [13].

     Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами [2].

     Под организационной структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [16]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение.

     Основными элементами организационной структуры  управления выступают: цели и стратегии  системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и  ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие  функциональную деятельность, — менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей,— потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи — отношения, коммуникации, информация [13].

     Определяющим  звеном структуры управления предприятием выступают связи — отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание.

     Выделяют  функциональные связи (вертикальные и  горизонтальные); линейные (отношения  руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные) [14].

     Функциональные  связи имеют место по линии  движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

     Горизонтальные  связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений [3]. В зависимости от числа уровней управления организационная структура может быть вертикальной и горизонтальной [9].

     Теоретический анализ специальной литературы показал, что горизонтальная организационная структура управления имеет ряд преимуществ перед вертикальной: она экономична, дает возможность установления более тесной связи с менеджерами высшего уровня. Эффективность вертикальных структур снижается по мере увеличения уровней управления.

     Таким образом, принимая во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становится понятной сложность категории организационной структуры управления, и ее значимость в управлении экономикой.

     Аппарат управления организационно строится таким  образом, чтобы в его структуре  можно было выделить звенья и ступени. Звено аппарата управления — это  структурное подразделение, выполняющее  определенную функцию по осуществлению процесса управления. Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления. Во главе каждой ступени управления стоит руководитель, которому по отдельным направлениям деятельности создаются в помощь функциональные отделы и службы [15].

     Количество  звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами [17]:

     производственной  структурой;

     характером выпускаемой продукции;

     номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

     численностью  работников; уровнем механизации  и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов;

     сложностью  технологического процесса производства;

     уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.

     Целевое назначение организационной структуры управления — обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов [13].

     Таким образом, структура управления представляет собой совокупность целей различных звеньев управления, а также координацию действий каждого звена. Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам [18].

     Организационная структура должна отражать цели и  задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и  меняться вместе с происходящими  в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда  и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Следовательно, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки копировать структуры управления, действующие в других организациях, не приведут к успешному результату, если условия работы различны [20]. Наилучшая структура – структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей [1].

Информация о работе Рационализация структуры управления предприятием (по материалам ЗАО «Нижегородпромстройбанк»)