Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.
Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях.
Понятие социального партнерства

Содержание

Разработка рекомендаций по организации социального партнерства на предприятиях
1.1.Понятие социального партнерства
1.2.Форма социального партнерства
1.3.Социальное партнерство в организации: работодатели и наемные работники
2. Анализ организационной структуры управления на примере ОАО «Дальхимпром
2. 1. Анализ общих характеристик организации
2. 2. Анализ кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром
3.Рекомендации по усовершенствованию кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром»
3. 1. Основные недостатки в структуре управления ОАО
«Дальхимпром»
3. 2. Рекомендации по изменению структуры организации и
взаимодействий персонала
Глоссарий терминов
Заключение
Список использованных литературных источников

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая(1).docx

— 74.15 Кб (Скачать документ)

     Руководство Дальхимпром внимательно относится  к социальной сфере. Работникам предприятия  предоставляется путевки для  лечения в санатории, выдаются путевки  для детей сотрудников в летние лагеря отдыха. В 2000 г. руководство предприятия  выделило деньги для обеспечения  сотрудникам бесплатного лечения  и протезирования зубов.

     На  предприятии выплачиваются разного  рода материальные вознаграждения (к  праздникам, на юбилейный день рождения работника, при выходе на пенсию). Сотрудники, которые отработали на предприятии 15, 25 и 35 лет получают премию.

     Каждое  подразделение завода имеет свою комнату отдыха, где в обеденный  перерыв можно отдохнуть и  перекусить. На территории предприятия  для всех желающих открыта столовая, где обедают не только сотрудники завода, но и работники соседних предприятий.

     На  сегодняшний день текучесть персонала  в целом по предприятию небольшая, это связано с тем, что большинство  сотрудников Дальхимпрома - это люди среднего и старшего возраста, давно  связавшие свою жизнь с заводом. Исключением из этого является отдел  сбыта, где трудятся в основном работники, недавно пришедшие на завод. Мобильность  персонала в этом подразделение  очень высока.

     Штат  работников выездной торговли постоянно  меняется, причин этого явления несколько. Продавцы выездной торговли продают  товары бытовой химии с автомашин  предприятия на всех основных торговых точках города. Всего таких точек 8.

     Для работников отдела сбыта – агентов  по продаже и продавцов выездной торговли устанавливается план продаж на месяц. Так, агенты по продаже должны ежемесячно сдавать в кассу предприятия 80 тысяч рублей выручки. От выполнения плана продаж напрямую зависит величина их заработной платы.  
 

     Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию кадровых взаимодействий ОАО «Дальхимпром». 

     3. 1. Основные недостатки в структуре  управления и кадровых взаимодействиях  ОАО «Дальхимпром». 

     Одной из самых значимых внутренних проблем  является недостаточная заинтересованность сотрудников различных отделов  в совершенствовании и доведении  продукта до потребителя. Взаимоотношения  между рядовыми сотрудниками тесно  взаимодействующих между собой  отделов зачастую слишком формализованы, и несмотря на бюрократичность система  взаимодействия отделов нечетко  работает, когда дело касается конкретного  продукта, отсюда сложности с контролем  за выполнением мероприятий, связанных  с продуктом.

     Каждый  участник процесса «проектирования  – сбыт» по-своему воспринимает проблемы, и по-своему пытается их решать. Проблемные задачи формируются не «от  потребителя», и это обуславливает  проблемы  с проектированием, технологией, контролем качества, а значит и  со сбытом.

     Рассмотрим  подробнее схему взаимодействия служб по звеньям.

  1. “Маркетолог  - сотрудник НИИ”. Сотрудник НИИ является “творцом и создателем” продукта, опирается исключительно на свой жизненный опыт при проектировании новой и совершенствовании серийной продукции, не получает поддержки со стороны специалиста по изучению рынка.
  2. “ Сотрудник НИИ - технолог”. Отношения характеризуются слабой взаимосвязью, при решении спорных вопросов однозначно превалирует мнение технолога, а отсюда незаинтересованность технологической службы в точном исполнении конструкции (подразумевает стремление к работе “под себя”, а не в соответствии с требованиями разработчиков инноваций).
  3. “Технолог - производственник”. Просматривается ориентация на максимальное упрощение технологии без какого-либо экономического обоснования, а значит, зачастую потери от ухудшения эксплуатационных свойств товара начинают превалировать  над выгодой от удешевления производства.
  4. “Производство - сбыт”. Очень громоздкий и инертный односторонний канал передачи информации, данные из отдела сбыта проходят длинную цепочку вплоть до высшего руководства, чтобы спуститься на ту же горизонталь, но уже в производственные отделы.
  5. “Сбыт - клиент”. Сложная цепочка взаимоотношений, требующая значительных затрат времени и энергии.
  6. “Клиент - маркетолог”. Отношения характеризуются слабой взаимосвязью. 

     На  предприятии «Дальхимпром» нет  четкого распределения полномочий и жесткой иерархии подчиненности. Необходимо внедрить три типа руководства:

  • Административное (иерархическое) подчинение. Четкое подчинение работников в соответствии с заданной иерархической схемой управления компанией (у каждого подчиненного - один иерархический руководитель). Любое окончательное решение по использованию рабочего времени работника (в случае его перегрузки заданиями со стороны административного, функционального и оперативного руководителей) может быть принято лишь непосредственным административным руководителем данного работника или вышестоящим административным начальником.
  • Функциональное подчинение. Определяет режим регулярных подготовки и передачи разработанных материалов от одних работников фирмы другим. В этом случае работник, регулярно передающий информацию, находится в функциональном подчинении у получателя (функциональный руководитель) данной информации.
  • Проектное руководство. Возможность привлекать все ресурсы (в т.ч. людские), необходимые для осуществления проекта от служб, не находящихся в административном подчинении у данного руководителя. Проектный руководитель может быть не один.

