Роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить особенности и выявить специфику индивидуально-психологических особенностей личности работника. Соответственно в качестве задач можно выделить следующие:
1. рассмотреть индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер.
2. рассмотреть основные методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников;
3. определить роль руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации
4. провести анализ индивидуально-психологических особенностей персонала производственного предприятия ОАО «Белгородский Молочный Комбинат» и разработать рекомендации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… …………….....6
1.1. Определение сущности способностей личности…………………………...6
1.2. Факторы и методы изучения эмоциональной устойчивости сотрудников……………………………………………………………………...10
1.3. Связь роли руководителя в формировании эмоциональной устойчивости сотрудников организации……………………………………………………….14

ГЛАВА . ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМК» …………………………………........………...21
2.1. Организация исследования…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических особенностей работников ООО «Белгородский Молочный Комбинат» ……………............................….25
2.3. Рекомендации по улучшению ситуации…………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы составить психологический портрер и сделать прогноз его поведения мы выбрали «CPI - Калифорнийский личностный опросник». Опросник личностный разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный вариант издан в 1956 г. CPI содерит 462 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В результате обработки получаются показатели по 20-ти шкалам (3 из них контрольные). Первая группа шкал позволяет прогнозировать эффективность межличностного взаимодействия. Вторая группа шкал характеризует личностные ценности, самоконтроль. Третья группа шкал характеризует направленность на интеллектуальную сферу и достижения. Четвертая группа шкал направлена на оценку интересов, образа или стиля жизни личности. 

Для выявления акцентуаций характера личности мы использовали «Характерологический опросник Леонгарда». Тест включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе. Опросник Леонгарда применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

 

2.2. Изучения индивидуально-психологических особенностей работников ОАО «БМК»

 

На предприятии ОАО «БМК» в марте 2012 года было проведено исследование с целью изучения степени влияния индивидуально-психологических особенностей работников на эффективность деятельности предприятия в целом. Первый этап исследования был проведен в форме наблюдения за работниками, их поведением и взаимоотношениями, их действиями в конкретных ситуациях. На втором этапа исследования мы провели тестирования с помощью Личностного опросника ММРI, CPI - Калифорнийского личностного опросника и Характерологического опросника Леонгарда. Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тесты очень экономичны, однако обладают малой надёжностью и легко поддаются фальсификации.

Выборку нашего исследования составили 10 сотрудников ОАО «БМК» из совершенно разных подразделений организации: отдел кадров, бухгалтерский отдел и производственный цех.

Первым мы решили применить опросник MMPI. Для своего исследования  мы будем использовать модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ, в первую очередь, нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта Л.Н. Собчик приданы новые названия большинству базисных шкал методики, соответствующие их психологической сущности, соответственно:

1-я шкала - шкала «невротического сверхконтроля»,

2-я – «пессимистичности»,

3-я – «эмоциональной лабильности»,

4-я – «импульсивности»,

6-я – «ригидности»,

7-я – «тревожности»,

8-я – «индивидуалистичности»,

9-я – «оптимизма и активности».

Не изменились названия двух шкал:

5-й – «шкала женственности-мужественности»

0-й – «шкала социальной интроверсии».

Опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений.

Шкала лжи «L» включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм.

Шкала невалидности «F» наряду с другими шкалами достоверности позволяет судить о надежности полученных результатов.

Показатели шкалы коррекции «K» свидетельствуют о готовности исследуемого раскрываться.

Тест СМИЛ проводился среди 10 сотрудников ОАО «БМК». Мужчинам и женщинам были розданы бланки с номерами опросов, на которых стоило лишь поставить + или -, что означало «верно» или «неверно» применительно к каждому сотруднику (Приложение 1). После проведения опроса, бланки были изъяты и мы занялись обработкой и интерпретацией результатов.

Для того, чтобы подвести итоги, нам необходимо, согласно ключу к тесту, посчитать количество баллов по каждой отдельной шкале. В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это — эмпирически выявленная усредненная норма.

, где

50 — это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение);

Х — это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале;

М — эмпирически выявленная в процессе рестандартизации методики медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале;

δ — сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации.

