Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:03, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
степень ответственности; продвижение по службе; возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «активными мотиваторами». По мнению Херцберга, наличие активных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы: способ управления; политика организации и администрация; условия труда; межличностные отношения на рабочем месте; заработок; неуверенность в стабильности работы; влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «пассивные факторы», или «гигиенических» факторов. Сами по себе пассивные факторы мотивацию не повышают, но их отсутствие приводит к снижению.
9.кодекс поведения менеджера.Корпоративная социальная ответственность.Корпоративная социальная ответственность - это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают в это понятие следующие виды ответственности: 1.Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. В отраслях, характеризующихся интенсивной конкуренцией, отношения с партнерами, например, поставщиками, а в некоторых случаях даже с конкурентами, могут иметь решающее значение для достижения преимущества. В результате развития долгосрочных отношений и работы в тесном сотрудничестве с партнерами по бизнесу компаниямудается сократить объем затрат, а также повысить качество.Отбор поставщиков уже не проводится исключительно на основе конкурентных заявок. Нужно учиться рассматривать своих основных поставщиков как истинных партнеров по бизнесу: предлагать разумные цены и условия, чтобы обеспечить рентабельность их работы и даже привлекать поставщиков к процессу разработки новой продукции. Вместо того, чтобы добиваться наиболее низких цен, желательно стремиться к установлению справедливого их уровня. В обмен на это можно настаивать на высоком качестве и надежности поставок.2. Ответственность в отношении потребителей. Вполне логично, что компания должна быть ответственной перед потребителями, ведь именно они приносят деньги. В рыночной экономике основное отличие добивающейся успеха компании - это обычай думать в первую очередь о потребителе. Успешно работающие компании строят длительные отношения с клиентами за счет концентрации своего внимания на их нуждах и обеспечения высокого качества работы с ними. Это означает взгляд на вещи с точки зрения клиента во всех видах деятельности: исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в работе по продаже и маркетингу.При переориентации на нужды клиентов часто появляется сомнение: действительно ли это все окупается - траты времени и денег на клиентов? Опыт показывает, что компании, которые интересы и потребности покупателей не считают затратами, а также обеспечивают качество, надежность товаров и услуг, работают со значительно большей выгодой. Бывает, что этот выигрыш - всего несколько лишних процентов, добавляющихся к норме прибыли. Но зато чем меньше дефектов и недоработок в выпускаемом товаре или оказываемых услугах, тем меньше переделок, и соответственно тратится меньше материалов, времени работников и руководителей и т.д.
23.Управленческая мысль
10.Классическая теория менеджмента: Слоун, Муни, Рейли, Урвик, Л. Гьюлик. Разработка общих принципов управления организацией.Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эф организация - это система, построенная на строго формальных принципах. С помощью такой логической системы Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом: принцип, процесс, результат, принцип координации, власть, или координация осуществление координации, эффект координации, лидерство, делегирование, функциональный результат.Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает координация. Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Но для того чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями или властью. Их вклад в развитие менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации. Лютер Гьюлик и ЛиндаллУрвик .Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций. Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей - самый неперспективный путь, полагает Урвик. Второй важный элемент эффективной администрации - принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. «Классическая школа» первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике.Принцип департаментализации (создания новых подразделений - департаментов) тесно связан с принципом разделения власти, который требовал, чтобы каждому подразделению выделялась конкретная область (тематика, круг задач), где он бы обладал исключительной властью.Другой принцип, игравший важную роль в «синтетической» теории, получил название диапазона контроля. Гьюлик считал, что если работа разнообразна по содержанию и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить небольшим числом людей. Значение работ Гьюлика и Урвика состоит в том, что они смогли соединить в единое целое подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнали друг к другу различные принципы управлении. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия.
11.Понятие и эволюция предпринимательских структур.Основа становления предпринимательства в Древнем Египте является развитое ремесленное производство и необходимость обмена товарами. Центры предпринимательской деятельности были ремесленные мастерские. Факторы, способствующие развитию предпринимательства: - выгодное географическое положение; - благоприятные климатические условия. Бурное развитие торговли сопровождалось ростом судостроения и связанных с ним ремесел. Крупнейшим торговым полисом к V веке до н.э. стал город Афины, торговавший с государствами Северной Африки, Западной Азии. В Греции развивались товарно-денежные отношения – весьма необычное явление для древности.Основа становления предпринимательства в Древнем Риме является развитие товарного производства и установление товарных отношений. Римские предприниматели впервые начали ориентировать свою деятельность на потребительский спрос, находить новые способы и пути его удовлетворения. Основные виды продукции, выпускаемой римскими предпринимателями:предметы широкого потребления, строительные материалы, кузнечные изделия, одежда для рабов. Формы предпринимательства в Древнем Риме: - получение дохода от сдачи собственности в аренду.- торговля товарами собственного производства.К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров, а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Кантильон подчеркивал, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего и связана исключительно с несением бремени риска. У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий. К.Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. В марксистской классовой теории не отводилось места предпринимательству как отдельной социальной группе (классу), Самой популярной базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепцияЙ.Шумпетера, Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.Понятие пред структуры предусматривает осуществление пред деятельности, субъектом которой выступает предприниматель, а объектом – процессы производства, распределения, обмена и потребления мат благ. В процессе всей истории эволюции пред-ва предпринимательские структуры меняли свою орг форму, размеры, выстраивали свою деятельность на основе различных факторов эффективности.
12.Понятие формальной и
13.Первый период развития управленческой мысли(Древний мир). Отличительной чертой эк и управленческой мысли в Др.мире является то, что ее носители – философы и мыслители, которые разрабатывали концепции, внедряли в повседневную жизнь. Поэтому большое значение в теории управления придавалось вопросам этики и морали. Античные воззрения относительно экономики, ведения хозяйства и управления относились к управлению государством. Основные древние цивилизации, которые внесли вклад в развитие управленческой мысли:Др греция, Римская Империя, Вавилония, ДрЕгипет, ДрВосток.Основные мыслители – Фалес, Платон, Аристотель.Платон – модель идеального общества. Высшее сословие – управляющие аристократы и охраняющие гос-во стражи. К частной соб Платон относился отрицательно. В Др.Греции тов-ден отношения осуществлялись по оределенным правилам. Аристотель предложил принцип «прапорциональной зависимости»: каждому в общественных и тов-ден воздается пропорционально его деятельности. Этика деловых отношений Аристотеля говорит: рынок и обмен должны строиться на оказании взаимных услуг. Услуга должна оплачиваться услугой. В отличии от Платона, Аристотель выступал за частную соб, однако указав ее использование в общих интересах. власть лучшего меньшинства, заботящегося об обществе. Аристотель также утверждает необходимость разделения труда на умственный и физический. Можно сказать, что Аристотелю (как и Платону) принадлежит идея разделения труда, вытекающая из модели государственного устройства.Ксенофонт (430–354 до н.э.) предложил следующие идеи относительно социально-экономических отношений: разделение труда на умственный и физический, у более простого труда может быть более высокая производительность, всякий товар имеет полезные свойства и может быть обменен на другой товарВ упоминаемом уже трактате «Домострой или Ойкономика» Ксе-нофонт рассматривал проблемы эффективного управления домашним хозяйством, сравнивал успешных и нерадивых хозяев. Земледелие провозглашалось почетным занятием, в отличие от ремесленничества, считавшимся недостойным для свободных людей. Одним из величайших древнеримских философов является Марк Туллий Цицерон (106 до н.э. — 43 до.н.э.). В своем образе идеального государственного устройства Цицерон говорит о том, что необхдимо равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий между законодательной и исполнительной властью, при соблюдении основных прав граждан — права избирать и свободы выбора. Итак, первый период развития управленческой мысли характеризуется развитием первых экономических и управленческих теорий, разработкой основ регулирования товарно-денежных отношений, обменных операций, оплаты труда, теорий эффективного управления и руководства хозяйством. Приоритетной сферой деятельности считается земледелие и сельское хозяйство, которое создает добавленную стоимость и тем самым приносит доход землевладельцу. Особое внимание уделялось этике и морали ведения дел, философии, партисипативному управлению и мотивации работников.