Разработка бизнес-плана на торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 01:46, курсовая работа

Описание

Мы знаем, что рыночные механизмы устанавливают рамки деятельности любой фирмы. Но эти рамки - общие для всех фирм, вступающих на рынок. Между тем некоторые фирмы добиваются успеха, а их владельцы богатеют, тогда как другие фирмы еле сводят концы с концами, а то и разоряются. Причина столь различных результатов коммерческой деятельности - неодинаковое умение руководителей фирм адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную экономическую политику фирмы.
Правила такого выбора довольно универсальны, идет ли речь о маленьком семейном предприятии или гигантской фирме с десятками тысяч занятых. Конечно, изучить эти правила детально невозможно, но составить о них общее представление и понять, где могут подстерегать ошибки, - задача реальная.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие о бизнес-плане 5

Глава 2. Разделы бизнес-плана 8

2.1 Резюме бизнес-плана 8

2.2 Выбор товара и конкурентной стратегии 9

2.3 Анализ рынка 10

2.4 Оценки конкурентов 12

2.5 Элементы плана маркетинга 13

2.6 Обоснование плана производства 15

2.7 Выбор организационной формы 20

2.8 Организация трудовых отношений в фирме 24

2.9 Элементы финансового плана 25

2.10 Риски в коммерческой деятельности 27

2.11 Понятие о банкротстве фирмы 28

Заключение 31

Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

   Выгода для вкладчиков состоит в том, что они могут получать прибыль от коммерческой деятельности, если вложат деньги в товарищество на вере, но при этом их собственный риск минимален. Они не несут полной ответственности за неудачи фирмы - это удел только полных товарищей. А потому при банкротстве товарищества на вере вкладчики теряют только ту сумму денег, что некогда внесли в складочный капитал товарищества.

   Товарищества и индивидуальные фирмы долго были основной формой коммерческих организаций. Но со временем развитие производства потребовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних способов стало крайне трудно. И тогда предприниматели сделали следующий шаг - усовершенствовали форму товарищества на вере и превратили его в акционерное общество.

   Акционерное общество (АО) - это хозяйственная организация, имеющая следующие особенности:

1) число  совладельцев неограниченно (если это открытое акционерное общество);

2) каждый  совладелец имеет право на  часть прибылей АО;

3) каждый  владелец обычной акции имеет  право на участие в управлении  АО;

4) каждый  владелец акций может свободно  продавать свои права на часть имущества и доходов АО, а также на участие в управлении им;

5) акционеры  отвечают по обязательствам АО  только в пределах суммы, которую  они вложили в дело, когда покупали  акции, но не должны осуществлять  дополнительных выплат кредиторам  АО, если оно разорится.

   Наибольшую свободу действий индивидуальному предпринимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у такой фирмы и минимальные возможности привлечения денег.

   На другом полюсе - акционерное общество. Здесь роль отдельного владельца минимальна (он всего лишь "один из многих"). Но зато возможности для сбора крупных денежных сумм здесь максимальны.

   Товарищества же всех форм занимают в этой системе координат промежуточное положение.

   В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их всех сбережений, а то и здоровья, подорванного нервотрепкой при разорении фирмы. И хотя любая фирма - частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен обществу в целом. От устойчивости и процветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и величина налоговых поступлений в государственный бюджет.

Организация деятельности фирмы.

   Здесь необходимо обосновать тип организационной структуры, который будет использоваться при создании фирмы или реализации проекта развития ее деятельности в соответствии с бизнес-планом.

   Практика управления фирмами знает много разных вариантов таких структур. При этом нельзя однозначно утверждать, что всегда лучше та структура, где число управленцев меньше, а число работников, непосредственно занятых производством товаров или оказанием услуг, больше. Это зависит от типа операций фирмы, от квалификации руководителей, их способности руководить большим числом подчиненных и многих других факторов.

   Очень хорошо также, если описание организационной структуры будет включать в себя рисунок, иллюстрирующий организационную схему вашего предприятия. На ней должно быть показано, кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать, как их деятельность намечается координировать и контролировать.

2.8 Организация трудовых  отношений в фирме

     Здесь речь идет о том, с кем мы собираемся организовывать свое дело и как планируем, наладить работу своих сотрудников. Мы должны указать, какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой нам понадобятся для успешного ведения дел.

   В том случае, если часть персонала у вас уже нанята, мы должны дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на имеющуюся квалификацию, прежний опыт работы и его полезность для предприятия. Целесообразно в этом разделе осветить и вопросы оплаты и стимулирования труда руководящего персонала. Например, будем ли мы применять систему участия в прибылях или намечаем использовать иные формы материального стимулирования.

   Полезно тщательно проанализировать и описать в бизнес-плане также организацию трудовых отношений в фирме, в том числе сообщить, имеется ли профсоюз и каковы отношения с его руководителями и трудовым коллективом в целом (например, были ли и когда на предприятии забастовки, что требовали рабочие, сколько забастовки длились и чем завершились, было ли подписано долгосрочное коллективное трудовое соглашение).

   Этот вопрос важен потому, что он позволяет оценить социальный микроклимат на предприятии и опасность возникновения забастовок.

   А забастовки - явление крайне опасное для любой фирмы, поскольку они нарушают стабильность ее работы и ставят под угрозу возможность своевременного выполнения обязательств по поставкам. Нарушение таких обязательств может вызвать нежданные убытки из-за штрафов, и даже расторжение контрактов на закупку продукции (услуг) фирмы.

   В итоге все расчеты экономической выгодности могут рассылаться в прах только из-за того, что не были тщательно продуманы вопросы взаимоотношений руководства фирмы с ее рядовыми работниками.