Таблица 1

Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ

 

Названия шкал

Мужчины

Женщины

M

M

L

Ложь

4.2

4.2

F

Достоверность

2,76

2.76

К

Коррекция

12.1

12.1

1

Сверхконтроль

11.1

12,9

2

Пессимистичность

16,6

18,9

3

Эмоц. лабильность

16.46

18,66

4

Импульсивность

18,68

18.68

5

Женственность

20.46

36,7

6

Ригидность

7,9

7,9

7

Тревожность

23.06

25.07

8

Индивидуалистичность

21,96

22.73

9

Оптимистичность

17.0

17.0

0

Интроверсия

25,0

25.0


 

Основываясь на данных таблицы, приведем следующую таблицу, в которой проведем окончательные значение по каждому сотруднику и данным по шкалам. Показатели выше 70 и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы.

 

Таблица 2

Данные по шкалам сотрудников ОАО «БМК»

 

 

 

L   Ложь

F  Достоверность

К   Коррекция

1  Сверхконтроль

2  Пессимистичность

3  Эмоц. лабильность

4  Импульсивность

5  Женственность

6  Ригидность

7  Тревожность

8  Индивидуалистичность

9  Оптимистичность

0  Интроверсия

Сотр. 1

50

57

55

57

81

64

81

45

60

72

65

59

71

Сотр. 2

57

68

61

55

85

62

81

49

62

70

62

58

72

Сотр. 3

53

60

58

54

80

68

82

46

62

71

64

61

69

Сотр. 4

53

62

56

53

81

63

85

48

68

74

66

57

68

Сотр. 5

54

69

60

59

81

65

86

48

65

75

66

62

73

Сотр. 6

59

69

61

55

84

65

84

45

65

75

62

63

75

Сотр. 7

55

63

58

50

83

60

82

40

69

70

63

58

72

Сотр. 8

50

60

52

53

80

68

83

42

64

73

64

59

69

Сотр. 9

51

65

59

59

85

65

83

46

62

71

61

61

69

Сотр. 10

50

61

53

55

89

65

80

46

62

72

60

62

74

 

Изучив, данные таблицы 2, мы можем приступать к интерпретации результатов. Представлены результаты исследования по методике СМИЛ.

Дезадаптация. У четырех человек выраженная эмоциональная напряженность. У остальных отсутствуют тенденции приукрасить свой характер, нет внутренней напряженности.

У двух сотрудников смешанный тип реагирования с преобладанием гипостенических тенденций. У восьмерых есть нормальная естественная защитная реакция на процедуру тестирования в ответ на попытку проникновения в мир личных переживаний.

У троих сотрудников в жизненно важных ситуациях проявляется достаточная активность, мотивация, направленная на самореализацию личности. У четырех наблюдается уход от конфронтации. У остальных стремление избегать тесных контактов с окружением и скрыть свои проблемы и особенности своего характера.

У пяти сотрудников депрессивная окраска переживаний, выраженная неудовлетворенность сложившейся ситуацией. Повышенная тревожность. Склонность к страхам и беспричинной озабоченности маловажными проблемами. И у пяти некоторое своеобразие эмоций. Эмоциональная лабильность. Артистичность.

Периодически возникают импульсивные эмоциональные и поведенческие реакции. Тревожно-мнительный тип реагирования. Повышенное чувство собственной вины.

У четырех сотрудников в социально значимых ситуациях возможен отказ от удовлетворения своих интересов ради других. Ориентация на требования окружающей среды, общепринятый стиль поведения. Общительность проявляется в сфере привычных контактов. Стремление укрепить свои позиции в коллективе. Обособленность. Гибкость в построении отношений с людьми. Умение менять стиль общения в зависимости от круга общения. Типично женский стиль межличностного поведения.

Временами - импульсивные непродуманные действия. Может проявиться заторможенность и неуверенность. Повышенный уровень тревожности, ограничительное поведение. В стрессе проявляется инертность установок. Временами проявляется безалаберность и беспечность.

Поведенческие реакции и отрицание своей вины при столкновении с противодействием окружающих. Ограничительное поведение, сужающие диапазон активности. Тенденции к уходу в мир субъективных интересов, значение которых преобладает над обыденными проблемами. Отрицание проблем.

Интуитивный, субъективно-имоциональный, опережающий опыт тип восприятия. Поспешность в принятии решений, в высказывании суждений. Пережитые неудачи не всегда способствуют научению. Вербально-аналитический когнитивный стиль, высокий уровень имеющихся проблем, склонность к рефлексии. Тенденция к застреванию на мелочах и повторной проверки сделанного, чтобы избежать ошибки. Живость ассоциаций. Системный.

Информация о работе Роль личностных качеств в успешности управленческой деятельности