Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:03, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
1.Зарождение управленческой
мысли. Периоды развития управленческой
мысли.Мен.-т как особая категория и сам область
исследования сложилась в ХХ в., являясь
в настоящее время сам областью научного
знания.Как и любая наука, мен.-т обладает
собственными особенностями зарождения,развития,предметом,
2.Понятие и сущность управления с позиций
современных наук.Управление как самостоятельная система
претерпела ряд изменений, связанных с
развитием общества. Как только доисторические
люди стали жить организованными группами,
у них появилась необходимость управления
в, как минимум, трех сферах человеческой
дея-сти:1) оборонительная ;2)политическая
;3)экономическая. На первом этапе, когда
группы были незначительные,управление
осуществлялось одним человеком.По мере
разрастания и усложнения функций,появилась
необходимость разделения труда и дифференциация
функций.Менеджмент –
3.Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Основная задача – разработка универсальных принципов.Выделил 14 принципов управления: разделение труда-выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях за счет сокращения числа циклов;неотъемленность власти и ответственности –право отдавать приказ и отвечать за результат его исполнения; дисциплина – обязательно для работников всех уровней. Справедливое применение всех санкций; единоначалие-т е единство распоряжения; единство направления – каждая группа должна быть объединена едиными целями и планами; подчиненность; вознаграждение персонала по справедливости; централизация, уравновешенная децентрализация; иерархия; все должно быть на своих местах; справедливость; стабильность; инициативность; корпоративный дух. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности.Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.
4.Модель «самообучающейся
организации».Сам орг - это группа людей, которая постоянно
стремится развивать свои способности,
чтобы самим сформировать свое будущее.В
сам орг должны присутствовать 5 важнейших
компонентов. Первый - это совершенствование
личности. Чтобы орг могла расти, выживать,
добиваться успеха и обучаться, необходимы
известные нам компетенции, навыки управления,
но это еще не все. Для истинного обучения
необходимо так же расти духовно, то есть
быть открытым постоянно меняющемся миру
- и жить, стремясь творить, а не выполнять
работу механически. Здесь два основных
момента: постоянно учится ясному видению
окружающей реальности и учится делать
выводы из разницы между реальностью и
своим видением. Этот разрыв делает возможным
творческое напряжение, которое делает
возможным обучение. Второй компонент
- интеллектуальные модели - тесно связан
с совершенствованием личности. Это основные
ценности и принципы, которые определяют
деятельность организации. Третий компонент
- это общее видение. Общее и личное
видение должно перекрываться. Общее видение
должно быть создано только на основе
личного в результате общей работы сотрудников
организации. Общее видение появляется
тогда, когда задачи, определяемые этим
видением, больше не рассматриваются членами
организации как нечто отдельное для себя.
Четвертый - групповое обучение. Эта дисциплина
включает в себя навыки ведения диалога
и дискуссии. Эти два вида навыков взаимно
дополняют друг друга, но извлечь выгоду
из комбинации можно извлечь лишь в том
случае, если они будут разделены. Большинству
коллективов не хватает умения различать
их и осознанно переходить от одного к
другому. Пятый - это системное мышление
- то есть осознание того, что все взаимосвязано.
Организации - это сложные системы с различными
моделями, связями и взаимозависимостью.
Руководители, которые хорошо понимают
характер систем, имеют больше шансов
заметить повторяющиеся тенденции, такие,
как сохранение определенных проблем
или то, что системы имеют свои собственные
внутренние ограничители роста.
Для традиционной организации превращение
в самообучающуюся организацию представляет
собой огромную проблему. В самообучающихся
организациях руководители - это не контролеры
и надсмотрщики, а скорее исследователи
и конструкторы. Руководители обязаны
поощрять служащих к тому, чтобы они были
открыты новым идеям, откровенно общались
друг с другом, хорошо понимали, как функционируют
их компании, создавали коллективные ценности
и вместе работали для достижения цели.
Этого сложно добиться и этому не учились
большинство менеджеров.
6.Предшественники научной управленческой мысли 18-9вв.Центром упр мысли в период 18-19в становиться Англия Наибольшее влияние оказали А.Смит, Маршалл, Вебер, Маркс В сфере их интересов лежали общ устройство,образование гос-ва, формы разделения труда, основы рыночных отношений. Теории предшеств науч менед обусловлены специфическими современными им эк условиями(рост и развитие пром пр-ва, формирование тов-денеж отношений) Круг их исследований – поиск факторов эффективности, разработка эк теорий, анализ социального общества, повышение производительности труда. Рост пром производства требовал все большего числа рабочей силы, население перебиралось в города, росло число крупных городов. Все это явилось причиной ухудшения условий жизни и труда рабочих. В этот период проводилось много экспериментов, исследований на заводах с целью повышения производительности труда, эффективности производства; развивались различные общ теории. На предпр разрабатывался контроль за операциями, исследования затрат времени и движений на операцию, упр финансами и техникой, планирование и эффективность произ
5.Школа эмпирического анализа П.Друкера, Н. Акоффа.В процессе развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления.Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями: 1)менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство; 2) каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции: определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия; классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров; использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными; установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа; мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности. Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов: стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации; проанализируйте подлинную цель каждого сообщения; принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение; планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами; обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них; следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры; устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных; убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения; стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем. Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер.
7.Теория «человеческих отношений» Э.Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А.Маслоу, Д.Макгрегора, Ф. Герцберга. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность школы научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Элтона Мэйо можно назвать самыми крупным авторитететом в развитии школы человеческих отношений в управлении. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. эксперименты Э. Мейо продемонстрировали значимость мотивации. Он сделал два больших открытия: во-первых, что групповая динамика больше влияет на продуктивность труда, чем физические условия работы; во-вторых, что группа подчиняется неписаным правилам, ею же установленным, даже в очень регламентированной трудовой среде. В результате был сделан вывод, что отношение к персоналу намного важнее физических условий, в которых он работает. Э. Мейо утверждал, что социальный мир взрослых людей очень сложен и ориентирован, в основном, на работу. Он говорил, что жалоба — это не реакция на конкретный факт, а симптом общего недовольства. Неформальные группы на рабочих местах обычно становятся решающей силой. Сотрудничество в команде не возникает само по себе, его следует планировать и развивать. А. Маслоу — самый оригинальный теоретик мотивации XX века. Его знаменитую иерархию потребностей можно представить так: Потребности в самоактуализации; Потребности в самоуважении; Потребности в аффилиации; Потребности в безопасности; Физиологические потребности. Д. Мак-Грегор (1906-1964): теория лидерства и стиля управления. Теория Х и У. Двухфакторная теория Гер. На удовлетворенность работой влияют: трудовые успехи; признание заслуг сослуживцами и руководством;