Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, шпаргалка
1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
2. Основные функции и требования к современным менеджерам.
4. Виды и функции менеджмента.
...
77. Конкурентная позиция турфирмы по модели М.Портера. SWOT-анализ конкурентной среды сервисных предприятий
Инертные решения - это результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение.
Рискованные решения принимаются без тщательного обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных. Они могут не бояться любых опасностей.
Осторожные решения
2.3 Классификация решений по форме
Преобладающей формой управленческих решений являются письменные решения (приказы, распоряжения, поручения). Это форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо само управление в целом.
Тем не менее, важное место занимают и устные решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
Но по регламенту многих фирм руководители должны именно в письменной форме предоставлять наиболее ответственные управленческие решения для экономической и правовой экспертизы и в дальнейшем для исполнения. Устные управленческие решения тоже имеют правовую силу, их можно обжаловать в суде, если имеются по крайней мере два человека (свидетели), слышавшие это решение, озвученное руководителем.
Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
Таким образом, традиционными
видами работ, в которых руководитель
разрабатывает и реализует
В настоящее время в современных организациях введена должность руководителя информационной службы, подчиняющегося непосредственно генеральному директору для общего управления информационными ресурсами компании.
2.4 Классификация решений по характеру целей и длительности действий
Общее время действия управленческих решений определяется его важностью. Выделяют стратегические, тактические и оперативные решения.
Стратегические решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Стратегические цели - это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.
Стратегические управленческие
решения являются наиболее важными
решениями. Они особенно значимы
для конкурентоспособности и
имеют высокую цену последствий.
Такие решения связаны с
Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов компании (персонал структура, производство и т.д.).
Тактические решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач.
Тактические цели - это задачи,
предусматривающие решение
Тактические управленческие решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на более меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов компании.
Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
Операционные цели - это задачи, предусматривающие решения текущих вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей[8].
2.5 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления
Оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой определенного действия, но в то же время является самостоятельной задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании суждений, содержащихся в исходной информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.
Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.
Например, руководителю предприятия в течение некоторого времени поступает самая разнообразная информация о состоянии работ на различных участках. В результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней информацией руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.
Следующей разновидностью являются организационные решения. Организационное решение - это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационное решение
состоит в определении
Особенностью организационных
решений является их ориентация на
сравнительно широкий диапазон ситуаций.
Даже организации разового назначения
могут при выполнении поставленной
задачи столкнуться с разнообразными
условиями. Поэтому их необходимыми
качествами являются адаптивность (способность
приспосабливаться к
К наиболее сложным и ответственным
относят решения, которые называют технологическими
или управленческо-
Наиболее ответственным в классе технологических решений является определение цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий эффективности. Цель при этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.
В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели.
Технологическое решение
всегда задает определенное действие,
тогда как организационное
2.6 Иные классификации управленческих решений
По количеству альтернатив выделяют:
· стандартные решения - однозначный выбор, но он не имеет характер безоговорочной правильности и не вполне может соответствовать истинной причине проблемы;
· многоальтернативные решения. Многовариантная разновидность решений встречается не так часто, характеризуется множеством вариантов решения;
· инновационные решения - выбор при отсутствии очевидных альтернатив. В данном случае идет процесс переключения с рационального на творческое мышление, а затем снова на рациональное. При анализе вариантов решения может быть использован метод комбинирования лучших черт известных альтернатив.
По частоте принятия решений
выделяют: единовременные решения - решения
крупных проблем. Примером таких
решений может быть решение о
создании или ликвидации предприятия.
Циклические решения - решения проблем,
имеющих известный цикл. Пример менеджмента
циклических решений: один раз в
год принимаются решения по исполнению
бюджета текущего года и принятию
бюджета на следующий год. Частые
решения - решения, необходимость в
принятии которых возникает в
случайные моменты времени по
несвязанным между собой
По числу субъектов, влияющих на принятие решения, выделяют: определяющие решения - решения, принимаемые одним специалистом или руководителем; конкурентные решения - решения, принимаемые двумя специалистами; адаптирующие решения - решения, принимаемые коллегиально, на основе оценок группы экспертов.
По прогнозной эффективности выделяют:
ординарные решения - решения,
при которых эффективность
По характеру учета изменения условий реализации решения выделяют: гибкие решения - решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий; жесткие решения - имеют единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления.
Возможны и другие подходы
к классификации решений. Это
обусловлено многообразием
В целом, знание и использование
классификационных признаков
3. Эффективность
управленческих решений
Рассматривая процесс
принятия управленческих решений как
последовательность двух взаимосвязанных,
но в то же время самостоятельных
стадий - разработки решения и его
реализации - необходимо отметить в
соответствии с этим две модификации
управленческого решения: теоретически
найденного и практически реализованного.
По отношению к первому следует
применять понятие качества, а
ко второму - эффективность. Таким образом,
качество управленческого решения
возможно и необходимо оценивать
еще на стадии его принятия, не дожидаясь
получения фактического результата,
используя для этого
научную обоснованность;
своевременность;
непротиворечивость;
адаптивность;
реальность[11].
Менеджер может быть компетентным
и в состоянии принять