Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель дипломного проекта – разработать мероприятия, направленные на повышение рациональности организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк».
Задачи исследования:
Изучить имеющиеся подходы к формированию организационных структур управления и основные принципы их построения;
Введение
1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления предприятием
Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием
1.2 Типология организационных структур управления
1.3 Выводы к главе 1
2. Анализ деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.1 История и общая характеристика деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.2 Анализ организационной структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.3 Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
2.4 Основные причины рационализации организационной структуры управления предприятием
3. Рекомендации по рационализации организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
3.1 Основные мероприятия
3.2 Экономическое обоснование
Заключение
Список используемой литературы
Рисунок 1.9. Сравнительная характеристика структур управления иерархического и органического типа.
Органический тип управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуг с учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам [15].
Неопределенность внешней среды, многообразие воздействующих факторов, определяющих внутреннюю структуру организации, обусловливает возникновение уникальных ситуаций, которые не могут быть решены в рамках иерархической организации управления. Органический тип организационных структур при таком подходе обеспечивает естественное развитие организации, уникальность которой определяется возрастающим взаимодействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем [7].
Разновидностями
органического типа управления являются
проектные, матричные, бригадные и
целевые организационные структуры
.
Рисунок
1.10. Проектная организационная
Проектные управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления [Рисунок 1.10]. Как правило, такая система имеет несколько меняющихся целей, а процесс управления включает определение целей и функций, формирование организационной структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей [15].
Формой реализации проектной структуры управления является создание специального подразделения, работающего в течение времени, необходимого для реализации определенной проблемы (проекта), например, освоение новых технологий обучения, модернизация производства, строительство объектов и т.п. В состав подразделения обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. При такой форме управления руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию работающих, а главное, разработку концепции управления проектом — приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняются) [16].
Проектный тип организационной структуры управления обладает большой гибкостью и универсальностью, простотой, экономичностью. Данный тип позволяет одновременно разрабатывать несколько проектов, но нередко это приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого [6]. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры.
Матричная
организационная структура управления
создается с помощью совмещения двух типов
структур — линейно-функциональной и
проектной (рисунок 1.11).
- линейные звенья
- функциональные звенья
, - целевые звенья
Рисунок
1.11 – Матричная организационная структура
управления
В образованной таким методом оргструктуре используется принцип двойного подчинения менеджеров и специалистов-исполнителей: во-первых, руководителю линейного (функционального) подразделения, которому предоставлены персонал и ресурсы по отдельным сферам деятельности или жизненного цикла создаваемой системы; во-вторых, руководителю временной группы, наделенному полномочиями и ответственностью за сроки, качество и эффективность использования ресурсов, определенных проектом.
У
каждого производственного
Достоинствами матричной структуры являются гибкое использование ограниченных ресурсов, оперативность при адаптации к внешним условиям, высокий уровень квалификации менеджеров, эффективность текущего управления.
Основной
недостаток матричной структуры — ее
сложность. Проблемы возникают из-за наложения
вертикальных и горизонтальных полномочий,
появления тенденций к анархии рядовых
сотрудников. Также возможно возникновение
конфликтов между менеджерами функциональных
подразделений и руководителями проектных
групп. Менеджеры двойного подчинения
могут получать противоречащие указания
и должны находить компромиссные решения.
Отрыв сотрудников от работы коллектива
приводит, во-первых, к отсутствию сплоченности
и навыков, необходимых для работы в команде,
а во-вторых, к плохому знанию работниками
правил и стандартов, принятых в функциональных
подразделениях [4].
Рисунок
1.12. Бригадная организационная
Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей (рисунок 1.12). Основу данного типа организационной структуры составляет бригадная форма организации труда и производства, давно известная во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Принципами образования бригадных структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие [7].
Образованную
в соответствии с этими принципами
бригаду возглавляет
Преимуществами бригадной организационной структуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки. Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, — это горизонтальная координация между взаимосвязанными рабочими группами. Координация и средства коммуникации между бригадами — необходимое условие успеха.
Целевая
организационная структура
Целевое управление реализуется в рамках основной системы управления. При этом выделяется специальный набор мероприятий, составляющих единый целевой комплекс, строится особая временная подчиненность подразделений и отдельных сотрудников.
Итак,
на современном предприятии может быть
использован каждый из рассмотренных
типов организационных структур. Чтобы
выбрать рациональный тип структуры управления,
в таблице 1.1 приведена предпочтительная
характеристика базовых категорий системы
управления, определяющих область применения
той или иной организационной структуры
управления.
Таблица 1.1. Сравнительные характеристики базовых категорий организации
Тип оргструктуры управления | Окружающая среда | Цель | Ресурсы | Время |
Линейно-функциональный | Стабильная | Стабильная | Стабильные | Постоянно |
Линейно-штабной | Стабильная | Малоизменчивая | Малоизменчивые | Постоянно |
Дивизиональный | Стабильная | Малоизменчивая, крупномасштабная | Малоизменчивые | Постоянно |
Проектный | Изменчивая | Изменчивая | Изменчивые, многоцелевые | Ограниченное достижением цели |
Матричный | Изменчивая | Изменчивая, многоцелевая | Изменчивые, многоцелевые | Ограниченное достижением цели |
Бригадный | Изменчивая | Изменчивая, многоцелевая | Изменчивые, многоцелевые | По мере достижения цели |
Целевой | Стабильная, изменчивая | Стабильная, изменчивая | Стабильные, изменчивые | По мере достижения цели |
Таким образом, рассмотрение классических моделей организационных структур управления позволяет сделать ряд важных для современных менеджеров выводов [5].
При формировании структур управления по классическим моделям учитывается ограниченный состав факторов, воздействующих на структуру, что не отражает ее возрастающей роли в управлении социально-экономическими системами.
В процессе формирования структур управления делается акцент на линейные, функциональные и программно-целевые связи. Разнообразие способов связей осуществляется по линии выделения объектов управления.
В современных условиях развитие теории менеджмента значительно расширяет содержание управленческих связей. Например, линейная связь кроме руководства и подчинения имеет и иное содержание, определяемое понятиями: экономический интерес, удовлетворенность, управляемость, т.е. экономическое, социальное и организационное содержание. Данное обстоятельство существенным образом должно отражаться на типологии структур управления.
Развитие
рыночных отношений в России обусловливает
потребность реструктуризации систем
менеджмента на научно-методической
основе. Поэтому при формировании
организационных структур управления
следует предусмотреть возможность выбора
условий функционирования по критериям
результативности и эффективности управления.
1.3
Выводы к главе 1
В первой главе было рассмотрено понятие организационной структуры управления, особенности различных типов организационных структур, а также основные принципы их построения.
Структура (лат. structure) — строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, форма организации системы, вне которой структура не существует.
В теории организации и теории управления используется понятие организационной структуры управления и является одним из ключевых понятий менеджмента, тесно связанным с целями, функциями, распределением полномочий между управленцами [2].
Таким образом, организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Основными элементами организационной структуры управления являются:
цели и стратегии системы;
иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности;
горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность.