Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности и выявить специфику индивидуально-психологических особенностей личности работника. Соответственно в качестве задач можно выделить следующие:
1. рассмотреть индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер.
2. рассмотреть основные методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников;
3. определить роль руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации
4. провести анализ индивидуально-психологических особенностей персонала производственного предприятия ОАО «Белгородский Молочный Комбинат» и разработать рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… …………….....6
1.1. Определение сущности способностей личности…………………………...6
1.2. Факторы и методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников……………………………………………………………………...10
1.3. Связь роли руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации……………………………………………………….14
ГЛАВА . ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМК» …………………………………........………...21
2.1. Организация исследования…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических особенностей работников ООО «Белгородский Молочный Комбинат» ……………............................….25
2.3. Рекомендации по улучшению ситуации…………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……
Для того чтобы составить психологический портрер и сделать прогноз его поведения мы выбрали «CPI - Калифорнийский личностный опросник». Опросник личностный разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный вариант издан в 1956 г. CPI содерит 462 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В результате обработки получаются показатели по 20-ти шкалам (3 из них контрольные). Первая группа шкал позволяет прогнозировать эффективность межличностного взаимодействия. Вторая группа шкал характеризует личностные ценности, самоконтроль. Третья группа шкал характеризует направленность на интеллектуальную сферу и достижения. Четвертая группа шкал направлена на оценку интересов, образа или стиля жизни личности.
Для выявления акцентуаций характера личности мы использовали «Характерологический опросник Леонгарда». Тест включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе. Опросник Леонгарда применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.
2.2. Изучения индивидуально-психологических особенностей работников ОАО «БМК»
На предприятии ОАО «БМК» в марте 2012 года было проведено исследование с целью изучения степени влияния индивидуально-психологических особенностей работников на эффективность деятельности предприятия в целом. Первый этап исследования был проведен в форме наблюдения за работниками, их поведением и взаимоотношениями, их действиями в конкретных ситуациях. На втором этапа исследования мы провели тестирования с помощью Личностного опросника ММРI, CPI - Калифорнийского личностного опросника и Характерологического опросника Леонгарда. Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тесты очень экономичны, однако обладают малой надёжностью и легко поддаются фальсификации.
Выборку нашего исследования составили 10 сотрудников ОАО «БМК» из совершенно разных подразделений организации: отдел кадров, бухгалтерский отдел и производственный цех.
Первым мы решили применить опросник MMPI. Для своего исследования мы будем использовать модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ, в первую очередь, нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта Л.Н. Собчик приданы новые названия большинству базисных шкал методики, соответствующие их психологической сущности, соответственно:
1-я шкала - шкала «невротического сверхконтроля»,
2-я – «пессимистичности»,
3-я – «эмоциональной лабильности»,
4-я – «импульсивности»,
6-я – «ригидности»,
7-я – «тревожности»,
8-я – «индивидуалистичности»,
9-я – «оптимизма и активности».
Не изменились названия двух шкал:
5-й – «шкала женственности-мужественности»
0-й – «шкала социальной интроверсии».
Опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений.
Шкала лжи «L» включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм.
Шкала невалидности «F» наряду с другими шкалами достоверности позволяет судить о надежности полученных результатов.
Показатели шкалы коррекции «K» свидетельствуют о готовности исследуемого раскрываться.
Тест СМИЛ проводился среди 10 сотрудников ОАО «БМК». Мужчинам и женщинам были розданы бланки с номерами опросов, на которых стоило лишь поставить + или -, что означало «верно» или «неверно» применительно к каждому сотруднику (Приложение 1). После проведения опроса, бланки были изъяты и мы занялись обработкой и интерпретацией результатов.
Для того, чтобы подвести итоги, нам необходимо, согласно ключу к тесту, посчитать количество баллов по каждой отдельной шкале. В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это — эмпирически выявленная усредненная норма.
, где
50 — это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение);
Х — это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале;
М — эмпирически выявленная в процессе рестандартизации методики медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале;
δ — сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации.
Таблица 1
Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ
№ | Названия шкал | Мужчины | Женщины | |
M | M | |||
L | Ложь | 4.2 | 4.2 | |
F | Достоверность | 2,76 | 2.76 | |
К | Коррекция | 12.1 | 12.1 | |
1 | Сверхконтроль | 11.1 | 12,9 | |
2 | Пессимистичность | 16,6 | 18,9 | |
3 | Эмоц. лабильность | 16.46 | 18,66 | |
4 | Импульсивность | 18,68 | 18.68 | |
5 | Женственность | 20.46 | 36,7 | |
6 | Ригидность | 7,9 | 7,9 | |
7 | Тревожность | 23.06 | 25.07 | |
8 | Индивидуалистичность | 21,96 | 22.73 | |
9 | Оптимистичность | 17.0 | 17.0 | |
0 | Интроверсия | 25,0 | 25.0 |
Основываясь на данных таблицы, приведем следующую таблицу, в которой проведем окончательные значение по каждому сотруднику и данным по шкалам. Показатели выше 70 и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы.
