Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.
Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях.
Понятие социального партнерства

Содержание

Разработка рекомендаций по организации социального партнерства на предприятиях
1.1.Понятие социального партнерства
1.2.Форма социального партнерства
1.3.Социальное партнерство в организации: работодатели и наемные работники
2. Анализ организационной структуры управления на примере ОАО «Дальхимпром
2. 1. Анализ общих характеристик организации
2. 2. Анализ кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром
3.Рекомендации по усовершенствованию кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром»
3. 1. Основные недостатки в структуре управления ОАО
«Дальхимпром»
3. 2. Рекомендации по изменению структуры организации и
взаимодействий персонала
Глоссарий терминов
Заключение
Список использованных литературных источников

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая(1).docx

— 74.15 Кб (Скачать документ)
 

     Содержание

  1. Разработка рекомендаций по организации социального партнерства на предприятиях

                     1.1.Понятие социального партнерства

                     1.2.Форма социального партнерства

                     1.3.Социальное партнерство в организации: работодатели и              наемные работники

       2. Анализ организационной структуры управления на  примере      ОАО «Дальхимпром

                       2. 1. Анализ общих характеристик организации

                         2. 2. Анализ кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром

      3.Рекомендации по усовершенствованию кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром»

                       3. 1. Основные недостатки в структуре управления ОАО

     «Дальхимпром»

                      3. 2. Рекомендации по изменению структуры организации и

         взаимодействий  персонала

   Глоссарий терминов

  Заключение

   Список использованных литературных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Стабильность  экономического и социального положения  граждан, способность их обеспечивать условия своего собственного воспроизведения  в расширенном масштабе характеризуется  такой категорией, как "социальная стойкость".

     Социальная  стойкость общества обеспечивается с помощью механизма социального  регулирования, которое включает в  себя совокупность приемов, способов, методов и организационных форм отношений.

     Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где  их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему  социальных гарантий, поддерживает малый  бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме  защиты прав потребителей.

     Рыночная  сфера социального регулирования  предполагает активизацию деятельности таких субъектов, как бизнес и  сам человек через нахождение разных способов получить доходы. А  вот финансирование социальной сферы  осуществляется как государством, так  и рыночными структурами через  программы страхования.

     В настоящее время приобретает  особую актуальность одна из мировых  тенденций взаимодействия государства  с частным бизнесом - взаимодействия, направленной на объединение форм государственного и негосударственного социального  регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.

     Цель  данной работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального  партнерства и организационную  структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.

  1. Разработка рекомендации по организации  социального партнерства на предприятиях.
    1. Понятие социального партнерства

      
Становление отношений социального  партнерства в условиях современной  российской действительности является их формирование в условиях отказа государства от централизации регулирования  трудовых отношений. Ослабление вмешательства  государства в трудовые отношения  существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют  определяющее значение. 
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

      
ТК РФ – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений  социального партнерства. Ранее  действовавшее федеральное законодательство применялось в отношении отдельных  проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к  социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».  
Сторонами отношений социального партнерства в сфере труда являются работники, работодатели и органы государственной власти. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей.  
Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными законами.  
Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.  
ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.  
Принципы социального партнерства  
Социальное партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства – правила, которым должны следовать в ходе своей деятельности стороны социального партнерства.  
Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

          
    Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости  представителей работников и представителей работодателей друг от друга.  
    Обеспечению равноправия сторон социального партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.  
    Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений. 
    Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.  
    Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.  
    Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.  
    Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.  
    Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.  
    Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.  
    Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц. 
    Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.  
    Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.  
    В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.  
    Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. 
    Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение. 
    Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, говорит о том, что стороны должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.  
    Принципы действуют на всех уровнях социального партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации.
     

     Механизм  социального партнерства

     Под механизмом социального партнерства  как элемента его системы в  целом мы понимаем совокупность методов  и инструментов, с помощью которых  обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

     Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

     Важнейшими  элементами механизма социального  партнерства являются:

     - постоянно действующий переговорный  процесс между представителями  институтов социального партнерства,  т. е. профсоюзов, объединений  работодателей, предпринимателей  и властных структур;

     - постоянно работающие органы (трехсторонние  комиссии) по регулированию социально-трудовых  отношений; 

     - установление и соблюдение процедур  согласования интересов и позиций  сторон;

     - кодификация отношений партнерства  в законах РФ, субъектов Федерации,  в нормативных документах органов  государственного управления;

     - системы контроля за выполнением  принятых договоров и соглашений;

     - работа экспертов партнерских  отношений, анализирующих состояние  и перспективы развития системы  социального партнерства; 

     - доведение идей социального партнерства  до широких слоев трудящихся.  

      1.2. Система и формы социального  партнерства 

     Формы социального партнерства – это  способы осуществления социального  партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений.

     Социальное партнерство осуществляется в формах: 
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 
2) взаимных коллективных переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 
3) участия работников, их представителей в управлении организацией; 
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. 
Статья 26 Трудового кодекса определяет следующие уровни социального партнерства: 
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; 
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; 
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 
5) уровень организации (локальный уровень), устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

      
Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства  выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых  является заключение коллективных договоров  и соглашений.

     Коллективный  договор заключатся на основе действующего законодательства, принятых сторонами  обязательств в целях регулирования  производственных, трудовых и социально-экономических  отношений и согласования интересов  трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.

     Коллективный  договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наёмный труд и обладающих правами юридического лица. Коллективный договор может заключаться в  структурных подразделениях предприятия, учреждения, организации в пределах компетенции этих подразделений.

     Коллективный  договор заключается между собственником  или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия - представителями, свободно избранными на общем собрании наемных  работников или уполномоченных ими  органов, с другой стороны.

     Если  на предприятии, в учреждении, в организации  создано несколько профсоюзных  организаций, то они должны на принципах  пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной  организации) образовать объединенный представительный орган для заключения коллективного договора. В этом случае каждая профсоюзная организация  должна определиться в отношении  своих конкретных обязательств по коллективному  договору и ответственности за их невыполнение. Профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительном органе, лишается права  представлять интересы работников при  подписании коллективного договора.

     Содержание  коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.

     В коллективном договоре устанавливаются  взаимные обязательства сторон по регулированию  производственных, трудовых, социально-экономических  отношений, в частности:

       изменению в организации, производства  и труда; 

       обеспечению продуктивной занятости; 

       нормированию и оплате труда,  установлению форм, системы, размеров  заработной платы и других  видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и тому подобное);

Информация о работе Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях