Разработка системы обучения персонала, подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Автор работы: m*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Содержание

Введение……………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников…………….…….…...5
1.1.Организация и методика производственного обучения……….…….....5
1.2.Управление профессиональным обучением кадров…………………....7
1.3. Организация видов профессионального обучения………………..…. .9
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих…………….……………….....9
1.3.2. Обучение рабочих вторым профессиям…………………………….12
1.3.3.Повышение квалификации рабочих……………………………….....12
1.4. Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих……………………………………………………………..….…...15
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЮНИОР»……...18
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..18
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии ………..…20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ОСЗЮ» ……………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….……..41
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

куровой.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

     Рассматривая  кадры как важнейший ресурс производства, фирмы ставят задачу оптимального его  использования, прежде всего за счет повышения качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации. Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами.[16, стр. 105]

     Переход к новым технологиям требует  значительных затрат, связанных с  обновлением знаний, переподготовкой  работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

           На основании литературного  обзора можно сделать следующие  выводы:

  1. Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.
  2. Предприятия должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
  3. Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат, благоприятствующий обучению.
  4. Обучение полезно и нужно в трех случаях:

     а) когда человек поступает на работу;

     б) когда работника назначают на новую работу;

     в) когда установлено, что у работника  не хватает определенных навыков  для работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЮНИОР» 

     2.1 Общая характеристика предприятия 

     Объектом  исследования послужило акционерное  общество открытого типа «Омский  строительный завод Юниор». Местонахождение предприятия – г Омск, Омская область. Общая площадь завода - 21900 м2, в том числе производственная - 13500 м2. Численность работающих - 650 человек.  

     ОАО «Омский строительный завод Юниор» входит в число наиболее современных  промышленных компаний России, является одним из ведущих предприятий г. Омска. Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте строительной техники и материалов. Система качества соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров России». Изделия «ОСЗЮ» широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы и Юго-Восточной Азии.

     О широких технологических возможностях свидетельствует тот факт, что  сегодня «ОСЗЮ» располагает исключительно разнообразной гаммой технологических переделов, позволяющих изготавливать обширную номенклатуру сложных изделий.

     Одной из постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения представлены в следующем разделе работы.

     Таблица 1 - профессиональное обучение рабочих кадров на «Омском строительном заводе Юниор» за 2008-2010 гг.

     
           Наименование      2008 г.      2009 г.      2010 г.      2010 в %% к 2008
     1      всего работников, которые повысили    квалификацию, прошли подготовку и переподготовку      127      104      125      98,4
            из  них:

     рабочие

     63      58      74      117,5
     2      повысили  квалификацию всего      93      52      76      81,7
            из  них:

     рабочие

     29      6      25      86,2
            в том числе:

     в учебных заведениях

     7      1            
            на  предприятии      22      5      25      113,6
     3      прошли  профессиональную подготовку и переподготовку всего      34      52      49      144,1
            из  них:

     рабочие

     34      52      49      144,1
            в том числе:

     обучено в первую

     3      7      3      100
            обучено другим (смежным) профессиям      18      32      19      105,5
            переподготовлено      13      13      27      207,7
     4      обучено в связи с сокращением      21      18            
 
 

       Таблица 2 - Статистика деления  рабочих завода по половому признаку

Количество  рабочих Мужчины Женщины
650 450 200
 

     Таблица 3 – Статистика рабочих, по возрасту

Возраст, лет 1995 г. 1996 г. 1997 г.
От 16 до 24 6,9 7,4 7,8
25-29 9,2 9,4 8,3
30-39 31,1 31,6 28,6
40-49 34,8 35,5 35,4
50-54 5,9 5,9 8,9
55 и  старше 12,1 10,2 11,0
 
 

     2.2. Организация процесса обучения  кадров на предприятии  

     Таблица 4 - Процесс профессионального обучения.

       

     В условиях рыночной экономики потребности  предприятий в квалифицированных  рабочих кадрах в значительной степени  удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки непосредственно на производстве.

     На  заводе установлены следующие виды профессионального обучения, обеспечивающие непрерывность производства:  

     - для рабочих: 

     а) подготовка новых рабочих 

     б) обучение 2-ой профессии, переподготовка

     в) повышение квалификации рабочих  

     - для руководящих работников и  специалистов:

     а) обучение с отрывом от производства (семинары, курсы лекций)

     б) обучение без отрыва от производства (курсы целевого назначения, лекции, школа молодого инженера).  

     Подготовка  новых рабочих осуществляется по профессиям согласно перечню, утвержденному  Министерством общего и профессионального  образования РФ и Минтруда и социального  развития РФ. Подготовка рабочих - это  первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель подразделения назначает приказом организатора производственно-технического обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии). Подготовка производится по утвержденным учебным планам и программам, используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического обучения (срок хранения в отделе 627 - 5 лет). При курсовой форме для изучения теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием. Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение) организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях профессиональной подготовки. После оформления протокола заседания квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК), технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок подразделений. [14, стр. 29] 

     Обучение  вторым профессиям и переподготовка - согласно стандарту предприятия, это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям. Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На основании протокола заседания комиссии личного заявления рабочего отдел обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе его по соответствующей профессии и разряду.  

     Повышение квалификации рабочих (ПК) - это профессиональное обучение, направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков, трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:  

     - производственно-технические курсы  (ПТК) 

     - курсы целевого назначения (КЦН)  

     ПТК проводятся в целях углубления и  расширения знаний, умений и навыков  для получения более высоких  разрядов в соответствии с требованиями производства. После обучения на ПТК  и сдачи квалификационного экзамена рабочему присваивается повышенный квалификационный разряд. Также ПТК проводятся для рабочих, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся тарифному разряду. Периодичность обучения составляет раз в год (в случае отличных показателей может быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для зачисления на курсы является личное заявление рабочего. Комплектование учебных групп бюро 627 осуществляет из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации. Численность группы - от 5 до 15 человек. При отсутствии возможности создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором рабочий сам изучает теоретический курс и консультируется с инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей, определяет режим работы учебной группы и место занятий. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических занятий или карточке учета теоретических занятий для индивидуальных консультаций. Ответственность за качество проведения занятий возлагается на преподавателей. Допускается ПК при самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением квалификационной работы и сдачей экзамена на очередной разряд.  

Информация о работе Разработка системы обучения персонала, подготовки, переподготовки и повышения квалификации