Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью курсового проекта является понимание того, что представляет собой разработка стратегии в реально существующем бизнесе. Из чего она складывается. Кратко покажем методы и способы анализа среды организации, стратегический анализ, а также влияние оказывающие на организацию, ее деятельность и сферу в которой она работает.
Конкретные задачи которые ставим перед собой в этом курсовом проекте является:
Определение стратегического управления и объективных предпосылок её развития.
Этапы разработки стратегий.
Управление, сопротивление, измерение и внедрение в бизнес- стратегии.
Введение 3
Глава 1 Роль разработки стратегий в современных условиях развитие экономики 5
1.1 Определение стратегического управления и объективных предпосылок её развития 5
1.2 Виды стратегии 15
Глава 2 Методологические аспекты разработки в стратегии развития предприятия 19
2.1 Этапы разработки стратегий 19
2.2 Анализ среды организации 24
2.3 Стратегический анализ 32
Глава 3 Основные аспекты внедрения бизнес стратегии предприятия 37
3.1 Управление сопротивлениями изменениями внедрении при бизнес стратегий 37
3.2 Аудит разработки и внедрения бизнес стратегии 40
Заключение 46
Список литературы 47
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТОМСК 2012
Оглавление
Характерная черта современного менеджмента организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения.
Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих российских фирм разрабатывают стратегию, но именно они, как правило, получают прибыль выше среднеотраслевой, имеют наибольший потенциал роста и развития.
По мнению аналитиков, в настоящий момент в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится в процессе становления. Можно считать, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии тормозит развитие организаций. Бедственное положение большинства потенциальных банкротов объясняется неудовлетворительной системой управления, в которой зачастую полностью отсутствует стратегическое планирование.
Термин «стратегическое
Выделяют четыре фактора-условия, определяющих актуальность стратегического управления:
1. Во второй половине ХХ в.
число задач, обусловленных
2. Множественность задач наряду
с расширением географических
рамок деятельности
3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
4. Усиливалась нестабильность
Исключительно важным стало использование
гибкого управления, которое обеспечивало
бы адаптацию предприятия к быстро
меняющейся окружающей среде. Своевременное
реагирование на возникавшие изменения
достигалось посредством
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического управления достаточно индивидуальна.
Бизнес-стратегия- это стратегический план управления отдельной сферой деятельности компании. Для недиверсифицированных компаний бизнес-стратегия совпадает с корпоративной стратегией. Бизнес-стратегия концентрируется на действиях и подходах, направленных на обеспечение успешной деятельности компании в одной специфической сфере бизнеса. Бизнес-стратегия направлена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке.
Целью курсового
проекта является понимание того,
что представляет собой разработка
стратегии в реально
Конкретные задачи которые ставим перед собой в этом курсовом проекте является:
Структура курсовой работы представляет собой три главы. В первой мы рассмотрим теоретические аспекты разработки стратегических планов. Опишем функции стратегического и бизнес - планирования. Далее во второй главе укажем методы и способы анализа ситуации, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы. В третьей заключительной главе кратко рассмотрим основные аспекты внедрения бизнес стратегии предприятия и пути его совершенствования и дальнейшего развития с научно-обоснованной точки зрения.
Крупнейшим американским специалистом в области стратегического управления И. Ансоффом был поведен анализ ретроспективы изменения условий предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой во взаимосвязи с эволюцией управленческих систем. Последовательная смена систем управления рассматривалась с точки зрения трех характеристик нестабильности окружающей среды:
1. Степень привычности событий, которая по мере усложнения среды может изменяться от привычных до неожиданных и совершенно новых.
2. Темп изменений, который может быть медленнее, чем реакция фирмы, сравнимый или быстрее, чем реакция фирмы.
3. Предсказуемость будущего, которое может быть повторением прошлого, определено путем экстраполяции, частично предсказуемо или непредсказуемо.
Можно выделить четыре этапа в развитии систем управления организацией, связанных с определенным уровнем нестабильности внешнего окружения.
Эта довольно простая система допускает замедленную реакцию фирмы, что оправдано при постепенном изменении внешнего окружения. Она базируется на контроле за исполнением, который включает: управление трудом (нормы и стандарты трудовых процессов), финансовый контроль, составление текущих бюджетов, планирование прибыли, планирование проектов. Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций и по отдельным структурным единицам в рамках корпорации. Аналогичные бюджеты и в современной экономике служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и контроля текущей деятельности. Поскольку нормы, стандарты основываются на прошлом опыте, контрольные действия связаны скорее с прошлым, нежели с будущим фирмы. Так же стоит отметить, что особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т. е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система («образ мышления улитки»). Выбор таких приоритетов создает угрозу долгосрочному развитию организации. В условиях нарастания темпов изменений такой тип управления неприемлем.
2. Управление на основе экстраполяции.
В 1950-х – начале 1960-х годов
характерными условиями
3. Управление на основе предвидения изменений.
В конце 1960-х годов
• отход от экстраполирования оценок;
• учет изменчивости факторов деятельности;
• анализ внутренних возможностей предприятия
и внешних факторов;
• поиск путей наилучшего использования
внутренних возможностей с учетом внешних
ограничений и соответствия имеющихся
резервов требованиям внешней среды;
• альтернативность решений.
Можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов. При этом стоит заметить, что управление на основе предвидения (стратегическое планирование) в своем классическом виде нежизнеспособно. Оно подразумевает разработку детального плана действий на любую ситуацию, которая может возникнуть в процессе работы предприятия, что в принципе невозможно. К тому же времени на подобный анализ возможных событий в современных условиях у менеджера просто нет.
4. Стратегическое управление.
К 1990-м годам большинство
корпораций по всему миру
Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
И. Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Отличительные черты стратегического менеджмента:
• акцент на внедрение стратегических
решений и интеграцию управленческих
действий;
• децентрализация и демократизация управления;
• рост значимости интуиции и усиление
качественного подхода в оценках;
• рассмотрение предприятия как субъекта
активного воздействия на среду;
• использование стратегии в качестве
основного инструмента управления развитием
предприятия.
При этом стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т. е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а так же усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
Стоит отметить, что понятие «стратегическое планирование» в рамках стратегического менеджмента, по-моему, приобрело несколько иную сущность. Это более не оторванная от жизни теория. Теперь его основные элементы адаптированы к современным реалиям и применимы на практике.
Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением (strategic market management). Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.).
Стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Понятно, что для быстрой реакции на изменения внешней среды необходимо участвовать в их создании, ведь эти изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.