Автор работы: m*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Введение……………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников…………….…….…...5
1.1.Организация и методика производственного обучения……….…….....5
1.2.Управление профессиональным обучением кадров…………………....7
1.3. Организация видов профессионального обучения………………..…. .9
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих…………….……………….....9
1.3.2. Обучение рабочих вторым профессиям…………………………….12
1.3.3.Повышение квалификации рабочих……………………………….....12
1.4. Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих……………………………………………………………..….…...15
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ НА «ОМСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЮНИОР»……...18
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..18
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии ………..…20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ОСЗЮ» ……………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….……..41
Список используемой литературы………………
КЦН
вводятся для изучения нового оборудования,
изделий, материалов, технологических
процессов, правил технической эксплуатации
оборудования, вопросов системы качества.
Группы в размере 5-15 человек, но допускается
индивидуальная подготовка. Основанием
служит приказ руководителя подразделения,
согласованный с техническим директором
или главным инженером, в котором указывается
состав группы, преподаватель, место и
время занятий. Преподаватели, специалисты
с высшим и средним специальным образованием,
заполняют журнал. Обучение завершается
сдачей зачета.
Для
проведения квалификационных экзаменов
создаются заводская и цеховые
квалификационные комиссии. Председателем
заводской комиссии, создаваемой
приказом по предприятию, назначается
главный инженер или технический директор
(их заместители). Она принимает экзамены
у рабочих с 4-го и выше разряда. Председателем
цеховой квалификационной комиссии является
руководитель подразделения (или его заместитель),
который принимает экзамен у рабочих до
3-го разряда включительно. Оригинал протокола
заседания комиссии передается в группу
комплектования кадров и хранится 75 лет,
копия протокола направляется в бюро 627
022 и хранится там 5 лет. На основании протокола
составляется проект приказа о присвоении
соответствующего разряда. Сведения о
присвоении разряда заносятся в трудовую
книжку и карточку установленной формы.
[13, стр. 59]
Стажировка
молодых специалистов имеет срок
до 1 года. Молодой специалист совместно
с руководителем стажировки составляет
индивидуальный план стажировки и заполняет
паспорт молодого инженера. Для ускорения
адаптации молодого специалиста бюро
627 02 ежегодно организует Школу молодого
инженера (ШМИ), обучение в которой обязательно.
Для подведения итогов стажировки молодой
специалист проходит собеседование в
комиссии под председательством технического
директора.
Стажировка
руководящих работников и специалистов
проводится с целью подготовки резерва
кадров руководящего звена управления.
Приказом назначается руководитель
стажировки и определяется период стажировки.
По окончании руководитель стажировки
направляет в отдел обучения отзыв на
стажера и его отчет. Краткосрочное обучение
руководящих работников и специалистов
проводится, согласно стандарту, по мере
необходимости. Основанием служит заявка
руководителя подразделения, согласованная
с функциональным руководителем. Такое
обучение (индивидуально или в групповой
форме) организуется на заводе или вне
предприятия на договорной основе. При
направлении на обучение вне предприятия
(за счет средств последнего) с работником
заключается трудовое соглашение. Для
обучения на предприятии высококвалифицированные
специалисты завода разрабатывают учебные
планы и программы в зависимости от целей
обучения. Преподавателей подбирают из
числа руководителей и специалистов предприятия
либо приглашаются специалисты учебных
заведений и центров. Результаты обучения
фиксируются в журнале учета теоретических
занятий. [10, стр. 7]
Методическое
обеспечение и учебно-
Что
касается финансирования обучения, то
согласно утвержденному плану подготовки
и повышения квалификации разрабатывается
смета расходов на обучение персонала.
Анализ выполнения сметы - еще один критерий
оценки результативности процесса «Человеческие
ресурсы». Оплату труда рабочих, руководителей
и специалистов, направляемых на подготовку
в сторонние организации, за период учебы
производят в соответствии с ТК РФ. Источником
финансирования расходов на подготовку
и повышение квалификации персонала является
себестоимость продукции ОАО «ОСЗЮ».
Персональную
ответственность за организацию и учебно-методическую
работу на предприятиях осуществляет
бюро подготовки кадров предприятия. В
своей деятельности начальник бюро руководствуется
действующим законодательством, приказами
и указаниями вышестоящих организаций.
