Автор работы: m*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Введение……………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников…………….…….…...5
1.1.Организация и методика производственного обучения……….…….....5
1.2.Управление профессиональным обучением кадров…………………....7
1.3. Организация видов профессионального обучения………………..…. .9
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих…………….……………….....9
1.3.2. Обучение рабочих вторым профессиям…………………………….12
1.3.3.Повышение квалификации рабочих……………………………….....12
1.4. Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих……………………………………………………………..….…...15
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЮНИОР»……...18
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..18
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии ………..…20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ОСЗЮ» ……………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….……..41
Список используемой литературы………………
универсальность,
которая позволяет обучать
возможность самостоятельного индивидуального обучения;
ориентация на конечный результат;
большая
эффективность с точки зрения
качества приобретаемых трудовых навыков
и меньшие затраты вследствие
сокращения сроков обучения.
По
нашему мнению, применение модульной
системы обучения на заводе позволит,
особенно в перспективе, при ускорении
технических и структурных изменений
в экономике, более гибко реагировать
на потребности в квалифицированных рабочих
кадрах. Поэтому речь должна идти не о
единственном акте подготовки рабочих
кадров по профессиям, необходимым для
завода, г. Вологды, а о внедрении модульной
методологии на правах юридически оформленного
непрерывного метода обучения рабочих
кадров.
Автор считает необходимым развивать контрактную форму обучения работников ОАО «ОСЗЮ». Контракты на подготовку и переподготовку позволят максимально индивидуализировать процесс обучения, обеспечат стимулирование в виде различного рода гарантий, закрепленных в контракте. В порядке приоритетности стоящих перед заводом социально-экономических проблем важно выделить следующие группы работников и основные виды контрактов на обучение, которые будут отличаться спецификой их содержания:
контракты с работниками ОАО «ОСЗЮ» на «ориентированную» (с учетом перспективы развития экономики завода) подготовку, переподготовку и повышение квалификации (стажировку, адаптацию). Этот вид контракта целесообразно заключать с теми работниками, которым будет гарантирована занятость на предприятии после прохождения обучения. [16, стр. 84]
контракты
на первичную профессиональную подготовку
с выпускниками общеобразовательных
школ, на адаптацию и стажировку выпускников
учебных заведений.
Еще
один, связанный с предыдущим, элемент
совершенствования организации
обучения персонала состоит в
необходимости расширения договорной
двухэтапной системы подготовки
высококвалифицированных кадров. На первом
этапе заключаются «общие» договоры между
заводом и учебными заведениями города.
Предприятие должно определить количественную
сторону - сколько и каких специалистов
нужно подготовить за определенный период
времени (при необходимости оговариваются
дополнительные дисциплины, углубленная
подготовка, специализация и проч.). На
втором этапе заключаются индивидуальные
«трехсторонние» договоры: студент - вуз
- завод. В результате студенты могут рассчитывать
на получение от предприятия доплаты к
стипендиям в размере тарифной ставки
первого разряда, соответствующей ведущей
рабочей профессии (при очном обучении).
В
самом общем плане можно
работник, направляемый на профессиональное обучение (с согласия);
работодатель - ОАО «ОСЗЮ»;
образовательное учреждение;
центр
занятости населения.
Более
того, договорная система обучения
ориентирована на решение многих
проблем и руководства
Договорная
система обучения способна нести
большую социальную нагрузку: одной
из ее целевых категорий являются
работники, высвобождаемые с предприятия
и направляемые на профессиональное
обучение до расторжения с ними трудового
договора с целью повышения конкурентоспособности
на рынке труда. Важно, что учебный договор
при необходимости может послужить основанием
для защиты прав работника в судебном
порядке.
Таким
образом, договорные отношения могут рассматриваться
как самостоятельное направление регулирования
профессионального обучения и как одна
из форм реализации определённой группы
мер. Именно этой двойственностью будет
определяться место и роль договорных
форм обучения в системе регулирования
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации. За счёт использования договорных
отношений может достигаться кадровое
обеспечение высококвалифицированными
специалистами ОАО «ОСЗЮ» важнейших региональных
научно-технических и социальных программ
и проектов или конкретных предприятий
и организаций области. В данном случае
у руководства завода появится возможность,
взаимодействуя с органами власти, совместно
задавать объёмы подготовки рабочих кадров,
устанавливать требования к учреждениям
профессионального образования и к работодателям.
Если же обратиться к договорным отношениям
как форме реализации мер, направленных
на регулирование профессионального обучения
собственно на «Вологодском оптико-механическом
заводе», то нельзя не выделить роль учебных
договоров в повышении качества подготовки
рабочих кадров предприятия, обеспечении
доступности получения профессионального
образования различными категориями населения.
[11, стр. 29]
Кроме
того, не последнее место должно
занимать юридическое закрепление
вопросов обучения. В договоре стоит предусмотрено
следующее - в случае обучения работника
за счет средств ОАО «ОСЗЮ» он обязуется
в течение последующих пяти лет отработать
на предприятии, либо (при отказе и переходе
на новую работу) возместить расходы на
свое обучение. Допускается вариант передачи
полученных им в ходе обучения на курсах
или стажировки знаний и опыта другим
работникам завода в безвозмездном порядке.
Следующее
направление совершенствования
организации обучения - уход от формализованного
подхода в обучающей деятельности завода.
