Разработка управленческих решений в долгосрочном временном горизонте управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Одной из основных целей социально-экономической политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В настоящее время ведется активная работа в области институционального регулирования системы местного

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I Теоретическая часть……………………………………………6
1.1Содержание управленческих решений, принимаемых должностными лицами в муниципальных образованиях…………..……..6
1.2 Формы разработки и реализации управленческих решений….12
1.3 Управленческое решение в долгосрочном временном горизонте управления………………………………………………………………………15
II Аналитическая часть…………………………………………………19
2.1 Общая характеристика муниципального образования………...19
2.1.1 Положительные тенденции социально-экономического развития города Невинномысска……….……………………………………21
2.2 Структура органов местного самоуправления города Невинномысска………………………………………………………………...26
2.3 Подготовка, принятие и вступление в силу муниципальных правовых актов…………………………………………………………………34
2.4 Процесс принятия управленческих решений органами местного самоуправления………………………………………………………………...36
Глава III Практическая часть…………………………………………41
3.1 Анализ недостатков в процессе формирования и принятия управленческих решений……………………………………………………...42
3.2 Проект по совершенствованию процесса принятия и реализации управленческих решений……………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….50
Список используемых источников……………………………………52
Приложение ………………………………………………………….......53

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ СОРОКИНА.docx

— 970.04 Кб (Скачать документ)

Отчет об исполнении прогноза разрабатывается и предоставляется в Собрание представителей МО.

Глава III Практическая часть

3.1 Анализ недостатков в процессе формирования и принятия управленческих решений

Одним из важнейших элементов процесса управления муниципальным образованием, с помощью которого обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих, является принятие и исполнение решений. Управленческое решение составляет главное средство управляющего воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование управляемых систем.

Разработка и реализация  муниципальных программ и стратегий  является неотъемлемой частью процесса развития муниципального образования.

В настоящий момент в городе Невинномысске действует ряд  программ развития. К ним относятся:

  1. Муниципальная целевая программа "Развитие муниципальной службы в администрации города Невинномысска и ее структурных подразделениях на 2011 - 2012 гг.".
  2. Программа “Реформирование муниципальных финансов города Невинномысска на 2010-2011 годы ”.
  3. Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории г. Невинномысска на 2010-2012 годы».
  4. Муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в г. Невинномысске на 2009-2012 годы».
  5. Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Невинномысска на 2010-2011 годы».
  6. Муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Невинномысске на период 2010-2012 гг.».
  7. Муниципальная целевая программа «Улучшение экологической обстановки в Невинномысске на 2009-2013 годы».
  8. Муниципальная целевая программа «Безопасный город Невинномысск на 2011-2013 годы».
  9. Стратегия социально-экономического развития города  Невинномысска до 2020 года

Проанализировав сроки реализации муниципальных целевых программ в городе Невинномысске можно  сделать вывод о том, что администрацией города в основном разрабатываются программы на краткосрочный и среднесрочный временные горизонты управления.

Причинами этому явлению  может служить :

  1. Наличие в городе большого спектра проблем, требующих оперативного решения.
  2. Неэффективность экономической базы.
  3. Неурегулированность ресурсной базы местного самоуправления – финансовых основ и прав собственности, в том числе на землю.
  4. Масштабное реформирование во многих сферах нарушает стабильность внешних условий (реформы – административная, бюджетная, налоговая, МСУ, ЖКХ, системы социальной защиты и пр.).
  5. У органов местного самоуправления мало «степеней свободы» - фактическое отсутствие бюджетов развития, минимальный объем закрепленных собственных доходов, плохая прогнозируемость бюджетных инвестиций, ограничения по привлечению заемных средств и пр.
  6. Нехватка квалифицированных кадров, способных составить прогноз развития города в долгосрочной перспективе.
  7. Высокая нагрузка на аппарат управления города Невинномысска .
  8. Зависимость планов и прогнозов органов власти города от приоритетных  программ развития страны, так как условия определяются “сверху”.
  9. Органам управления города Невинномысска понятны условия и перспективы развития, они не видят необходимости в составлении прогноза на долгосрочный период.