Проблемы выявленные на организации:
-
в целом недостаточный уровень
удовлетворения потребностей
- часто потенциал личности ниже потенциала должности (серьезное отставание уровня профессиональной подготовленности рабочего от темпов развития производства в условиях бурного развития и технологического усложнения последнего);
-
профессионально-
-
основная масса работников, руководствуясь
выработанными установками, не
заинтересована в дальнейшем
обучении и росте
- в современных условиях затруднены и слабо проводятся мероприятия по профориентации на рабочие (инженерные) специальности;
-
нет условий для всестороннего
развития личностного
Вследствие
этого проявляются
невысокая доля обучающихся в совокупной численности работающих на предприятии ;
незначительная доля молодых специалистов и высококвалифицированных рабочих (высокий процент текучести этих категорий работников);
отдел кадров ежегодно сталкивается с проблемой подготовки резерва на замещение рабочих и специалистов высокой квалификации;
отсутствие зарубежных стажировок;
велика
доля изношенного и устаревшего
учебного оборудования, в целом материально-
Также существуют явные пробелы в обеспечении необходимых условий и проведении мероприятий со стороны собственно бюро обучения и всего отдела кадров ОАО «ОСЗЮ». В частности, в ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:
формально-технический подход к работе: сотрудники бюро отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о целостности программ и методик обучения кадров;
отсутствие системного контроля знаний (если ведется, то исключительно локальный, то есть на уровне отдельного цеха, отдела);
не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе обученного персонала;
все материалы по подготовке и переподготовке кадров имеются лишь на бумажных носителях (папки и подшивки без должной систематизации) - не создана единая компьютеризированная система учета обученных сотрудников, дающая возможности глубокого анализа тенденций и оперативного поиска нужных данных;
преобладает
количественный подход к изучению структуры
прошедших подготовку и переподготовку
работников (число обученных и
сдавших на разряд, затраты и др.)
вместо качественного анализа
- не ведется учет обученных кадров по полу, возрасту;
- нет данных по уровню их образования и должностям;
-
отсутствует анализ
Таким
образом, обобщая перечисленное
выше, можно сформулировать главную
проблему в системе обучения кадров
ОАО «ОСЗЮ»: при анализе процесса обучения
не задействуются качественные критерии
его оценки, в работе бюро обучения кадров
не хватает глубокого аналитического
подхода. И, как следствие, невозможно
четко определить:
1) оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров;
2)
потребности завода в обучении
кадров и обеспечить их
3)
перспективы и стратегические
направления работы по
Решение
этой проблемы предполагает, определение
технологии совершенствования. Этому
посвящен следующие раздел работы.
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОВОЙ
В
качестве направлений по совершенствованию
механизма управления можно обозначить
два блока мероприятий: во-первых,
касающиеся более полного использования
наличного качества рабочей силы;
во-вторых, ориентированные на укрепление
экономической базы обучения кадров ОАО
«ОСЗЮ». Надо сказать, что в основе первой
группы - комплексное улучшение организации
системы подготовки и переподготовки
кадров на предприятии; во втором случае
главным инструментом станут структурные
изменения с целью рационального использования
объемов финансирования и вложений в обучение
персонала завода.
В связи с этим представляются действенными следующие пути реализации двух указанных направлений (или общие положения предлагаемой технологии совершенствования):
организация
на предприятии самостоятельного производственного
подразделения, в функции которого
будет входить проведение конкурсного
отбора высокоэффективных
внедрение полного коммерческого расчета при работе с персоналом по правилу: «потребность в рабочей силе заданного качества - затраты на обучение - аттестация - оценка эффективности труда»;
проведение единой кадровой политики, основу которой составляет непрерывное внутрифирменное развитие персонала с учетом вертикального его роста, создание резерва кадрового потенциала и всестороннего творческого профессионального развития по горизонтальным направлениям, освоения новых и вторых профессий, расширения зоны деятельности;
установление тесной корреляции между процессом непрерывного обучения и мерами морального и материального вознаграждения работников;
применение
системы материального
создание системы экспертизы инновационных учебных проектов;
сертификация
кадров на соответствие требованиям
профессиональных стандартов должна стать
базовой основой системы
Прежде
всего, подробно рассмотрим содержание
первого блока - то есть организационные
механизмы максимального
Преимущества внедрения модульной системы обучения на предприятии:
гибкость, адаптивность к меняющимся условиям, позволяющая достаточно быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике (опираясь на прогнозы потребностей рынка труда, обеспечивает подготовку рабочих кадров необходимого уровня квалификации, хорошо приспособлена для непрерывного обучения);