Автор работы: m*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Введение……………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников…………….…….…...5
1.1.Организация и методика производственного обучения……….…….....5
1.2.Управление профессиональным обучением кадров…………………....7
1.3. Организация видов профессионального обучения………………..…. .9
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих…………….……………….....9
1.3.2. Обучение рабочих вторым профессиям…………………………….12
1.3.3.Повышение квалификации рабочих……………………………….....12
1.4. Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих……………………………………………………………..….…...15
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЮНИОР»……...18
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..18
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии ………..…20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ОСЗЮ» ……………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….……..41
Список используемой литературы………………
Рассматривая кадры как важнейший ресурс производства, фирмы ставят задачу оптимального его использования, прежде всего за счет повышения качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации. Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами.[16, стр. 105]
Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.
На основании
а) когда человек поступает на работу;
б) когда работника назначают на новую работу;
в)
когда установлено, что у работника
не хватает определенных навыков
для работы.
ГЛАВА
2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА
КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ
ЮНИОР»
2.1
Общая характеристика
Объектом
исследования послужило акционерное
общество открытого типа «Омский
строительный завод Юниор». Местонахождение
предприятия – г Омск, Омская область.
Общая площадь завода - 21900 м2, в том числе
производственная - 13500 м2. Численность
работающих - 650 человек.
ОАО «Омский строительный завод Юниор» входит в число наиболее современных промышленных компаний России, является одним из ведущих предприятий г. Омска. Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте строительной техники и материалов. Система качества соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров России». Изделия «ОСЗЮ» широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы и Юго-Восточной Азии.
О
широких технологических
Одной из постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения представлены в следующем разделе работы.
Таблица 1 - профессиональное обучение рабочих кадров на «Омском строительном заводе Юниор» за 2008-2010 гг.
|
Таблица 2 - Статистика деления рабочих завода по половому признаку
Количество рабочих | Мужчины | Женщины |
650 | 450 | 200 |
Таблица 3 – Статистика рабочих, по возрасту
Возраст, лет | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
От 16 до 24 | 6,9 | 7,4 | 7,8 |
25-29 | 9,2 | 9,4 | 8,3 |
30-39 | 31,1 | 31,6 | 28,6 |
40-49 | 34,8 | 35,5 | 35,4 |
50-54 | 5,9 | 5,9 | 8,9 |
55 и старше | 12,1 | 10,2 | 11,0 |
2.2.
Организация процесса обучения
кадров на предприятии
Таблица
4 - Процесс профессионального
В
условиях рыночной экономики потребности
предприятий в
На
заводе установлены следующие виды
профессионального обучения, обеспечивающие
непрерывность производства:
- для рабочих:
а) подготовка новых рабочих
б) обучение 2-ой профессии, переподготовка
в)
повышение квалификации рабочих
- для руководящих работников и специалистов:
а) обучение с отрывом от производства (семинары, курсы лекций)
б)
обучение без отрыва от производства
(курсы целевого назначения, лекции,
школа молодого инженера).
Подготовка
новых рабочих осуществляется по
профессиям согласно перечню, утвержденному
Министерством общего и профессионального
образования РФ и Минтруда и социального
развития РФ. Подготовка рабочих - это
первоначальное профессиональное обучение
лиц, принятых учениками на предприятие
и заключившими с ним ученический договор.
Для организации обучения руководитель
подразделения назначает приказом организатора
производственно-технического обучения.
Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом
сложности профессии). Подготовка производится
по утвержденным учебным планам и программам,
используются индивидуальная и курсовая
формы обучения. Не позднее 2-х дней после
выхода ученика на работу руководитель
закрепляет за ним инструктора производственного
обучения и инженера-консультанта, оформляется
трудовое соглашение. При индивидуальной
форме обучаемый изучает теоретический
курс самостоятельно, используя консультации
инженера (до 20 часов). Результаты подготовки
заносятся инженером-консультантом в
карточку учета теоретического обучения
(срок хранения в отделе 627 - 5 лет). При курсовой
форме для изучения теоретического курса
формируются группы численностью 5-15 человек.
