Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:45, курсовая работа
Целью исследования является разработка путей совершенствования системы мотивации персонала на предприятии ООО «Копилка», формирование в организации эффективной системы мотивации и стимулирования персонала.
Задачи исследования:
● изучить теоретические основы мотивации и стимулирования труда;
● исследовать систему мотивации персонала на примере предприятия ООО «Копилка»;
● по результатам исследования разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала торгового предприятия;
● выявить экономический и социальный эффект
Введение…………………………………………………………………….………..3
1. Теоретичеcкие оcновы управления мотивацией перcонала……………………6
1.1 Управление мотивации, персонала, понятие……….....……………..………...6
1.2 Методы мотивирования персонала……………………………………..11
1.3 Адаптация зарубежного опыта к роccийcкой дейcтвительноcти…………...19
2. Анализ принципов и методов мотивирования персонала на предприятии «Копилка»…………………………………………………………………………...24
2.1 Характеристика предприятия ООО «Копилка»………………………..24
2.2 Анализ стимулируемых факторов и их клаccификация……………....28
2.3 Удовлетворенность мотивацией специалистов торгового зала………30
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации…….34
3.1 Пути повышения производительности труда на основе
формирования эффективной системы мотивации………………………...……34
3.2 Определение социального и экономического эффектов……………...40
Заключение………………………………………………………………………..41
Список используемых источников………………………………………………43
Приложение
Мотивация и стимулирование труда является одной из функций службы по управлению персоналом. С этой целью в рамках отдела организации труда и заработной платы, может быть создано специальное бюро (сектор), занимающееся собственно вопросами мотивации и стимулирования персонала. Бюро (сектор) по регулированию мотивации должно тесно сотрудничать с другими отделами службы по управлению персоналом и подразделениями предприятия[9, стр.74].
Работа по созданию эффективной системы мотивации и стимулирования труда должна осуществляться под руководством директора по управлению персоналом предприятия; в ней должны принимать участие не только работники службы по управлению персоналом, но и главный инженер, главный бухгалтер, а также руководители всех структурных подразделений.
На первом этапе работы формулируются цели и задачи анализа мотивации и стимулирования труда. Целью анализа системы мотивации и стимулирования труда является выявление ее недостатков, с целью последующего исправления и целостного формирования: от разработки политики мотивации в целом по «Копилка» до мотивации отдельных работников. Задачами анализа мотивации и стимулирования персонала являются изучение состояния системы мотивации и стимулирования труда; оценка ее эффективности и оптимальности принимаемых управленческих решений. Структура анализа персонала предприятия, мотивации и стимулирования труда представлена в Приложение 4
Предприятия используют различные инструменты материального стимулирования труда, которые представлены в Приложение 5
Основным элементом материального стимулирования работников является заработная плата. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи[9,стр.54].
Заработная плата – важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда, тем не менее, это только часть материального вознаграждения, получаемого работником. Вознаграждение работников можно представить в следующем виде (рис. 6).
Каждый из элементов системы вознаграждения выполняет свои функции. Так, базовый уровень выполняет преимущественно воспроизводственную функцию, составляя основную часть жизненного фонда работника, доплаты и компенсации учитывают не только производственные, но и социальные характеристики труда.
Базовый
уровень устанавливается до процесса
труда и представляет собой уровень, в
рамках которого дифференцируется оплата
труда работника с конкретными трудовыми
характеристиками, устанавливаемый в
соответствии с определенным разрядом[11,
стр.43].
Рис.
6. Схема элементов материального
поощрения работников
предприятия
На ООО «Копилка» фонд оплаты труда работников формируется из:
Размер приработка зависит от вклада подразделения в конечный результат деятельности предприятия, количества товарной продукции за отчетный период и определяется как разница между сформированным фондом оплаты труда и окладным фондом. Между работниками подразделения приработок распределяется согласно трудовому вкладу, который определяет руководитель.
На ООО «Копилка» применяют следующий перечень показателей, влияющий на величину приработка, например, работника технологического отдела (табл. 6):
Таблица 6
Показатель | Размер уменьшения приработка, при невыполнении показателей |
1. Обеспечение производства инструментом и оснасткой согласно заявок производств | 0,5% за каждую невыполненную позицию |
2. Своевременное обеспечение производства серийных ювелирных изделий | 3% |
3. Выполнение мероприятий по снижению материалоемкости и трудоемкости ювелирных изделий | 3% |
4. Соблюдений правил внутреннего распорядка работниками отдела | На 0,2% за каждый случай несоблюдения |
Первое, на что следует обратить внимание, это наличие только наказаний и полное отсутствие поощрений. Как было сказано выше, подобная несбалансированность чревата снижением эффективности работы подразделения, повышенной текучестью кадров, снижением качества работы, удовлетворенности трудом, отсутствием инициативы, работники в подобных случаях стараются избегать ответственности и какой-либо активности.
