Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, шпаргалка

Описание

1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
2. Основные функции и требования к современным менеджерам.
4. Виды и функции менеджмента.
...
77. Конкурентная позиция турфирмы по модели М.Портера. SWOT-анализ конкурентной среды сервисных предприятий

Работа состоит из  1 файл

Контрольные вопросы по менеджменту СКСТответы.docx

— 351.10 Кб (Скачать документ)

 

  1. Опыт внутрифирменного управления в США и Западной Европы.
  2. Особенности японского менеджмента.

Японские специалисты в области  менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:

— система пожизненного найма;

— ротация по кругу (система  должностного продвижения) ;

— организация начитается с обоснования  цели;

— человек не только средство для  достижения цели, человек сам —  цель управления;

— ориентация на развитие организации;

— философия фирмы обязательна  для всех;

— гибкая структура;

— групповой подход;

— должность не связана с окладом (дифференциация незначительна);

— упор на проведение обучения (деньги — в персонал);

— качество продукции превыше всего;

—  ответственность групповая;

— заставляют трудиться условия, а не менеджер;

— новые молодые сотрудники — чистые листы бумаги ;

— уважение к фирме (семье), главе (отцу);

— группы психологически совместимые;

— «подсиживание» недопустимо.

Японский менеджмент утверждает, что надежность определяется тремя факторами: капиталом, материалами и людьми. Они являются источниками развития экономики, но их нужно использовать в совокупности, а не каждого в отдельности.

Качество управления можно  проверить только путем оценки того, как управляющие используют все эти ресурсы для достижения определенных целей, что, собственно, и является основной задачей менеджмента. Основное назначение управления — связать воедино эти фактора, но при этом следует помнить, что важнейшим из них является человек.

Что касается рабочей силы, то следует отметить большое трудолюбие японского народа, а также популярность и высокий уровень народного образования, послужившие существенными факторами укрепления менеджмента

Групповая мотивация составляет суть традиционной характеристики японского  управляющего. Здесь можно выделить три основных тенденции.

1. Пожизненный найм на работу.

— дух сотрудничества, дух  гармонии;

— жизнь работников фирмы  и вне ее составляет единое целое;

— способности руководителей  и дар управления персоналом ценятся более высоко, чем только коммерческая сторона деятельности;

для гибкости фирмы создаются  малые предприятия и филиалы;

— используют на других рабочих  местах, если не пригоден, но не увольняют;

— различного рода компенсации, надбавки, гарантированная зарплата.

Фирму рассматривают как  «живое существо», менеджеры и рядовые работники являются частью этого «существа», поэтому часть не может жить отдельно от компании. По этим причинам крах фирмы будет означать смерть как для управляющих, так и для других работников.

В основе пожизненного найма  лежит групповое сознание японского народа.

2. Групповое управление.

Управляющие заботятся о  мотивации групп людей. Говорят, что один американец работает лучше, чем один японец, а десять японцев  работают лучше десяти американцев.

Между группами существует соревнование, но одновременно и сотрудничество. Ответственность каждой группы — индивидуальная. Большое распространение получила такая деятельность в группах как кружки качества.

3. Управление с помощью профессиональных управляющих.

Большинство предприятий  и коммерческих организаций имеют форму акционерных обществ. Одной из черт управляющих в Японии является то, что на больших предприятиях их владельцы и управляющие — разные лица. Имея очевидное преимущество в искусстве управления, закаленные в применении метода «конкретных ситуаций», восприимчивые к  компьютерам, в высшей степени уверенные в своей способности решать самые сложные проблемы, профессионально подготовленные люди занимают все уровни менеджмента.

Японский менеджмент исходит  из того, что люди хотят работать и потому существует твердое убеждение, что:

— работа — источник удовлетворения;

— люди стараются, чтобы достичь  целей, которые поставлены;

— важную роль играет стремление к самовыражению, удовлетворение самолюбия;

— люди готовы добровольно  взять на себя ответственность;

— большинство людей обладает значительными творческими способностями;

—только часть интеллектуальных способностей людей используется на предприятиях.

Такое мировоззрение означает уверенность в положительных  качествах характера человеческой натуры. Люди хотят и стремятся  работать.

В связи с этим, важной задачей менеджмента является устранение препятствий и создание условий  для достижения желаемых людьми целей.  

Методы мотивации людей могут  быть следующими.

1. Круг деятельности не ограничивается; содействие развитию такого отношения к работе, которое позволило бы выработать самому человеку динамичный, ориентированный на будущее подход. Чтобы добиться этого на практике, работа выражается в понятиях целей сроком на год. Целей примерно пять, они должны быть несколько выше способностей работника. Цели должны быть достаточно высокими.

2. Делегирование работы и обеспечение творческих начал. Задания не детализируются, обеспечивается полнота полномочий, работника не упрекают за неудачи.

3. Наблюдение за работой путем диалога. Отношения «вызов-ответ» означают взаимный обмен. Вызов означает что руководители первыми принимают меры к предотвращению трудностей и опасностей; ответ означает что руководители как можно скорее решают проблему поставленные подчиненными. Управляющий не должен уходить от ответов на назревшие вопросы или задерживать решение проблем.

