Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии менеджмента".
1.Предварительный анализ анкетных - квалификация, опыт, личностная характеристика и т.п.
2.Предварительное отсеивающее
собеседование (как правило,
3.Анализ заполненного подробного опросника или специальной анкеты.
4. Основное собеседование
(серия собеседований) - формируется
описание жизненного пути
5. Сбор информации о кандидате (от других людей), проверка отзывов и рекомендаций
Дополнительные методы профессионального отбора кандидатов
1) Тестирование способностей (IQ, объем внимания и др.) –оценка уровня и структуры интеллекта
2) Психологическое тестирование
- прогнозируется возможное
3) Тестирование знаний и навыков, выполнение пробных заданий
4) Социометрическая оценка – оценка деловых качеств в группе.
5) Assessment Center - предполагает участие кандидата в специальном семинаре продолжительностью 1-2 дня. Программа оценочного центра включает в себя деловые игры, групповые упражнения, тестирование и профессиональные задания.
6) Экспертные оценки.
7) “Экзотические” методы
- проверка на полиграфе (
9 Комплексная система отбора может включать в себя следующие методы:
10 Адаптация персонала - это взаимное приспособление работника и организации, постепенное освоение им новой социальной роли, активное приспособление человека к профессии и социально-психологическим требованиям, к новой среде, к сложившимся нормам и традициям трудового коллектива.
Социально-психологическая адаптация персонала - процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. Новые сотрудники должны понять свою роль в служебной иерархии, усвоить ценности компании и требуемые навыки поведения.
Адаптация
персонала психофизиологическая
Адаптация социально-организационная — приспособление к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты
11 Методы адаптации персонала могут быть различными, например:
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте. Ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать поливалентной квалификацией. Ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подготовке специалистов. Обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки производственных навыков. Обучение вне рабочего места – расширяет потенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения. Лекция. Самостоятельное обучение
Используются такие
• рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.;
• деловые игры – приближен к профессиональной деятельности, вырабатывает практические и поведенческие навыки
Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:
1. Стадия ознакомления – ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями.
2. Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив.
3. Стадия ассимиляции - этап полного приспособления, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:
~ качественный уровень
работы по профессиональной
~ объективность деловой оценки;
~ престиж профессии, работы по специальности;
~ особенности организации труда и мотивации;
~ гибкость системы обучения;
~ особенности социально-
~ личностные свойства (психологические, возраст, семейное положение и т.п.).
12 Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость. Стимулирование, с точки зрения руководства, является тактикой решения проблемы, удовлетворяющей определенные мотивы работника и позволяющей ему более эффективно трудиться.
Мотивация и стимулирование
как методы управления трудом противоположны
по направленности: первое направлено
на изменение существующего
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование.
13 Содержательные теории мотивации. Эти теории стараются определить потребности людей, побуждающие их к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Они базируются на удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям.
Особый подход к управлению требуется от руководителя творческих коллективов, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.
Наиболее популярными содержательными теориями являются:
1. Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня.
2. Фридерик Герцберг Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе и т. п.
3.Модель мотивации Дэвида МакКлелланда, опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.
Потребность в самовыражении показывает, что работа для большинства не является главным и важнейшим делом жизни, хотя определенные составные части этой потребности важны для каждого из опрошенных работников
14 Процессуальные теории мотивации. Степень усилий, которые человек вкладывает в свой труд, зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей ситуации. Именно рассмотрению совместного влияния этих двух факторов на поведение человека посвящены так называемые процессуальные теории мотивации. Наиболее перспективными из них являются:
1- Теория подкрепления мотива- базируется на принципе — можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных. Теория и исследования подкрепления мотивов позволяют предложить следующие практические рекомендации по мотивированию работников в организациях:
2- Теория ожидания В соответствии с теорией ожидания, поведение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив. При этом мотивация складывается из трех сомножителей: Прогнозируемый стимул к работе = Ожидания * Валентность * Инструментальность. Где Ожидание (соотношение «затраты труда» /«результат») , Валентность («результат» /«вознаграждение») — это сила предпочтения человека в отношении данного результата, Инструментальность («исполнение» /«результат») — предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения). Однако, если теория подкрепления объясняет поведение с позиций бихевиоризма, т. е. с точки зрения механического включения приобретенных навыков, то теория ожидания связывает поведение с преднамеренным, рациональным процессом выбора.
Ключевыми понятиями теории являются: I) результат, 2) валентность и 3) ожидания.
3-Целевая теория мотивации. Цели можно определить как будущие состояния, желательные для индивида или организационной системы.(теория Э. Локе.) также цели рассматривают в качестве осознаваемых ограничений, которые наложены на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений и т. п. => цели — это не только желательные ориентиры для будущих достижений; они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь
4-Модификация поведения. В соответствии с этим подходом основным инструментом изменения организационного поведения выступает контролируемый менеджером мотивационный процесс, в основе лежит выявление функциональных (желательных) видов поведения и их подкрепление. Подход базируется на бихевиористских предпосылках:
1.Любое поведение имеет
Процесс воздействия на поведение включает следующих шаги: 1. Определение проблемы или желательных изменений в поведенческих терминах. Типичный вопрос может выглядеть так: «Какое изменение поведения работника приведет к выполнению этой задачи?» 2. Разработка мер, позволяющих оценить поведение и его изменения. 3. Оценка поведения и наглядное, графическое изображение полученных результатов. 4. Коррекционное вмешательство: выявление последствий (например, вознаграждение), которые способствуют желательному поведению и их использование только для желательного изменения. 5. Соотнесение вознаграждения с результативностью. 6. Повторное измерение и оценка поведения
15 «Инструменталист».
Мотивация такого работника
«Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.