Исходя из данных анализа количественного
и качественного состава рабочих кадров
на предприятии, можно заключить, что руководство
ОАО «ОСЗЮ» не придаёт значения основным
элементам теории человеческого капитала.
Ограниченность вызвана ориентацией на
количественную информацию, с помощью
которой отдел кадров пытается анализировать
особенности процесса подготовки и переподготовки
(вместо предпочтительного качественного
подхода к структуре обучаемых и при оценке
результатов обучения).
Неформальное
обучение на предприятии должно производиться
индивидуально и основываться на
понимании кого учить, чему и как
учить. Это означает, что отдел
кадров и бюро по подготовке кадров
ОАО «ОСЗЮ» должны владеть информацией
о том, насколько полны и актуальны знания
по профессии у каждого работника, чтобы
определить следует ли его обучать и чему
именно. Необходимо определять также,
каковы личные способности каждого рабочего
к обучению, то есть какой материал и в
какой форме подачи данный рабочий сможет
усвоить быстрее и легче. Отсюда возможен
дифференцированный подход к выбору методов,
средств и места обучения (курсы, факультеты
повышения квалификации, производственное
обучение).
Важная составляющая решения данной задачи - в базе данных автоматизированной системы отдела кадров создать специальную программу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. На основе базы данных автоматизированной кадровой системы завести отдельный файл на каждого работника, куда будут заноситься все данные, связанные с его обучением. Это означает, что недостаточно отражать в нём только данные формального характера - о сроках, формах, местах, продолжительности и стоимости обучения каждого рабочего. Следует собрать также более скрытые неформальные данные: например, степень актуальности его знаний по профессии; области, в которых он менее силён; недостатки деятельности и поведения; способности к обучению и тому подобные сведения, получаемые преимущественно путём социально-психологических исследований.
Следовательно,
еще одно направление совершенствования
организации обучения, повышающее,
в конечном счете, качество последнего
- проведение социально-психологических
исследований и опросов. Система
повышения квалификации, чтобы быть
эффективной, должна основываться на сборе
информации «снизу», со стороны самих
работников. На данный момент на заводе
отсутствует практика проведения опроса
самих рабочих, в какой области они хотели
бы повысить свою квалификацию - подача
заявок на обучение является прерогативой
мастеров, бригадиров, начальников цехов.
Предложенный вариант бланка анкеты рассчитан
не только на специалистов и руководящих
работников ОАО «ОСЗЮ», направляемых на
учебные семинары и конференции. Данная
анкета может быть адаптирована для изучения
мнения работников относительно заводских
форм обучения (курсы целевого назначения,
школа молодого инженера и др.), по окончании
которых и предполагается проводить опрос
обученного персонала предприятия. [9,
стр. 57]
Учёт
мнения работников об уровне и динамике
их профессиональных знаний позволит
бюро по подготовке кадров планировать
повышение их квалификации «снизу», с
их рабочего места, что даст возможность
говорить об индивидуальном подходе к
их профессиональному развитию. Это, в
свою очередь, приведет к преодолению
формального характера обучения, позволит
точнее определять содержание и сроки,
сложность и место обучения, более обоснованно
подойти к формированию учебных групп.
Закономерным продолжением практики опроса
станет коррекция содержания обучения
по результатам тестового контроля и анкетирования
персонала и руководителей (налаживание
обратной связи).
Мы считаем необходимым не только обеспечить развитие социально-психологических и организационных компонентов заводского обучения, но и укрепить экономическую базу профессиональной подготовки кадров «ОСЗЮ». Возможным направлением решения данной задачи станет установка на опережающий характер профессионального обучения, учитывающего перспективы развития предприятия. Для этого считаю оправданным создание комиссии в составе 2-3х работников отдела кадров «Вологодского оптико-механического завода», которая сосредоточит свое внимание на глубоком качественном анализе всей информации по обучению, устранив тем самым главный недостаток в работе бюро подготовки кадров завода. В частности, заседающая на временных началах комиссия будет:
заниматься
изучением изменений
предлагать наиболее целесообразные направления совмещения профессий;
своевременно выявлять, на каких участках рабочие каких профессий должны быть переобучены для выполнения новых видов работ;
разрабатывать
профессионально-
Таким
образом, все перечисленные выше
направления совершенствования
содействуют повышению качества
образовательной политики предприятия,
одновременно преследуя две основные
цели: первая - сформировать заинтересованность
рабочих в профессиональном развитии;
вторая - предоставить им инструменты
для начала управления собственным профессиональным
ростом.
Учитывая
то обстоятельство, что объектом внимания
является промышленное предприятие, целесообразно
отметить еще ряд специальных мероприятий
по совершенствованию профессионально-технического
обучения работников, которые могли бы
улучшить функционирование системы подготовки
и переподготовки кадров предприятия
и работу завода в целом. В частности, представляется
полезным следующее.
1.
Пересмотреть содержание
для технологического персонала основного производства;
ремонтного персонала;
для
технологического персонала вспомогательных
цехов.
2.
Поэтапный переход на методы
активного обучения. Причем, наряду
с активным освоением новых
форм организации учебного
3. Подготовить сценарии для съемок учебных видеофильмов на темы:
-
производство ремонтных работ
в условиях повышенной
-
производство оптико-