К обучению привлекаются специалисты
с высшим и средним специальным образованием.
Производственное обучение осуществляется
индивидуально на рабочих местах под руководством
квалифицированного рабочего-инструктора
с образованием не ниже среднего специального
и стажем работы более 1 года. Получаемые
обучающимися практические навыки и умения
заносятся в дневник учета производственного
обучения (хранится в отделе 627 5 лет). Затем
обучаемый выполняет квалификационную
работу, которая должна соответствовать
тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС).
Ее подбирает мастер производственного
участка. По результатам работы мастер
и организатор ПТО оформляют заключение
на квалификационную работу (также хранится
5 лет в отделе обучения завода). Все документы
(карточка, дневник, заключение) организатор
ПТО за день до квалификационных экзаменов
сдает в бюро 627 02. При успешной сдаче экзамена
обучаемому присваивается квалификационный
разряд. Срок обучения может быть сокращен
при успешном обучении и отличных показателях
профессиональной подготовки. После оформления
протокола заседания квалификационной
комиссии отдел обучения готовит проект
приказа о переводе обучившегося на работу
по соответствующей профессии и разряду.
Перевод производится приказом по предприятию.
Обучение по профессиям, связанным с обследованием
объектов котлонадзора и подъемных сооружений,
водителей автомобилей, организует бюро
627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК),
технических школах по заключаемым с ними
договорам и на основании заявок подразделений.
[14, стр. 29]
Обучение
вторым профессиям и переподготовка
- согласно стандарту предприятия, это
обучение лиц, уже имеющих профессию, с
целью расширения их профессионального
уровня, выполнения необходимых работ
или смены профессии высвобождаемыми
работниками, которые не могут быть использованы
по имеющимся у них профессиям. Руководитель
издает приказ по подразделению, назначается
инструктор производственного обучения
и инженер-консультант. Устанавливаются
сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего
в период обучения. Завершается обучение
выполнением квалификационной работы
и сдачей квалификационного экзамена.
На основании протокола заседания комиссии
личного заявления рабочего отдел обучения
готовит проект приказа по предприятию
о переводе его по соответствующей профессии
и разряду.
Повышение
квалификации рабочих (ПК) - это профессиональное
обучение, направленное на совершенствование
их профессиональных знаний, умений, навыков,
трудовой мотивации, рост мастерства по
имеющимся профессиям. По утвержденным
планам и программам на предприятии проводятся
следующие формы повышения квалификации:
-
производственно-технические
-
курсы целевого назначения (КЦН)
ПТК
проводятся в целях углубления и
расширения знаний, умений и навыков
для получения более высоких
разрядов в соответствии с требованиями
производства. После обучения на ПТК
и сдачи квалификационного экзамена
рабочему присваивается повышенный квалификационный
разряд. Также ПТК проводятся для рабочих,
у которых фактический уровень квалификации
не в полной мере соответствует имеющемуся
тарифному разряду. Периодичность обучения
составляет раз в год (в случае отличных
показателей может быть сокращена до 6
месяцев). Обучение на ПТК проводят по
курсовой и индивидуальной формам обучения.
Основанием для зачисления на курсы является
личное заявление рабочего. Комплектование
учебных групп бюро 627 осуществляет из
рабочих одной или родственных профессий
близкой квалификации. Численность группы
- от 5 до 15 человек. При отсутствии возможности
создать группу допускается индивидуальное
обучение, при котором рабочий сам изучает
теоретический курс и консультируется
с инженером-консультантом (не более 20
часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей,
определяет режим работы учебной группы
и место занятий. Результаты обучения
фиксируются в журнале учета теоретических
занятий или карточке учета теоретических
занятий для индивидуальных консультаций.
Ответственность за качество проведения
занятий возлагается на преподавателей.
Допускается ПК при самостоятельной подготовке.
Обучение завершается выполнением квалификационной
работы и сдачей экзамена на очередной
разряд.