Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:03, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
.
15.Второй период развития
16.Основы развития западного капитализмаПятый период развития управленческой мысли охватывает приблизительно конец XIX – 80-е гг. ХХ в. В основном он приходится на ХХ в., в период бурного развития тяжелой промышленности, энергетики, материального производства, т.е. индустриальной эпохи. Индустриальная эпоха характеризуется появлением свободного рынка труда, фирмы-корпорации создавались для производства товаров и услуг, тем самым формировалось и развивалось общество потребления. Основной постулат экономики западных стран — свобода выбора, демократия. Усиление монополистической организации бизнеса в конце XIX в. привел к мировому экономическому кризису 1929–1933 гг. Грянувший кризис мировой экономики опроверг веру в развитие экономики в условиях совершенной конкуренции. В 1933 г. появляются первые экономические теории, исследовавшие проблемы несовершенной конкуренции. Так, в частности, при несовершенной конкуренции рыночная цена товара складывается не под коллективным влиянием участников рынка, так как дифференциация продукции ограничивает информированность покупателей о ценах, а производителей — о наиболее выгодных направления деятельности (т.е. конкурировать друг с другом они не могут). В начале ХХ в. возникает также новое направление экономической мысли, названное социальноинституциональным. Институционализм, в отличие от неоклассической теории, в качестве факторов экономического развития рассматривали не только материальные, но и социальные, духовные, моральные, правовые и т.п. факторы. Э. Чемберлен отметил влияние неценовых факторов на конкуренцию, к которым он относил качество товара, рекламу, «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».Кризис 1929–1933 гг. привел также к пониманию того, что экономические исследования должны переходить с уровня микроэкономики (фирма, домохозяйства) на макроэкономический уровень. Стало понятно, что управление и решение экономических проблем методами, предложенными классическими теориями, основанными на постулате невмешательства государства, невозможно. Во второй половине XX в. конвейерная форма организации труда постепенно сменяется бригадной, механический труд все больше заменяется автоматизированным. В конце XX в. активно внедряется полная автоматизация и компьютеризация производственного процесса. XX в. называют эпохой противоборства индивида и организации (вспомним, что в конце XIX в. борьба шла между капиталистами и рабочими, то есть между трудом и капиталом). И наконец, в этот период формируется и активно развивается класс менеджеров («белых воротничков»), ставших реальной силой и самостоятельным классом к концу ХХ века.
17.Принципы построения формальной организации, сформулированные Урвиком. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления. Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц. Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой. Он формулируется следующим образом: 1. Планирование - определение целей, которые должны быть достигнуты, и средств, которые могут при этом использоваться.2.Организация - создание формальной структуры, в рамках которой происходит распределение обязанностей и полномочий. 3. Подбор персонала - набор и подготовка групп людей, которые исполняют работу, и обеспечение благоприятных условий их труда. 4. Командование - принятие решений и непосредственное руководство подчиненными, а также исполнение прочих обязанностей лидера. 5. Координация - поддержание связи между подразделениями организации.6. Отчетность - информирование тех, кому управленец подотчетен, а также его подчиненных, о ходе работ. Реализация этой функции невозможна без ведения записей, проведения исследований и осуществления проверок.7. Бюджетирование - разработка фискальных мер и ведение финансовых документов.Урвик уделял особое внимание разработке конкретных рекомендаций по управлению, особенно в той части, которая касалась разделения труда. Он выделял три метода создания функциональных подразделений - унитарный (каждая служба работает в своем регионе или со своим списком клиентов), серийный (каждая служба ответственна за одну из операций в общем технологическом процессе) или субъектный (службы группируются вокруг отдельных людей, обладающих необходимой специализацией и возможностями).Урвику также ставят в заслугу популяризацию принципа "зоны регулирования", ограничивающего количество непосредственных подчиненных каждого управленца не более чем 5-6 людьми. Конкретный предел зависит от уровня руководства - на верхних уровнях это число не должно превышать 3, в то время как на нижних их может быть вдвое больше.Несмотря на то что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Даже если они и являются всего лишь соображениями здравого смысла, а не наукой, необходимо признать, что мы не располагаем сегодня ничем лучшим. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.
18.Характеристика
20.Функции управления, их характеристика. Функции управления: Общие:1) планирование. Отвечает на вопросы что мы будем делать? Как мы будем делать? Кто будет это делать? Планирование – это деятельность направленная на определение целей и задач организации, а так же распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. Без планирования не будет результата! 2)Организация – это одна из функций управления, является средством достижения цели. Решает задачи: формирование и поддержание компании. Обеспечение взаимодействия ее элементов; организация исполнения принятых решений; текущая организация производственных, торговых, управленческих и др процессов в компании. 3) мотивация – это планомерный, непрерывный процесс побуждения подчиненных на выполнение их функций. 4) контроль – это непрерывный процесс установления реального положения от запланированного. Предварительный контроль,что б отследить готовность к запуску. Промежуточный контроль – возможность изменить. Итоговый контроль – разработать инструменты мотивации. Накопить опыт для дальнейшего развития, подведение итогов. При контроле необходимо выстраивать обратную связь. Специфические: управление качеством, управление вспомогательным производством, оперативное управление, управление технической подготовкой производства, управление заработной платой, управление сбытом продукции и др.
19. Нелинейность и новый подход
к управлению