Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка развития организационных форм и структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления предприятием, рассмотреть ее виды, выявить преимущества и недостатки, а также рассмотреть основные вопросы развития организационных структур.
2. Дать общую характеристику исследуемого предприятия, рассчитать эффективность системы управления, провести анализ трудовых ресурсов.
3. Рассмотреть возможные пути совершенствования структуры управления и дать оценку эффективности предлагаемой структуры управления на исследуемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………
1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления………………………………………………
1.2.Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика………………
1.3. Принципы развития организационных структур управления
1.4.Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления…………………………….
1.2 Стратегия развития, структура управления и маркетинговая деятельность анализируемого объекта…………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗИЦИОННЫХ ФОРМ И СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ЦМИ-2 ОАО «МАГНЕЗИТ»…………..
2.1 Общая характеристика деятельности организации……….
2.2Характеристика организационной структуры ЦМИ-2 ОАО «Магнезит»..
2.3Оценка эффективности функционирования существующей организационной структуры…….
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….26
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра: «Государственного и
Работу выполнил:
Студент гр.15УЗ -201
Лейдерман Е.В.
Работу проверила:
Коркина Т.А., профессор,
доктор. экон. наук . доцент
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………
1.1.Понятие и принципы построения организационной структуры управления………………………………………………
1.2.Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика………………
1.3. Принципы развития организационных структур управления
1.4.Обоснование необходимости
совершенствования
1.2 Стратегия развития,
структура управления и
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗИЦИОННЫХ ФОРМ И СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ЦМИ-2 ОАО «МАГНЕЗИТ»…………..
2.1 Общая характеристика деятельности организации……….
2.2Характеристика организационной структуры ЦМИ-2 ОАО «Магнезит»..
2.3Оценка эффективности функционирования существующей организационной структуры…….
3.1 Обоснование необходимости
совершенствования
3.2 Основные направления
совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, движение потоков информации и принятие управленческих решений, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Отсюда, то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях. Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Существуют различные типы организационных структур. Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы.
Поэтому в работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденций в их построении и развитии, оценке их соответствия решаемым задачам.
Целью курсовой работы является оценка развития организационных форм и структур управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность
2. Дать общую характеристику
исследуемого предприятия,
3. Рассмотреть возможные
пути совершенствования
Объектом исследования является ЦМИ – 2 (цех магнезиальных изделий №2 ОАО «Магнезит»).
Предмет исследования - организационная структура управленияЦМИ-2.
Цель исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе организационной структуры управления ЦМИ-2.
Задачи исследования: изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения организационной структуры; анализ и оценка существующей организационной структуры управления предприятием ЦМИ-2.
Методы исследования, использованные при подготовке работы, следующие: системный анализ; метод наблюдения; анализ документов и анализ деятельности организации.
Проблемы совершенствования организационных структур управления предприятий нашли широкое отражение в зарубежной экономический литературе и в учебниках отечественных авторов.
Однако следует отметить, что большинство публикаций, появившихся в последние годы, в обобщенном виде передают зарубежный опыт изучения организационных структур управления предприятий. Это позволяет заключить, что вопросы формирования организационных структур управления в России еще недостаточно проработаны и требуют к себе повышенного внимания.
Глава 1. СУЩНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи, уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники, так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Большое внимание уделяется принципам и методам формирования структур, выбору типа или их комбинации. Главные из принципов формирования могут быть сформулированы следующим образом [11]:
1. Организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации, где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья, например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями, слаженная работа которых требует координации и контроля.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Большинство организаций
непрерывно совершенствуют свои организационные
структуры. В настоящее время
характерно сокращение числа управленческих
уровней: переход от 8-12 управленческих
уровней к 4-5, т.е. сокращение числа
промежуточных звеньев между
главным управляющим и
1.2 Классификации
организационных структур
В современной теории менеджмента
выделяются два типа управления организациями:
бюрократический и
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют.
Главные понятия бюрократического
типа структуры управления - рациональность,
ответственность и
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную, четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
В отличие от бюрократического, органический тип организационных структур возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою эффективность. Органическая система отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать необходимую адаптивность. Органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная; линейно-функциональная; дивизиональные: продуктовая; региональная; ориентированная на потребителя; матричная; свободная.
Линейные структуры. Данный вид организационной структуры относится к самым древним и самым простым структурам. Его отличают, прежде всего, естественность и прозрачность отношений между членами организации, четкость отношений власти и подчинения. Это означает, что для каждого из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели.
Информация о работе Развитие организационных форм и структур управления