     После того, как будут разграничены полномочия и ответственность между руководителями верхнего и среднего уровня возникнет  острая необходимость детализировать разграничения и связи между  подразделениями в виде должностных  инструкций. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией любой системы управления. Какую  роль играют должностные инструкции в проектно-матричной структуре  управления в системе регулярного  менеджмента, курс на которую нужно  взять ОАО «Дальхимпром»?

     Итак, должностные инструкции:

  • определяют статус руководителя и сотрудника;
  • закрепляют иерархическую подчиненность каждого конкретного сотрудника;
  • определяют диапазоны ответственности сотрудников фирмы;
  • распределение полномочий внутри структуры;
  • порядок согласования, подписания и утверждения исполнительской документации;
  • “горизонтальные” взаимодействия руководителей и сотрудников;
  • требования к персоналу фирмы;
  • качественные и количественные критерии наступления ответственности сотрудников.
 
 

     3. 2. Рекомендации по изменению структуры  организации и 

     взаимодействий  персонала.

     Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  организации, распределения между  ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех  или иных принципах управления.

     Организационная структура комбината и его  управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися  условиями. Организационные структуры  управления промышленными организациями  отличаются большим разнообразием  и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним  могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкие); производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации.

     В новой структуре управления ответственность  за принимаемые решения должна быть сформирована в виде диапазонов ответственности  для каждой должности. При этом предполагается, что все должностные лица знают, какая работа должна выполняться  в закрепленном диапазоне ответственности. Судя по действующей структуре управления предприятия, генеральный директор очень загружен. Возможно поэтому  он не замечает этих минусов в работе персонала. Чтобы разгрузить генерального директора, необходимо набрать штат директоров по каждому отделу. Для  этого нужно поменять саму структуру  управления предприятием (см. рисунок 3. 1), возможно, проводить какие-либо мероприятия по доведению до рядовых  работников целей организации, посвящения в ее планы. Таким образам можно  повысить заинтересованность персонала  в достижении конечных целей организации, а, следовательно, повысить производительность труда.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. 1. Организационная структура ОАО  «Дальхимпром.

     Руководству предприятия необходимо не забывать о нуждах собственного коллектива. Для успешного функционирования предприятию необходимо, чтобы весь его персонал был заинтересован  в этом. Необходимо пересмотреть оплату труда работников, внеся в нее  элемент участия персонала в  прибылях завода. Следует, чтобы все  работники предприятия, начиная  от руководства и заканчивая рядовыми работниками, знали стратегические цели и задачи деятельности Дальхимпрома и свое значение в успешном осуществлении  этих задач.

     Только  при реализации этих условий деятельность ОАО «Дальхимпром» сможет приносить  реальную пользу и увеличивать прибыль  завода, делая его финансово устойчивым и «твердо стоящем на ногах» предприятием.

     Максимальная  производительность, качество и конкурентоспособность  могут быть достигнуты только при  участии каждого сотрудника в  совершенствовании производственного  процесса первоначально на своем  рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования  производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала  к труду, что позволяет каждому  сотруднику максимально реализовать  свой опыт и творческие способности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий терминов. 

     Социальное  партнерство - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений. 

     Формы социального партнерства – это  способы осуществления социального  партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений.  

     Коллективный  договор — «правовой акт, регулирующий социально трудовые отношения в организации  или у   индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками  и работодателем  в лице их представителей»

     Работодатель - юридическое лицо либо другая организация, которая в соответствии с законодательством  таковым не является, либо физическое лицо, которые нанимают работника  по трудовому договору". 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Выполняя  данную работу, мы рассмотрели понятие  и суть социального партнерства, как особого типа общественно-трудовых отношений в условиях рынка, обеспечивающего  равновесие между интересами разных сторон этих отношений, в первую очередь  работников.

     Социальное  партнерство - часть всей системы  социального регулирования, установленной  государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство  обеспечивает возрастание «социальной  стойкости», то есть улучшает экономическое  и социальное положение населения.

     Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального  партнерства и совершенствовать его механизм.

     Механизм  социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно  выделить: проведение консультации, участие  в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление  договоров и соглашений социального  партнерства и контроль за их выполнением.

     В социальном диалоге принимают участие  работодатели или их организации, с  одной стороны, и организации  трудящихся, с другой.

     После достижения определенных договоренностей  субъекты социального партнерства  оформляют в установленном законодательством  порядку договор или соглашение, чаще всего это коллективный договор.

     В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение  разностороннего обслуживания и  оздоровления работников.

     Контроль  за выполнением коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые  его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или  соглашением.  

     Список  использованных литературных источников. 

     1. Маврин С.П. Социальное партнерство  в трудовых отношениях: понятие  и механизм осуществления // Российское  трудовое право на рубеже тысячелетий:  Всероссийская научная конференция. /Сборник материалов под ред.  Е.Б.Хохлова, В.В.Коробченко. СПб., 2001. Ч. 2.

Информация о работе Разработка рекомендации по организации социального партнерства на предприятиях