Роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить особенности и выявить специфику индивидуально-психологических особенностей личности работника. Соответственно в качестве задач можно выделить следующие:
1. рассмотреть индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер.
2. рассмотреть основные методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников;
3. определить роль руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации
4. провести анализ индивидуально-психологических особенностей персонала производственного предприятия ОАО «Белгородский Молочный Комбинат» и разработать рекомендации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… …………….....6
1.1. Определение сущности способностей личности…………………………...6
1.2. Факторы и методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников……………………………………………………………………...10
1.3. Связь роли руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации……………………………………………………….14

ГЛАВА . ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМК» …………………………………........………...21
2.1. Организация исследования…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических особенностей работников ООО «Белгородский Молочный Комбинат» ……………............................….25
2.3. Рекомендации по улучшению ситуации…………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

факультет управления и предпринимательства

 

 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности

 

Курсовая работа

студентки дневного отделения 3 курса группы 110902

Тараненко Юлии Николаевны

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры

Федюк Е.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…  …………….....6

1.1. Определение сущности способностей личности…………………………...6

1.2. Факторы и методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников……………………………………………………………………...10

1.3. Связь роли руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации……………………………………………………….14

 

ГЛАВА . ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМК» …………………………………........………...21

2.1. Организация исследования…………………………………………………21

2.2. Изучение индивидуально-психологических особенностей работников ООО «Белгородский Молочный Комбинат» ……………............................….25

2.3. Рекомендации по улучшению ситуации…………………………………..35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………....37

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции, работнику уже не достаточно иметь престижный диплом, необходимо быть еще и личностью, и профессионалом, и обладать харизмой, быть человеком культурным и стремящимся к развитию.

Индивидуально-психологические разли­чия - это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.

Индивидуальные разли­чия работников организации создаются и развиваются в ходе всей жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и средой. Психологическое изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об её свойствах и классифицировать различия   между людьми для решения практических задач. Для того чтобы   определить и  изучить индивидуально-психологические особенности личности: темперамент и характер, её способности, существует           большое количество различных методик. Все они базируются на нескольких      основных общенаучных подходах: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении их надёжности, а также на использовании современных математических методов.

Уже давно было замечено, что люди по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Поэтому вопрос о том, каковы основания этих различий и как они влияют на выполняемую человеком работу является на сегодняшний день очень актуальным.

Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности личности, отличающие людей друг от друга. В их состав включают такие индивидуально-типологические свойства личности как характер, темперамент, способности и направленность. Отличительными признаками свойств личности являются их индивидуальная устойчивость и межиндивидуальная изменчивость.

Оценка индивидуально-психологических особенностей личности должна вестись с позиций комплексного подхода, при котором следует использовать такие методы, которые бы выявили личностные особенности на всех уровнях самосознания. Необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить и эмоционально-динамические характеристики, и способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида.

С помощью разных наборов психодиагностических методик можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на его поверхности скрытые ресурсы человека, но также определить индивидуально-типологические свойства личности в целях профориентации или кадрового отбора, разработать дифференцированный подход в каждом отдельном случае для предупреждения нервного срыва, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных тенденций и других.

Индивидуально-психологические способности человека изучают различные на­уки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему индивидуальности личности, как психология. Серьезный вклад в изучение личности внесли такие ученые, как Р.С. Немов, А.В Батаршев, А.Г. Асмолов и другие. Особенности темперамента и характера людей изучали Сидоренко Е.В., Карташова Л.В., Дудин С.И., Наумова Е.В. и другие   ученые.

Проблема исследования – противоречие между необходимостью повышения эффективности деятельности организации и недостаточной изученностью степени влияния индивидуально-психологических особенностей персонала на организацию.

Гипотеза исследования состоит в том, что на сегодняшний день существует острая необходимость выявления доказательств того, что эффективность деятельность организации и положительный климат в коллективе во многом зависит от эмоциональной устойчивости сотрудников организации.

Объект исследования –персонал предприятия ООО «Белгородский Молочный Комбинат». Предметом исследования являются процессы формирования и развития индивидуально-психологических особенностей личности.

Цель курсовой работы – изучить особенности и выявить  специфику индивидуально-психологических особенностей личности работника. Соответственно в качестве задач можно выделить следующие:

1.      рассмотреть индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер.

2.      рассмотреть основные методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников;

3.      определить роль руководителя в формировании эмоциональной  устойчивости сотрудников организации

4.      провести анализ индивидуально-психологических особенностей персонала производственного предприятия ОАО «Белгородский Молочный Комбинат» и разработать рекомендации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Глава I. теоретический обзор роли личностных качеств в успешности управленческой деятельности

 

1.1. Определение сущности способностей личности

Способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими [Поршнев ,2003,С.191]. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Рассмотрим одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

- теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений;

- способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. [Дудин ,2002,С.74].

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний. Они определяются скоростью и качеством осво­ения человеком знаний и умений. Существуют также музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенциальные способности. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясня­ется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической при­родой, для этого может не иметься объективных условий и возмож­ностей. Таким образом, актуальные способ­ности составляют только часть потенциальных.

Имеется такая структуризация, способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности — это те способности, которые одинаковым образом проявляют себя в человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические.                                    

Общие и специальные способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят  операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому ни одна способность не является актуальной, реаль­ной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствую­щих общественно выработанных операций. Способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности [Асмолов ,2000,С.120].

Высокая степень одарённости, реализованная человеком в определённой области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одарённости, выражающаяся в результатах, достигнутых в ряде областей деятельности, наивысшая степень проявления творческих сил человека называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одарённости, сколько в том, что гений создаёт эпоху в области своей деятельности.

Информация о работе Роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности