Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью проекта является разбор конфликта в филиале Фонда социального страхования, выработка конкретных предложений по урегулированию, поиск оптимальных способов поведения в конфликтной ситуации всех ее участников с приведением теоретических материалов по выбранной теме, разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами, описание методов предотвращения конфликтных ситуаций.
Введение 3
Теоретическая часть 4
Роль руководителя организации в управлении конфликтами 4
Руководитель -- посредник в конфликте 6
Руководитель -- субъект конфликта 8
Аналитическая часть 12
Описание конфликта 12
Бланк анализа конфликта 13
Карта конфликта 21
Проектная часть 23
Проектные предложения в отношении Александры Дмитриевны Кузьминой 23
Проектные предложения в отношении начальника отдела и сотрудников. 30
Заключение 35
Литература 36
37. стороны, вовлеченные
в конфликт, поступают как партнеры,
доверяют друг другу,
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Выгоды сотрудничества
несомненны: каждая сторона получает
максимум пользы при минимальных
потерях. Но такой путь продвижения
к положительному исходу конфликта
по-своему тернист. Он требует времени
и терпения, мудрости и дружеского
расположения, умения выразить и аргументировать
свою позицию, внимательного выслушивания
оппонентов, объясняющих свои интересы,
выработки альтернатив и
Уклонение реализуется
тогда, когда вы не отстаиваете свои
права, не сотрудничаете ни с кем
для выработки решения проблемы
или просто уклоняетесь от разрешения
конфликта. Может использоваться, когда
затрагиваемая проблема не столь
важна для вас, когда вы не хотите
тратить силы на ее решение или
когда вы чувствуете, что находитесь
в безнадежном положении. Этот стиль
рекомендуется также в тех
случаях, когда вы чувствуете себя неправым
и предчувствуете правоту другого
человека или когда этот человек
обладает большей властью. Все это
- серьезные основания для того,
чтобы не отстаивать собственную
позицию. Вы можете попытаться изменить
тему, выйти из комнаты или сделать
что-нибудь такое, что устранит или
отсрочит конфликт. Вы можете подумать:
"Я не собираюсь заниматься этим
сейчас". Короче говоря, вы не делаете
попыток удовлетворить
Стиль уклонения может
оказаться подходящим в тех случаях,
когда вы вынуждены общаться со сложным
человеком и когда нет
Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:
23. напряженность слишком
велика и вы ощущаете
24. исход не очень
важен для вас и вы считаете,
что решение настолько
25. проблема, вызвавшая
столкновение, не представляется
существенной, предмет расхождения,
по мнению субъекта - мелочный, основан
на вкусовых различиях, не
26. вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
27. вы хотите выиграть
время, может быть, для того, чтобы
получить дополнительную
28. ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
29. у вас мало
власти для решения проблемы
или для ее решения
30. вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
31. пытаться решить
проблему немедленно опасно, поскольку
вскрытие и открытое
32. требуется отсрочить
острое столкновение, чтобы выиграть
время, более обстоятельно
Несмотря на то, что
некоторые могут посчитать
Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Поэтому в какой-то мере приверженность этому стилю сотрудников отдела оправданна. Хотя можно говорить о том, что в чем-то это была тихая подпольная борьба, а значит конфронтация.
Я считаю, что лучшим выходом из ситуации стало бы сотрудничество для обеих сторон.
Мы видим, что Кузьмина любит без повода распекать сотрудников, и такое отношение задевает за живое, поскольку совершенно необоснованно. Начальник, несправедливо обвиняя сотрудника, активно подчеркивает его незащищенность, предполагая, что тот не сможет возразить, потому что, по начальственно-холопской традиции, не имеет права возражать. «Работник» -- от слова «раб». Поэтому подтекст такой «Я тебя унижаю, а ты молчи». Некоторые рвутся в начальники, чтобы как раз иметь возможность подобного унижения других.