Это подтверждается результатами анкетирования: только лишь четверть работников довольны своим трудом. На первом месте стоят неудовлетворенность заработной платой, отсутствие поощрения к труду со стороны руководства, работники не хотят проявлять инициативу и выступать со своими предложениями из-за боязни увеличить только свои обязанности, но не заработную плату.
Существенным недостатком является также отсутствие показателей, которые характеризовали бы эффективность труда каждого работника в отдельности, из-за чего распределение приработка внутри отдела может восприниматься работниками как несправедливое.
По итогам анализа нами были предложены следующие рекомендации по совершенствованию системы мотивации на предприятии. Предлагается внедрить в организацию систему повышающих и понижающих критериев оценки трудового вклада (Приложение 6) Также мы предлагаем систему дополнительной материальной поддержки работников предприятия, в рамках которой предусматривается: оплата путевок на отдых и лечение, транспортных и жилищно-коммунальных расходов, питания, обучения, медицинского и стоматологического обслуживания, культурно-массовых мероприятий и т.д.
Следующим
шагом мы предлагаем систему нематериального
стимулирования работников, т.е. планирование
карьеры работников. Для их уверенности
в завтрашнем дне, что их карьера будет
продвигаться в зависимости от их результатов.
3.2 Определение социального и экономического эффектов
Социально-экономическая эффективность систем мотивации будет в дальнейшем выражена показателями, такими как:
Заключение
Чтобы выжить в условиях рынка, предприятиям необходим постоянный поиск новых путей повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности. Одним из таких путей является наиболее полное использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Основной ресурс – это люди. Но для того, чтобы они активно работали, руководству предприятия необходимо позаботиться о формировании системы трудовой мотивации, так как от нее зависит и эффективность труда, и эффективность использования капитала.
Основными проблемами являются отсутствие на предприятиях служб, целенаправленно занимающихся проблемами управления персоналом, в том числе разработкой методик оценки персонала, систем мотивации и стимулирования труда; эффективного использования трудового потенциала работников.
В работе были даны рекомендации по формированию структуры управления предприятием, основанной на приоритете мотивации персонала. В рамках рекомендуемой системы мотивации и стимулирования персонала предложены эффективные механизмы материального стимулирования работников и социальной поддержки коллектива предприятия.
Поскольку работники ООО «Копилка» недовольны в первую очередь заработной платой, в рамках организационно-экономического механизма управления мотивацией труда предложена система материального стимулирования труда.
В основе данной системы лежит оплата труда за конечный результат работы подразделения и личный трудовой вклад каждого работника. Предложена также система дополнительной материальной поддержки работников предприятия, в рамках которой предусматривается: оплата путевок на отдых и лечение, транспортных и жилищно-коммунальных расходов, питания, обучения, медицинского и стоматологического обслуживания, культурно-массовых мероприятий и т.д.
Разработана система нематериального стимулирования работников, имеющая социально-психологическую направленность: планирование карьеры работников, что позволяет им почувствовать свою значимость для предприятия и удовлетворить потребности в самоуважении и самореализации; система социальной поддержки коллектива предприятия, позволяющая работникам почувствовать заботу руководства.
Итак,
предложенные организационно-экономические
мероприятия будут способствовать активации
процессов мотивации труда, его стимулированию
и, в конечном счете, обеспечит повышение
эффективности труда и результативности
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.
3. Федеральный Закон «Об
акционерных обществах» от 26.12.1995 (в ред.
29.12.2004).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2007. № 4. – 44-57 c.
5. Богин И. 101 совет по мотивации. – Альпина Паблишерз, 2007
6. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. – Альпина Паблишерз, 2008
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. // Учебное пособие. – 2007. М. -336c.
8. Виханcкий О.C., Наумов А.И. Менеджмент: 4-е изд. – М.: Экономиcтъ, 2008. – 670 c.
9. Егоров Е.Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом. – Н.Новгород: ВГИПА, 2004. – 140 c.
10. Егоршин
А.П. Основы управления
11. Кибанов А.Я. Оcновы управления перcоналом. Учебник. – М.: ИНФРа-М, 2007. – 783 c.
12. Мишурова И.В. – Управление мотивацией персонала. – Феникс 2009.
13. Управление перcоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 638 c.
14. Шапиро
C.А. Основы управления персоналом в современных
организациях. – М.: ГроccМедиа, 2007. C. 270
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
15. http://motivateme.ru/
16. www.top-personal.ru
17. http://ru.wikipedia.org
Приложение
1
Теория
мотивации по Абрахаму Маслоу
Приложение 2
|