3.2 Проект по совершенствованию процесса принятия и реализации управленческих решений в долг

Невинномысск уже стал территорией ускоренного развития Ставрополья, поэтому именно сейчас целесообразно разрабатывать и внедрять программы развития в долгосрочном временном горизонте для поддержания темпа развития города.

При разработке и реализации долгосрочной программы необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.
  2. Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.
  3. Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
  4. Принцип научности заключается в применении научных методови средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
  5. Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
  6. В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.
  7. Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
  8. Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые  структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

Для улучшения показателей эффективности деятельности органов власти необходима слаженная работа должностных лиц на всех уровнях управления.

Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого  решения. Для решения этого вопроса  в настоящее время рекомендуется  своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений; формировать  общественное мнение по проблемам через  средства массовой информации, проводить  конференции, семинары, симпозиумы; создавать  системы кадрового обеспечения  реализации решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы.

Правильным на все времена  решение быть не может, так как  любая социально-экономическая система  движется во времени и пространстве, меняется ситуация внутри нее. В новой  ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так  начинается очередной управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.

На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает  информационное обеспечение, которое  должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений.

Важная роль также принадлежит  системе планирования и прогнозирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует  прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы.

Планы и прогнозы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений  и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности  использования бюджетных средств  и т. д. Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

Также целесообразно построение тесных экономических связей между  органами местного управления и коммерческими  организациями, работающими на территории муниципальных образований.

В органах управления муниципальным  образованием необходимо усилить контроль за реализацией управленческих решений. Особенно важно усилить контроль за использованием бюджетных средств.

Города-доноры, такие как  город Невинномысск, должны получать определенные налоговые преференции, так как от уровня развития города зависит развитие Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа.

На основе анализа социально-экономических показателей города Невинномысска были сформированы  следующие приоритетные задачи развития:

1. Развитие международного сотрудничества предприятий города, обмену специалистами, знаниями, технологиями, инновациями.

2. Создание индустриального  парка (территориального промышленного  кластера) будет способствовать  привлечению на территорию города  крупных международных и российских  компаний, которые вместе с инвести-циями обеспечат приток новых технологий, способов организации производства, высококлассных специалистов и менеджеров.

3. Усиление межрегиональной  кооперации в условиях сокращения спроса на продукцию позволит приостановить сокращение рабочих мест.

4. Увеличить муниципальную доли в структуре уставных капиталов стратегически важных предприятий позволит улучшить их финансовое состояние, сократить издержки, ликвидировать расходы непроизводственного характера.

5. Финансовый кризис создаст стимулы для технологического и организационного переустройства существующих производств и, в конечном счёте, приведёт к структурной перестройке экономики за счёт развития инновационной деятельности.

6. Муниципальная финансовая поддержка предприятий в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления гарантий позволит улучшить финансовое состояние предприятий.

7. Интеграция малых предприятий в деятельность крупных компаний обеспечит рост доли малого и среднего бизнеса в структуре городской экономики и обеспечит самозанятость населения и увеличение налогооблагаемой базы.

8. Создание муниципального  информационного кластера на основе мощной телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать развитию трансферта инновационных технологий и росту инновационных предприятий в сфере цифровых технологий.

9. Создание промышленно- производственного кластера (индустриальный парк) приведет к укрупнению организаций строительного комплекса: оптимизация затрат на строительство жилья, торговых и производственных объектов создаст условия для опережающего развития строительной индустрии.

10. Создание гибридных сегментов (синтез науки, бизнеса и образования) на базе сформировавшейся технологической платформы (промышленная и инженерная инфраструктура го-рода).

Муниципальное управление имеет  важное значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль долгосрочного управления, которое  облегчает управленческую деятельность.

Заключение

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента  в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной  на удовлетворение потребностей населения  в различных услугах, обустройство территории, создание условий для  воспроизводства и развития самого человека.  
         Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В муниципальном образовании рост доходов населения – одна из важнейших задач управления. Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления.

С этим связана третья особенность  муниципального управления - опора  в системе на использование людей  как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и  денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.  
Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека.

Особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых  носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и  стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой.  
Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия. 

Информация о работе Разработка управленческих решений в долгосрочном временном горизонте управления