. Активизация связей путем личных контактов. Подчеркивается значение именно личных контактов, а не пересылки распоряжений.

 

  1. Теоретические основы сервисной  деятельности: понятие сервиса, основные подходы к пониманию его сущности.

 

  1. Понятие, виды и формы туризма.
 

Одним из направлений  сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует. В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: Tour (тур) означает «путешествие».

На настоящий  момент можно отчетливо зафиксировать  три наиболее общие трактовки  понятия «туризм». 
Во-первых, зауженная, сводящая туризм к понятию туристского тура, то есть деятельноституристских компаний. Этой точки зрения придерживаются некоторые российские специалисты, утверждая, что лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов. И поэтому, как полагают сторонники такой точки зрения, нет никакой необходимости выделять туризм в отдельную отрасль. 
Во-вторых, односторонняя потребительская, которой придерживаются в ряде ведущих стран мира и которая легла в основу определения туризма в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ. 
Туризм — временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. 
Проанализировав данное определение туризма, можно сделать вывод о том, что в его основу положены три следующих компонента. 
 
1. Временные перемещения (выезд) людей из мест их постоянного проживания в иные места. 
2. Цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. 
3. Период пребывания в стране должен составлять от 24 часов, но не более шести месяцев (закон «Об основах туристской деятельности РФ») или одного года (ВТО). 
Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. 
Важно отметить, что данное определение значительно шире в сравнении с представлением туризма как туроператорской и турагентской деятельности. 
И, в-третьих, под туризмом понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. В этом определении добавлена производственная составляющая, являющаяся неотъемлемой стороной туристского бизнеса, так как именно она обеспечивает на мировом рынке туристских услуг неотъемлемую от спроса сторону — предложение. И только единство и взаимодействие этих сторон — неотъемлемое условие нормального функционирования всего многообразия нарастающего туристского потока в мире. 
Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления:

  • Туризм с целью отдыха (поездки с целью физического или психологического восстановления организма).
  • Туризм с целью изучения культуры (познавательный и паломнический туризм).
  • Общественный туризм (клубный туризм, посещение друзей, знакомых, родственников).
  • Спортивный туризм (поездки с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).
  • Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса).
  • Политический туризм (участие в конгрессах, политических событиях и мероприятиях).

 
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма:

Признак

Форма

В зависимости от его организации (организационной формы)

Паушальный тур — это  стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг; индивидуальный тур отличается тем, что турист организует и осуществляет его самостоятельно

В зависимости от происхождения туристов

Внутренний; между народный

В зависимости от длительности пребывания

Продолжительные поездки; непродолжительные  поездки:

- транзитные поездки;  -однодневные поездки;

- кратковременный туризм (1-3 дня)

В зависимости от возраста пу тешеству ющих

Дети, путешествующие со своими родителями;

молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые экономически активные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45—64 года) возраста (путешествуют, . как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше)

В зависимости от транспортных средств

Авиатуризм; автобусный; железнодорожный; автом обильный; морской

В зависимости от времени  года

Сезон; межсезонье


 
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В  обоих случаях путешествия группируются по определенным критериям. Разница  состоит в том, что виды туризма  различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Понятие туризма  есть у всех нас. Все мы когда посещали другие города, страны.

Кроме предложенных шести критериев, существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Всемирная  туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим  типам:

  • внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;
  • въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
  • выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма


  1. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
  2. Типы туристов и туристское предложение.

 

а основе системной теории попытаемся разложить комплексную общую  систему туризма на составляющие ее подсистемы. Когда говорят системная теория, то возникает вопрос: что же вообще представляет собой система? Например, куча песка не является системой. Песок можно перемешать, добавить горсть или забрать, но куча все равно останется. В системе это невозможно, так как при каких-либо изменениях поменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее целостный характер.

Чтобы дать определение понятию система, можно сказать, что система — это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.

Применительно к системе туризма  можно сказать, что это совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли. Таким образом, система туризма  представлена системой отношений, в  которой туристские предприятия, организации  и регионы взаимодействуют с  внешней средой. Схематически взаимозависимости  и воздействия в системе туризма  представлены на рис. 3.1.

В основе системы туризма лежат  две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названые услуги предоставляются объектом туризма. Под объектом туризма понимается все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкой специализации со всеми его туристскими структурами.

 

 

 

  1. Особенности туризма как объекта управления.

 

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое  понятие, как «туризм»? У одних  туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с  палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих — путешествия  по зарубежным странам. И все они  правы, поскольку туризм чрезвычайно  разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой  лиц, путешествующих и пребывающих  в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным  каждому из нас, так как все  мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а,

Особенности туризма как объекта управления планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В  данном случае речь идет о  поездке, которая осуществляется  в место, находящееся за пределами  обычной среды. Однако нельзя  считать туристами1 лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом  месте. Главным условием здесь  является то, что место пребывания  не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Кроме  того, оно не должно быть связано  с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, ко и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"