Если работодатель
несправедливо относится к
Если работодатель несправедливо относится, то хороших отношений уже нет. Если копить обиду и делать вид, что ничего не происходит, начальник будет свирепеть еще больше -- ведь его не понимают. Можно попробовать высказать ему все, что хочется через «я-высказывание»: мне неприятно сознавать, что вы не замечаете моих усилий, мне грустно, что вы оцениваете мою работу не так, как мне кажется, она того заслуживает; я хочу поговорить с вами о сложившейся ситуации, чтобы разобраться в ней и т. п., каждый сам найдет нужные слова. Т. е. говорить только о своих чувствах, которые у вас есть к этой ситуации. Таким образом, убиваются сразу 4 зайца (!): вы выговорились, сняли груз с души; вы не критиковали начальника, что вызвало бы ответное противостояние; вы показали, что переживаете за работу; вы предложили выход -- разобраться. Мы же видим, что наш отдел не уделял должного внимания разговору с начальником попросту его опасаясь, что в корне неправильно. Они избрали для себя роль жерт и пытались лишь сопротивляться.
Самое действенное средство -- спокойное высказывание своих чувств, но без обвинений и оценок в адрес начальника: «Я считаю отношение ко мне необоснованным и несправедливым. Мне неприятно такое отношение. Но я думаю, что у вас есть причины так относиться ко мне. Почему вы не говорите о них открыто? Что конкретно вас не устраивает». Инициатива захвачена -- отвечает, отдувается уже начальник. И «добейте» его последним апперкотом -- спросите заинтересованно: «Как вы думаете разрешить сложившуюся ситуацию?»
И если, действительно реальных причин для недовольства вами нет, а есть искаженная информация, слухи, мифы и т. п., то если начальник не клиничен, отношения восстановятся. Не стоит сразу возмущаться: «Какое право вы имеете так относиться, как вы себя ведете?!» Надо менять правило «Ты -- начальник, я -- дурак». Сейчас дурак -- тот, кто не приносит фирме деньги. Это может быть и начальник. Но стоит подумать -- может быть, я чем-то его провоцирую на такое отношение?
Правила «выяснения отношений», выработанные опытом разных людей.
-От обобщенных
обвинений перейти к
-Надо дать начальнику выговориться -- вы думаете, у него проблем мало?
-Держать ровное глубокое дыхание. От дыхания зависят все ритмы организма. Сбившийся голос -- следствие нарушения ритма дыхания -- желание быстро выбросить из себя ответ. Не торопитесь с ответом. Только кажется, что ожидают моментального ответа -- задуматься над ним -- признак ума, а вот быстро что-то выпалить в ответ это признак только быстроты реакций...
В каком случае стоит прибегать к помощи коллектива? Может ли мнение коллектива повлиять на работодателя?
Коллектив, конечно, сила,
но есть большие сомнения по поводу
возможности объединения
В конце концов, в интересах сотрудников -- сформировать наилучшее о себе мнение.
Заключение
Целью данной курсовой работы являлась разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование технологий рационального поведения в конфликтах, изучение сущности конфликтов в организации, их причин и последствий, а так же способов и методов управления ими руководителями организации и подчиненными.
Были решены следующие задачи:
· изучение обязанностей и возможностей руководителя организации (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;
· анализ источников и проявления конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обоснование необходимости участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами;
· обоснование системы
ранних симптомов, указывающих руководителю
на необходимость участия в
· описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной организации (подразделении);
· обоснование требований к поведению руководителя, выступающего посредником в разрешении конфликтов;
· разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.
Анализ конфликта в филиале позволил выявить его причины, последствия, выявить оптимальный стиль поведения в подобной ситуации.
Литература
1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Управление персоналом, под редакцией Кибанова А.Я., М, Инфра-М, 2003
3. Журнал "Деньги" №36 07.06.2007
4. www.vedomosti.ru
5. www.trainings.ru
6. www.psyfactor.org