2.9 Элементы финансового плана

     К его подготовке можно приступать лишь в самом конце работы по обоснованию создания новой фирмы или реализации нового коммерческого проекта. Ведь финансовые расчеты должны опираться на информацию предыдущих разделов бизнес-плана, где указано, что мы будем производить, в каком количестве, как будете производить и как сбывать, какие при этом возможны расходы, какие и когда ожидаются доходы.

   Начинать этот раздел предпочтительно (если, конечно, речь не идет о вновь создаваемой фирме) с подготовки отчетных документов:

1) бухгалтерского  баланса (сводного отчета об  имуществе фирмы и денежных  источниках его формирования);

2) справки  о финансовых результатах.

   При этом лучше, если данные документы будут не просто приведены, но и проанализированы. Это весьма полезно и для самого предпринимателя (руководства фирмы), и для потенциальных инвесторов.

   Конечно, окончательный ответ на вопрос, что именно и в каких масштабах компания-заемщик может предложить для обеспечения запрашиваемых средств, требует дополнительного изучения не только материалов баланса. Однако уже такой срез анализа дает основания для первых выводов о том, как шли дела фирмы в прошлом.

   Окончательные же выводы об этом можно сделать после дополни тельного рассмотрения финансового отчета фирмы (в России он носит название "Отчет о финансовых результатах и их использовании").

   Финансовый отчет обычно интересен нескольким основным группам пользователей:

1) руководству  самой фирмы как основа для  оценки результатов ее коммерческой  деятельности;

2) потенциальным  инвесторам для оценки "финансового  здоровья" фирмы и ее способности  эффективно использовать полученные  инвестиции и расплатиться с  инвесторами или кредиторами;

3) налоговой  инспекции для проверки правильности  уплаты налогов;

4) акционерам, желающим определить, как использовались их средства и каковы надежды на дивиденды;

5) конкурентам, стремящимся оценить наши финансовые возможности на перспективу и состояние в настоящий момент;

6) банкам, желающим знать, как живет предприятие  и какую политику по отношению к нему надо проводить.

   Баланс и финансовый отчет показывают, как фирма работала в прошлом.      Завершив анализ отчетных документов и разработку прогнозов прибылей и денежных поступлений, фирма получает важнейшую информацию:

1) будет  ли проект прибылен;

2) можно  ли его реализовать за счет  текущих доходов?

   Если ответ на первый вопрос положителен, а на второй - отрицателен, то это означает, что за проект браться стоит, но нужно найти дополнительные источники средств для его финансирования, т.е. привлечь новый капитал.

2.10 Риски в коммерческой  деятельности

     Необходимость в подготовке такого раздела связана с тем, что, любая коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с риском. Это означает, что, создавая фирму или начиная в ее рамках новый проект, владелец должен считаться с возможностью получения вместо прибыли убытков или даже разорения и банкротства.

   С этой целью в данном разделе бизнес-плана:

1) определяются  все типы рисков;

2) указываются  организационные меры профилактики рисков;

3) разрабатывается  программа страхования от рисков.

   Существует множество факторов (их еще называют "простые риски"), которые могут помешать реализации проекта или сделать его более дорогим.   Простые риски можно подразделить на следующие виды:

1) природные  (экологические);

2) финансово-экономические;

3) социальные;

4) технические.

   Для оценки рисков надо прежде всего составить перечень возможных источников риска, т.е. тех причин, которые могут помешать успешной реализации нашего проекта. Затем надо привлечь экспертов по каждому типу рисков (например, специалистов санитарной инспекции - по экологическим рискам, инженеров - по техническим рискам и т.д.) и попросить их оценить вероятность того, что наш проект может пострадать от того или иного типа рисков. Принцип такой оценки прост: чем риск вероятнее, тем оценка возможности его наступления ближе к единице - уровню неизбежности наступления нежелательного события (например, аварии или пожара).

   Затем, собрав вместе экспертов разных специальностей, надо попытаться определить относительную значимость рисков именно для нашего проекта.    Речь идет о том, что риски одних и тех же типов могут представлять разную опасность для различных типов коммерческих проектов.

   Проведение ранжирования типов рисков по степени их опасности именно для нашего проекта помогает найти суммарный риск проекта. Он равен среднеарифметической величине средних уровней рисков определенных типов, помноженных на значимость каждого типа рисков для нашего проекта. Чем ближе полученная величина к 1 - уровню абсолютной рисковости, тем опаснее наш проект и тем серьезнее следует обдумать, стоит ли за него вообще браться.

   В любом случае, определив уровень рисковости нашего проекта, надо сделать следующий шаг - продумать, как можно эти риски либо снизить, либо от них застраховаться.

   Соответственно, в бизнес-плане должна быть приведена информация о:

1) намечаемых  мерах по профилактике рисков (что мы собираемся для этого сделать, когда и сколько на это придется потратить денежных средств);

2) программе  страхования для нашего проекта  (от каких рисков мы собираемся страховаться, по какой схеме и сколько это будет стоить).

2.11 Понятие о банкротстве  фирмы

      Способы разрешения ситуации банкротства

   Тщательная проработка бизнес-планов, оценка рисков и их профилактика - важнейшие предпосылки успешного и устойчивого развития любой фирмы. И все же не всегда фирме удается благополучно справиться с встающими перед ней задачами - например, в силу общего экономического кризиса в стране. И тогда над фирмой может нависнуть угроза банкротства. Об этой угрозе тоже надо знать, помнить и представлять, в чем она состоит и как можно заранее заметить ее нарастание.

   Банкротство - термин относительно новый для отечественных бизнесменов, и поэтому надо сначала четко уяснить, что он означает с точки зрения закона. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (ноябрь 1992 г) трактует несостоятельность и банкротство следующим образом:

"Под  несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Информация о работе Разработка бизнес-плана на торговых предприятиях