Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:23, курсовая работа
Актуальность исследования вопросов формирования кадрового резерва фирмы продиктована необходимостью совершенствования ее развития в условиях предприятия.
- заместители руководителей разного ранга;
- работники предприятия (организации), оканчивающие высшие учебные заведения без отрыва от производства, и др.
Структура
резерва руководящих кадров определяется
соответствующим уровнем
В
резерве каждой номенклатуры соответствующий
руководитель определяет права и
обязанности должностных лиц, ответственных
за формирования и подготовка резерва
руководящих кадров. Так, в условиях
промышленного предприятия
Работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров предусматривает несколько этапов:
- организацию профессиональной ориентации студентов высших учебных заведений и работников предприятий (организаций) на профессии управленческого персонала;
- развитие у студентов свойств и качеств, необходимых для освоения будущей профессиональной деятельности;
- сбор информации о кандидатах в резерв для выдвижения, составление развернутой характеристики на каждого кандидата, создание бланка данных о кандидатах в резерв;
- оценку качеств и определение пригодности кандидата к управленческой деятельности, отбор и зачисление кандидатов в состав резерва на выдвижение.
Одним
из важнейших направлений в работе
с резервом руководящих кадров является
организация их подготовки. По мере
дальнейшего изменения
Управленческая подготовка является важнейшей составной частью квалификации руководителя и во многом определяет ее уровень. Выбор формы обучения кандидатов в резерв от уровня их специального образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия, организации, отрасли организовать учебу по соответствующей форме и профессиональной направленности. Заключение о выборе формы обучения кандидата в резерв дается отделом кадров с учетом выводов службы профориентации и профотбора. При этом отдел кадров направляет в отдел подготовки кадров списки кандидатов на зачисление в резерв.
Для
подготовки резерва руководящих
кадров, кроме установленных видов
обучения системы повышения
Основой формой подготовки резерва кадров является воспитание и обучение специалистов в непосредственно на производстве:
- привлечение их к разработке предложений по улучшению производственной деятельности организации (предприятия) в целом или по отдельным вопросам;
- направление в родственные организации, на предприятия для изучения опыта работы;
- организация стажировки вновь назначенных руководящих работников у опытных руководителей организаций и предприятий;
- привлечение к подготовке и участию в работе научно-технических советов, семинаров, совещаний, к выступлению с докладами, рефератами по технической, экономической, управленческой и другой тематике.
Школы резерва – важное звено в подготовке будущих руководителей на уровне предприятия, организации, региона. На предприятии зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.
Система работы с резервом показана на рисунок 1.
Подбор
резерва
Изучение
документов
Практическое испытание на производстве
Социально-психол-ское тестирование
Итоги аттестации и производственной деят-ти
Беседы, опрос
анкетирование
Обучение
резерва
Учеба по индивидуальным планам
Курсы и институты повышения квалификации
Зарубежные
стажировки
Спецфакультеты переподготовки
Школы
резерва
Утверждение в должности
Преддолжностная подготовка
Экзамены
на должность
Опросы общественного мнения
Конкурсы руководителей и специалистов
Расстановка
резерва
Рисунок 1. Формирование резерва кадров
Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника на руководящую должность их состава резерва должна предусматривать: наличие нескольких кандидатов на данную должность; оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью; сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного.
Завершением работы по формированию и подготовке резервы кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров является конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления. [7, с. 86]
Методы подбора кандидатов в резерв показаны на рисунке 2.
Назначение руководителем коллектива, выполняющего временную задачу
Бизнес-проектирование
Методы подбора
Социально-психологические
Учебные
Практические
Изучение личного дела и других документов
Отзывы о работнике руководителей, коллег и подчиненных
Собеседование с кандидатами
Дублерство (заместитель руководителя)
Стажировка на передовых предприятиях
Временное замещение руководителя на период отпуска, болезни, командировки
Тренинги (групповые семинары)
Разбор конкретных ситуаций
Деловые игры
Рисунок 2. Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров
- назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу;
- замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска;
- стажировка, дублерство и др.
Наибольшее
распространение получили методы: изучение
личных документов работника («биографический»);
получение произвольных устных и
письменных характеристик («интервью»);
обобщение независимых
Биографический
метод состоит в изучении объективных
показателей личности работника
по его документам. Он позволяет
получить данные, связанные с передвижением
работника по должностям и профессиям,
его образованием, квалификацией
и другими показателями. Однако этот
метод дает неполную картину данных:
он не позволяет получить достаточное
количество информации об уровне развития
личностно-деловых свойств и
Метод
«интервью» дает возможность расширить
систему получаемых показателей, однако
при этом данные о работнике будут
не объективными, а преломленными
с учетом отношений людей, обеспечивающих
получение необходимой
В процессе осуществления подбора кандидатов представители отдела кадров ведут длительные беседы с работниками разного уровня по заранее разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении большего количества информации об изучаемом работнике с различных точек зрения и по разным направлениям его деятельности.
В
последнее время широко применяются
методы обобщения независимых
Для
получения объективной
Работа по изучению личностно-деловых качеств работника требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации кадровиков предполагают:
- наличие практически доступных методик осуществления тестирования работников или проведения опроса экспертов;
- умение работников по кадрам обеспечить проведение инструктажа и подготовительной работы по осуществлению тестирования или опроса экспертов;
- создание системы накопления информационного фонда и его обработки для получения наглядных результатов деятельности кадровиков в сборе информации о степени развития личностно-деловых качеств работника;
-
совершенствование системы работы с кадрами
с целью повышения их творческой отдачи
и развития способностей.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА.
2.1.
Планирование и организация
Информация о работе Разработка подходов к формированию и работе с кадровым резервом