Таблица 2
Данные по шкалам сотрудников ОАО «БМК»
| L Ложь | F Достоверность | К Коррекция | 1 Сверхконтроль | 2 Пессимистичность | 3 Эмоц. лабильность | 4 Импульсивность | 5 Женственность | 6 Ригидность | 7 Тревожность | 8 Индивидуалистичность | 9 Оптимистичность | 0 Интроверсия |
Сотр. 1 | 50 | 57 | 55 | 57 | 81 | 64 | 81 | 45 | 60 | 72 | 65 | 59 | 71 |
Сотр. 2 | 57 | 68 | 61 | 55 | 85 | 62 | 81 | 49 | 62 | 70 | 62 | 58 | 72 |
Сотр. 3 | 53 | 60 | 58 | 54 | 80 | 68 | 82 | 46 | 62 | 71 | 64 | 61 | 69 |
Сотр. 4 | 53 | 62 | 56 | 53 | 81 | 63 | 85 | 48 | 68 | 74 | 66 | 57 | 68 |
Сотр. 5 | 54 | 69 | 60 | 59 | 81 | 65 | 86 | 48 | 65 | 75 | 66 | 62 | 73 |
Сотр. 6 | 59 | 69 | 61 | 55 | 84 | 65 | 84 | 45 | 65 | 75 | 62 | 63 | 75 |
Сотр. 7 | 55 | 63 | 58 | 50 | 83 | 60 | 82 | 40 | 69 | 70 | 63 | 58 | 72 |
Сотр. 8 | 50 | 60 | 52 | 53 | 80 | 68 | 83 | 42 | 64 | 73 | 64 | 59 | 69 |
Сотр. 9 | 51 | 65 | 59 | 59 | 85 | 65 | 83 | 46 | 62 | 71 | 61 | 61 | 69 |
Сотр. 10 | 50 | 61 | 53 | 55 | 89 | 65 | 80 | 46 | 62 | 72 | 60 | 62 | 74 |
Изучив, данные таблицы 2, мы можем приступать к интерпретации результатов. Представлены результаты исследования по методике СМИЛ.
Дезадаптация. У четырех человек выраженная эмоциональная напряженность. У остальных отсутствуют тенденции приукрасить свой характер, нет внутренней напряженности.
У двух сотрудников смешанный тип реагирования с преобладанием гипостенических тенденций. У восьмерых есть нормальная естественная защитная реакция на процедуру тестирования в ответ на попытку проникновения в мир личных переживаний.
У троих сотрудников в жизненно важных ситуациях проявляется достаточная активность, мотивация, направленная на самореализацию личности. У четырех наблюдается уход от конфронтации. У остальных стремление избегать тесных контактов с окружением и скрыть свои проблемы и особенности своего характера.
У пяти сотрудников депрессивная окраска переживаний, выраженная неудовлетворенность сложившейся ситуацией. Повышенная тревожность. Склонность к страхам и беспричинной озабоченности маловажными проблемами. И у пяти некоторое своеобразие эмоций. Эмоциональная лабильность. Артистичность.
Периодически возникают импульсивные эмоциональные и поведенческие реакции. Тревожно-мнительный тип реагирования. Повышенное чувство собственной вины.
У четырех сотрудников в социально значимых ситуациях возможен отказ от удовлетворения своих интересов ради других. Ориентация на требования окружающей среды, общепринятый стиль поведения. Общительность проявляется в сфере привычных контактов. Стремление укрепить свои позиции в коллективе. Обособленность. Гибкость в построении отношений с людьми. Умение менять стиль общения в зависимости от круга общения. Типично женский стиль межличностного поведения.
Временами - импульсивные непродуманные действия. Может проявиться заторможенность и неуверенность. Повышенный уровень тревожности, ограничительное поведение. В стрессе проявляется инертность установок. Временами проявляется безалаберность и беспечность.
Поведенческие реакции и отрицание своей вины при столкновении с противодействием окружающих. Ограничительное поведение, сужающие диапазон активности. Тенденции к уходу в мир субъективных интересов, значение которых преобладает над обыденными проблемами. Отрицание проблем.
Интуитивный, субъективно-имоциональный, опережающий опыт тип восприятия. Поспешность в принятии решений, в высказывании суждений. Пережитые неудачи не всегда способствуют научению. Вербально-аналитический когнитивный стиль, высокий уровень имеющихся проблем, склонность к рефлексии. Тенденция к застреванию на мелочах и повторной проверки сделанного, чтобы избежать ошибки. Живость ассоциаций. Системный.
Информация о работе Роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности