Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
1. Теоретические основы мотивации как фактора повышения эффективности работы предприятия 3
1.1. Содержание, роль и значение мотивации персонала 3
1.2. Современные теории мотивации персонала 6
1.3. Выбор оптимального варианта мотивации 12
2. Применение современных теорий мотивации в ОАО «Гермес» 17
2.1. Организационно – экономическая характеристика деятельности ОАО «Гермес» 17
2.2. Анализ мотивационной политики ОАО «Гермес» 27
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики в ОАО «Гермес» 33
3.1. Направления и мероприятия по совершенствованию мотивационной политики ОАО «Гермес» 33
3.2. Оценка эффективности проводимых мероприятий 39
Заключение 45
Список использованной литературы: 48
ОАО «Гермес» предоставляет своим работникам следующие социальные льготы:
1)
при уходе в очередной отпуск
единовременная материальная
2)
выдача премий работникам
3) работникам, уходящим на пенсию по возрасту, инвалидности выплата единовременного денежного вознаграждения, исходя из качества вложенного труда, участия в общественной жизни коллектива и непрерывного стажа работы;
4) работникам, уволившимся из ОАО «Гермес» в связи с уходом на пенсию по инвалидности до достижения пенсионного возраста, периодически оказываемая материальная помощь;
5)
расходы на погребение умерших
работников предприятия по
6)
предоставлять три
7)
беспроцентная ссуда
8)
материальная помощь родителям,
Однако увеличение размера премий не выгодно сегодня предприятию, так как с увеличением премий автоматически увеличивается размер фонда заработной платы, соответственно увеличиваются отчисления в фонд социальной защиты и размер налогов.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю формировать коллектив с едиными целями и задачами. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудового коллектива является соблюдение принципа психологической совместимости.
К сожалению, на рассматриваемом нами предприятии данный принцип находится в зачаточном состоянии. Поэтому при расстановке кадров учитывается все что угодно, но не психофизиологическая совместимость.
В качестве морально-психологических стимулов к труду используются такие категории, как авторитет руководителя, личный пример. В качестве основного средства воздействия на коллектив пока применяется не убеждение (как должно быть), а административное указание в форме распоряжения, рабочего задания. При этом не предпринимаются меры по превращению таких указаний в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. В качестве стимулирующего средства, воздействующего на молодых работников, обучающихся в различных учебных заведениях, применяется предоставление им учебного отпуска без сохранения заработной платы. Однако в условиях отсутствия возможностей для карьерного роста, это средство приводит лишь к закреплению данной категории работников в магазине, а не к повышению их производительности труда.
Большинство руководящих работников ОАО «Гермес» являются прекрасными специалистами в области организации и управления торгово-технологическим процессом в магазине, имеют достаточно большой стаж работы в отрасли, но мало знакомы с современными технологиями управления персоналом. Молодые же работники, попав в эту достаточно консервативную среду, через несколько лет работы уже и не пытаются что-либо изменить.
С целью выявления того, как сами работники ОАО «Гермес» оценивают различные характеристики своей работы, было проведено анкетирование сотрудников, результаты которого приведены в таблицах 2.2.2. – 2.2.3.
Опрос проводился среди главных кассиров, продавцов, кассиров, администраторов. Таблица 2.2.2.
Факторы повышения мотивации к труду
Факторы повышения
производительности |
Распределение ответов в % | ||
заставляют
работать
интенсивнее |
делают работу привлекательной | заставляют
работать
интенсивнее и делают работу привлекательной | |
Хорошие
шансы
продвижения по службе |
48 | 33 | 19 |
Хороший заработок | 45 | 27 | 28 |
Оплата, связанная с результатами труда | 43 | 31 | 26 |
Признание
и одобрение
хорошо выполненной работы |
49 | 34 | 17 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности | 53 | 27 | 20 |
Сложная и трудная работа | 38 | 47 | 15 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно | 50 | 33 | 17 |
Высокая
степень
ответственности |
36 | 35 | 29 |
Работа,
требующая
творческого подхода |
35 | 31 | 34 |
Данные таблицы 2.2.2. свидетельствуют о том, что в ОАО «Гермес» среди факторов повышения мотивации, которые заставляют работать интенсивнее, наибольшая доля принадлежит следующим факторам: работа, которая заставляет развивать свои способности, работа, позволяющая думать самостоятельно, признание и одобрение хорошо выполненной работы. Среди всех опрошенных 47 % считают, что сложная и трудная работа делает ее привлекательной, а 35 % пришли к выводу, что привлекательной работу делает высокая степень ответственности. По мнению большинства опрошенных работников ОАО «Гермес» заставляют работать интенсивнее и делают работу привлекательной работа, требующая творческого подхода (34 % опрошенных), высокая степень ответственности (29 % опрошенных), хороший заработок (28 % опрошенных).
Таблица 2.2.3.
Факторы, делающие работу более привлекательной
Факторы, которые делают работу более привлекательной |
Заставляют
работать интенсивнее, % |
Делают
работу
более привлекательной, % |
И
то
и другое, % |
Работа без больших напряжений и стрессов | 26 | 61 | 13 |
Удобное расположение | 32 | 56 | 12 |
На
рабочем месте нет шума и
каких-либо загрязнений среды |
21 | 67 | 12 |
Работа с людьми, которые нравятся | 33 | 54 | 13 |
Хорошие отношения с
непосредственным начальником |
36 | 52 | 12 |
Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме | 20 | 64 | 16 |
Гибкий график работы | 39 | 49 | 12 |
Значительные
дополнительные
льготы |
37 | 45 | 18 |
Данные таблицы 2.2.3. свидетельствуют о том, что в ОАО «Гермес» среди факторов, которые заставляют работать эффективнее, наибольшее значение имеют гибкий график работы, дополнительные льготы, а также хорошие отношения с непосредственным начальником. Среди факторов, которые делают работу более привлекательной, наибольший удельный вес принадлежит отсутствие на рабочем месте шума и каких-либо загрязнений среды, а среди факторов, которые и заставляют работать эффективнее, и делают работу более привлекательной, наибольшая доля ответов принадлежит дополнительным льготам.
В
результате анализа показателей, характеризующих
благоприятный социально-
Однако анализ опроса работников ОАО «Гермес» показал, что значительная часть руководителей магазинов, принадлежащих предприятию, еще не создает в коллективе условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат.
Был проведен анкетный опрос работников ОАО «Гермес» по поводу взаимоотношений руководителя и подчиненных. Так, на вопрос “Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственными руководителями?” ответило “да” только 16 % опрошенных, “почти всегда” – 61 %, “очень редко” – 20 % и “затрудняюсь ответить” – 3 %.
Результаты опроса показали, что у 20 % опрошенных нет достаточно хорошего контакта с руководителем. Эти данные подтверждают и ответы на вопрос “Есть ли у Вас взаимопонимание и желание советоваться с руководителями на личные темы?”:
В
результате обследования установлена
интересная тенденция: там, где господствует
автократический стиль
Так, анализ причин конфликтов в коллективах показал, что на первом месте находятся условия труда 22 % и общая моральная обстановка в коллективе – 16 %, плохая организация труда – 17 %.
Если
две первые причины являются следствием
профессиональной неподготовленности
руководителя в области управления,
то третья следствие его упущений
в плане социально-
Недостаточная общая моральная подготовка в коллективе зависит, в первую очередь, от умения руководителя вести воспитательную работу.
Только 30 % опрошенных работников ОАО «Гермес» ответили, что у их руководителей сильно развито умение вести воспитательную работу, 37 % отметили, что это качество у руководителей развито недостаточно и 11 % - руководители не способны воспитать коллектив.
Работники ОАО «Гермес» отметили отсутствие такого качества, как “умение создать благоприятные отношения в коллективе” (от 13 до 19 % всех опрошенных).
Это свидетельствует о том, что в торговых коллективах руководители еще недостаточно внимания уделяют созданию благоприятного психологического климата.
Как видно из приведенных данных, перечень факторов, стимулирующих мотивацию работников, достаточно обширен. При этом следует отметить, что стимулирование мотивации в ОАО «Гермес» требует сочетания экономических методов управления с социально-психологическими, и на этой основе совершенствование всей системы управления персоналом и его мотивации. Именно с этих позиций мы и рассмотрим основные направления повышения мотивации работников.
В ОАО «Гермес» постоянно проводится работа по совершенствованию мотивационной политики и увеличению заинтересованности персонала в работе.
Среди
основных целей и задач предприятия
по совершенствованию
Рис.4.
Древо целей совершенствования
мотивационной политики
Приоритетными параметрами премирования в ОАО «Гермес» приняты показатели качества обслуживания и реализации товарной продукции в стоимостном и натуральном выражении.
Основными направлениями мотивации труда в ОАО «Гермес» являются: