Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

шпора по истории упр. мысли.docx

— 126.64 Кб (Скачать документ)

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Второй период развития управленческой  мысли  (Средневековье и Эпоха  Возрождепния). Данный период развития управленческой мысли характеризуется зарождением и становлением феодализма и изменением производственных отношений — от использования рабского труда к использованию наемного в ремесленных мастерских. К XI в. во многих странах Западной Европы ремесленное производство начинает активно развиваться, растут объемы производства, деньги приобретают все большую ценность в товаро-обменных операциях. В этот период происходит отделение сельского хозяйства и ремесла как отдельных отраслей экономики, которые начинают обслуживать нужды друг друга. Развитие ремесленных цехов приводит к росту городов. Развитие научно-технического прогресса и внедрение в производство первых  машин привело к росту производительности труда.  Особенность данного периода развития управленческой мысли в том, что наиболее известные и дошедшие до нас работы мыслителей носят религиозный (теологический) характер. Для обоснования и описания товарно-денежных отношений, экономических явлений, управления ремесленным производством использовались теологи ческие и морально-этические методы и принципы. Наиболее известные  Августин Блаженный и Фома Аквинский. Августин Блаженный развил учение о предопределении, согласно которому поведение человека детерминировано и предопределено  волей бога. Августин Блаженный считает умственный и физический труд  равноценным, положение в обществе не определяет разделение труда. Богатство может быть накоплено только в результате труда, а ростовщический процент и торговая наценка — грешные способы. Считает деньги необходимыми для упрощения товарообмена, однако сами по себе ценности они не имеют. Фома Аквинский.  Основной принцип учения Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Считал, что разум может доказать существование бога. Разработал учение об иерархии, согласно которому все существующее имеет определенный, созданный богом иерархический порядок. В отличие от Августина Блаженного считает, что торговый обмен не всегда справедливый, так как может служить на пользу одному и в ущерб другому. «Справедливая цена» не должна рассчитываться на основе затрат труда и материалов, так как продавец должен получить то количество денег, которое соответствует его положению. Ростовщики и купцы могут получать большие  доходы, если они связаны с издержками перевозки и рисками. Торговля считалась занятием, едва ли угодным Богу, так же как и ростовщичество. Предпринимательство с целью получения прибыли было постыдным делом. Одним из мыслителей, оказавшим огромное влияние на развитие практики и теории управления, является Никколо Макиавелли. центральной концепцией учения Макиавелли стала сильная неограниченная власть, основанная на абсолютном подчинении. Макиавелли выдвинул идею разделения политической (т.е. светской) и религиозной власти. Именно эта идея стала основой не только в организации доидустриального и индустриального, но и современного общества. В какой-то степени Макиавелли является основоположником современной теории власти и лидерства, а также теории принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Основы развития западного капитализмаПятый период развития управленческой мысли охватывает приблизительно конец XIX – 80-е гг. ХХ в. В основном он приходится  на ХХ в., в период бурного развития тяжелой промышленности,  энергетики, материального производства, т.е. индустриальной эпохи. Индустриальная эпоха характеризуется появлением свободного рынка труда, фирмы-корпорации создавались для производства товаров и услуг, тем самым формировалось и развивалось общество потребления. Основной постулат экономики западных стран — свобода выбора, демократия. Усиление монополистической организации бизнеса в конце XIX в. привел к мировому экономическому кризису 1929–1933 гг. Грянувший кризис мировой экономики  опроверг  веру в развитие экономики в условиях совершенной конкуренции. В 1933 г. появляются первые экономические теории, исследовавшие проблемы несовершенной конкуренции.  Так, в частности, при несовершенной конкуренции рыночная цена товара складывается не под коллективным влиянием участников рынка, так как дифференциация продукции ограничивает информированность покупателей о ценах, а производителей — о наиболее выгодных направления деятельности (т.е. конкурировать друг с другом они не могут). В начале ХХ в. возникает также новое направление экономической мысли, названное социально­институциональным. Институционализм, в отличие от неоклассической теории, в качестве факторов экономического развития рассматривали не только материальные, но и социальные, духовные, моральные, правовые и т.п. факторы. Э. Чемберлен отметил влияние неценовых факторов на конкуренцию, к которым он относил качество товара, рекламу, «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».Кризис 1929–1933 гг. привел также к пониманию того, что экономические исследования должны переходить с уровня микроэкономики (фирма, домохозяйства) на макроэкономический уровень. Стало понятно, что управление и решение экономических проблем методами, предложенными классическими теориями, основанными на постулате невмешательства государства, невозможно. Во второй половине XX в. конвейерная форма организации труда постепенно сменяется бригадной, механический труд все больше заменяется автоматизированным. В конце XX в. активно внедряется полная автоматизация и компьютеризация производственного процесса.   XX в. называют эпохой противоборства индивида и организации (вспомним, что в конце XIX в. борьба шла между капиталистами и рабочими, то есть между трудом и капиталом). И наконец, в этот период формируется и активно развивается класс менеджеров («белых воротничков»), ставших реальной силой и самостоятельным классом к концу ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Принципы построения формальной организации, сформулированные Урвиком. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления. Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц. Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой. Он формулируется следующим образом: 1. Планирование - определение целей, которые должны быть достигнуты, и средств, которые могут при этом использоваться.2.Организация - создание формальной структуры, в рамках которой происходит распределение обязанностей и полномочий. 3. Подбор персонала - набор и подготовка групп людей, которые исполняют работу, и обеспечение благоприятных условий их труда. 4. Командование - принятие решений и непосредственное руководство подчиненными, а также исполнение прочих обязанностей лидера. 5. Координация - поддержание связи между подразделениями организации.6. Отчетность - информирование тех, кому управленец подотчетен, а также его подчиненных, о ходе работ. Реализация этой функции невозможна без ведения записей, проведения исследований и осуществления проверок.7. Бюджетирование - разработка фискальных мер и ведение финансовых документов.Урвик уделял особое внимание разработке конкретных рекомендаций по управлению, особенно в той части, которая касалась разделения труда. Он выделял три метода создания функциональных подразделений - унитарный (каждая служба работает в своем регионе или со своим списком клиентов), серийный (каждая служба ответственна за одну из операций в общем технологическом процессе) или субъектный (службы группируются вокруг отдельных людей, обладающих необходимой специализацией и возможностями).Урвику также ставят в заслугу популяризацию принципа "зоны регулирования", ограничивающего количество непосредственных подчиненных каждого управленца не более чем 5-6 людьми. Конкретный предел зависит от уровня руководства - на верхних уровнях это число не должно превышать 3, в то время как на нижних их может быть вдвое больше.Несмотря на то что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Даже если они и являются всего лишь соображениями здравого смысла, а не наукой, необходимо признать, что мы не располагаем сегодня ничем лучшим. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Характеристика содержательных  и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической  последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует. Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.

20.Функции управления, их характеристика. Функции управления: Общие:1) планирование. Отвечает на вопросы что мы будем делать? Как мы будем делать? Кто будет это делать? Планирование – это деятельность направленная на определение целей и задач организации, а так же распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. Без планирования не будет результата!  2)Организация – это одна из функций управления, является средством достижения цели. Решает задачи: формирование и поддержание компании. Обеспечение взаимодействия ее элементов; организация исполнения принятых решений; текущая организация производственных, торговых, управленческих и др процессов в компании. 3) мотивация – это планомерный, непрерывный процесс побуждения подчиненных на выполнение их функций. 4) контроль – это непрерывный процесс  установления реального положения от запланированного. Предварительный контроль,что б отследить готовность к запуску. Промежуточный контроль – возможность изменить. Итоговый контроль – разработать инструменты мотивации. Накопить опыт для дальнейшего развития, подведение итогов. При контроле необходимо выстраивать обратную связь. Специфические: управление качеством, управление вспомогательным производством, оперативное управление, управление технической подготовкой производства, управление заработной платой, управление сбытом продукции и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Нелинейность и новый подход  к управлению предпринимательскими структурами.Сущность управления в ХХ в., в индустриальную эпоху основана на разделении труда, специализации, иерархичности и вертикальной власти, высокой роли контроля, распоряжений и приказов. Подобный подход к управлению оправдан при производстве материальной продукции как основы деятельности предпринимательских структур. Управление часто представляет собой набор общепринятых правил, норм, инструкций, требований, регулирующих деятельность всей предпринимательской структуры. Однако командно-административная система управления и организации не имеет развития и ориентирована не на развитие, а на сохранение существующего порядка. Так стабильность плавно переходит в стагнацию. Такая система управления лишает работников инициативности и творческого подхода.Нелинейность представляет собой такой подход к пониманию эволюции развития систем, при которой реализуется принцип вариативности (множественности) траекторий развития.Нелинейные процессы априорно носят вероятностный характер, так как формирование каждой новой организационной формы в результате самоорганизационных процессов на каждом качественно новом уровне развития системы не является прямым следствием предыдущих ее состояний (организационных форм). Случайность приобретает характер определенной закономерности, является фактором, обусловливающим развитие предпринимательской структуры. Кризисы в различных сферах деятельности предпринимательской структуры (социальной, экономической, финансовой, технологической), а также мировые финансовые и экономические, политические кризисы являются ни чем иным, как «нормальным», естественным состоянием хаоса, являющегося первичным по отношению к состоянию порядка (стабильности). Наступление кризиса свидетельствует о том, что рассматриваемая нами система — предпринимательская структура — является сложной неравновесной системой, к которой  применимы законы нелинейной динамики. современным социально-экономическим системам присущи нелинейные самоорганизационные процессы, протекающие в хаотических средах, характеризующихся наличием специфических гибких «временных» структур, ориентированных на постоянное обновление и трансформацию. Управление на основе нелинейной динамики — это понимание необходимости и значимости состояния кризиса/хаоса и ориентация на постоянные организационные инновации. Управление в динамике — отказ от застывших структур и понимания сущности предпринимательской структуры как процесса и постоянной динамики, фокусирование внимания на кризисах/хаосах — точках нестабильности, ведущих к новому витку развития. То есть концепция управления развития предпринимательских структур должна строиться на понимании кризиса как появления новых возможностей и основного фактора развития. Организационные инновации — это инновации не только и не столько технической и технологической базы, сколько способность к формированию новых организационных форм (структур, процессов) на качественно новом уровне; инновации, направленные на приращение информационной памяти и знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"